Воспитание внимания и памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Исходя из идеи многообразия мира, невозможно создать совершенно одинаковых условий для деятельности хотя бы двух людей, да и двух одинаковых людей вряд ли можно отыскать. Ведь человек - результат развития все тех же бесконечно разнообразных условий - внешних (объективных) и внутренних (субъективных). Очевидно, и результаты деятельности двух разных людей также будут различны (оригинальны, неповторимы). В большей степени это будет зависеть от особенностей склада личности того и другого, от сформированности таких психических явлений, как внимание, память, мышление.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………........3
Глава 1. Воспитание нимания……………………………………………… .4
Глава 2. Воспитание памяти………………………………………………… 14
Заключение…………………………………………………………………….27
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсач по психологии.docx

— 61.40 Кб (Скачать файл)

   Бесспорно, большое значение в деле воспитания внимания будет иметь для вас самостоятельное накопление эрудиции в этом вопросе (сведения, почерпнутые из книг, лекций, бесед со специалистами). Лучший же способ стать внимательным, как считает психолог К. К. Платонов, "это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно". Лишь тогда изучаемое вами будет понято всерьез и запомнится надолго. Без хорошего внимания нет, как известно, и хорошей памяти.

    Способы проверки  уровня развития произвольного внимания 

1.Сделать  из плотной бумаги 6 карточек со следующими таблицами: 

21   12      7      1   20               9     5    11    23   20               14    18      7   24    21  

6   15    17      3   18             14   25    17    19   13               22      1    10     9      6

19     4      8    25   13               3   21      7    16     1                16     5      8   20    11

24     2    22    10     5             18   12      6    24     4                23     2    25     3    15  

9   14    11    23   16               8   15    10      2    22               19   13    17   12      4   

22    25     7    21    11              5    14    12    23     2               20     8    23    5    11  

6      2    10     3    23            18    25     7    24    13                 3    25    13   17     2

17    12    15     5    18            11      3    20     4    16               10    15    21    7    22     

1    16    20     9    24              6    10    19    22     1               24      1    19    9    14

19    13      4    14     8             21    15     9    17     8               18      6    12    4    16   
 

     В каждой  таблице написаны числа от 1 до 25 в беспорядке. Вам же необходимо внимательно рассмотреть таблицу и отыскать все числа по порядку от 1 до 25. Время, затраченное на поиск, нужно фиксировать по секундомеру. Если вы затрачиваете на каждую таблицу не более 30 – 35 с, то у вас развито внимание, если же больше, то слабо. Проследите также, как меняется затрачиваемое вами время от таблицы к таблице. Если оно резко меняется, то у вас неустойчивое внимание.   С  помощью этих таблиц можно тренировать свое внимание. Когда вы добьетесь, что на каждую таблицу вы будете затрачивать не более 15 с, то можете считать, что развили свое внимание вполне достаточно.  

2.Составьте таблицу  из 20  двадцатизначных чисел, например таких:       

20345907518469206517;    

39180726408234031728;    

50391740827408940507;    

82650329470134627034;    

49130584086710327491;    

56719209431740195328;    

27409132804391740863;    

91826047281092730532;    

19283062034806731958;    

50823582931708264254;    

20843731820460821932;    

31092847509164561080;    

61820943184310940819;    

43180274302753094716;    

30612736823901772318;    

50317264908264072803;    

91072538609273213043;    

72640913274319265081;    

81902746531902746186;    

71082943194702868231.  

     По  команде товарища, который проверяет  ваше внимание, нужно вычеркнуть все  какие-либо три цифры, которые вам  называет товарищ, например, 0, 1 и 3. Эту  работу следует проделывать не более  чем за 5 мин. После этого необходимо подсчитать число правильно зачеркнутых  цифр, из него вычесть число допущенных пропусков и ошибочно зачеркнутых  цифр. Затем найти процентное отношение  полученного числа к общему числу  цифр 0, 1, 3 в данной таблице, т.е. к  числу 149. Если это отношение не менее 80%, то это неплохо, если же оно менее 80%, то вам надо тренировать свое внимание. Упражнения с этой таблицей можно начать с вычеркивания одной  какой-то цифры, затем двух цифр и  лишь после того, как вы справитесь с этими заданиями, перейти к  вычеркиванию трех цифр.

  

   Вывод.

  Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, проявляясь часто, постепенно превращается в устойчивое свойство личности — внимательность. При этом круг объектов может ограничиваться тем или иным видом деятельности (и тогда говорят о внимательности именно в этом виде, и чаще всего речь идет о профессиональных занятиях), а может распространяться на все виды деятельности (в этом случае говорят о внимательности как общем свойстве личности). Люди различаются по степени развития этого свойства. Крайний случай называют невнимательностью. Важно знать и то, насколько сформирована внимательность , и причины, обусловливающие невнимательность, поскольку все это связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.

   Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию его внимания: приучать работать в различных обстоятельствах, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов; упражнять произвольное внимание; добиваться осознания общественной значимости осваиваемого вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу; связывать внимание с требованиями дисциплины и т. п.

   Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы.

   Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением «маршрутов переключения». Обязательное условие при формировании у человека внимательности — ни при каких обстоятельствах не позволять ему любую работу делать небрежно. 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2.

  Воспитание памяти.

  "Ему легче учиться: у него память хорошая",- оправдывается студент. "Мне б иметь феноменальную память - я бы горы свернул",- мечтает другой.

   Со студентами можно согласиться и не согласиться. Действительно, значение памяти в человеческой жизни и деятельности мало сказать велико, оно уникально. Нет ни одного вида психической деятельности (сознательной и бессознательной), который бы не опирался на память. Действующая память - необходимое условие существования психики, существования личности.

    Существуют различные типологии памяти:

  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  • по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.[1]

   У каждого человека имеются все виды памяти с возможным преобладанием какого-либо из них.

   Словесно - логическая память - это память на все формализованное, т. е. осмысленное как логическая структура - на язык химии, математики, шахмат, музыки и др.; это основа нашей эрудиции, нашего образования, а потому так важно максимально использовать ее возможности. При прочих равных условиях тот из людей оказывается более способным, кто обладает лучшей словесно-логической памятью. Для того же, чтобы правильно воспитать память, необходимо прежде всего знать основные ее свойства, законы, управляющие ею.

  Любой вид памяти, в том числе и словесно-логическая, имеет следующие свойства:

  • полноту,
  • четкость (точность),
  • долговременность,
  • готовность.

  Полнота. 

  Полнотой памяти называется количество сбереженного памятью материала. Как правило, человек не сохраняет в памяти всего, что было предметом его заучивания (особенно если материал не заучивается наизусть). Но даже, казалось бы, при полном забывании в сознании все-таки остается след от выученного.

   Точность.

   Точностью памяти называют способность к воспроизведению материала без искажения. Стопроцентная точность доступна не всем. Одной из причин снижения точности памяти является "вмешательство" в ее работу воображения и мышления. Но при помощи того же мышления необходимая информация отбирается и формируется для точного запоминания и воспроизведения.

   Длительность сохранения в памяти полученного материала может быть самой различной, и в этом отношении люди очень отличаются друг от друга.

   В едином процессе запоминания выделяют кратковременную и долговременную память. Разновидностью кратковременной памяти является так называемая "оперативная память", которая служит для промежуточных мыслительных операций. Кратковременная память - это передовой рубеж памяти. Здесь прежде всего запечатлевается любая воспринимаемая информация. Ее средний объем равен среднему объему внимания: 5 - 9 несвязанных информационных единиц. В долговременной памяти хранится весь наш опыт, все приобретённые знания и способности. Это, по сути дела, единственное настоящее богатство, приобретаемое человеком, это ядро личности.

   Выделяют еще так называемую "свежую" память, следующую по ходу запоминаемой информации сразу за кратковременной.

  Важнейшим свойством памяти является ее готовность, т. е. способность выдавать материал именно в тот момент, когда в нем испытывается нужда. Высоконаходчивые люди действительно не лезут за словом в карман, так как их память работает подобно точному механизму.

   Воспитание хорошей памяти - это воспитание способности к полному и точному воспроизведению информации, причем именно тогда, когда это необходимо. И начинается это воспитание с грамотного использования законов памяти в процессе заучивания. 
 
 

Закон памяти Практические  приёмы реализации
Закон интереса Интересное  запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше  она запомнится.
Закон установки Если человек  сам себе дал установку запомнить  информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая  в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном  связывании информации с уже знакомыми  понятиями новое усваивается  лучше.
Закон торможения При изучении похожих  понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого  ряда для лучшего запоминания  не должна намного превышать объём  кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего  запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего  запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости Лучше всего  запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и  т.д.

Информация о работе Воспитание внимания и памяти