Воспитание внимания и памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Исходя из идеи многообразия мира, невозможно создать совершенно одинаковых условий для деятельности хотя бы двух людей, да и двух одинаковых людей вряд ли можно отыскать. Ведь человек - результат развития все тех же бесконечно разнообразных условий - внешних (объективных) и внутренних (субъективных). Очевидно, и результаты деятельности двух разных людей также будут различны (оригинальны, неповторимы). В большей степени это будет зависеть от особенностей склада личности того и другого, от сформированности таких психических явлений, как внимание, память, мышление.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………........3
Глава 1. Воспитание нимания……………………………………………… .4
Глава 2. Воспитание памяти………………………………………………… 14
Заключение…………………………………………………………………….27
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсач по психологии.docx

— 61.40 Кб (Скачать файл)
 

  Таким образом, словесно-логический материал запоминается более успешно в тех случаях:

  • когда он интересен для запоминающего его человека;
  • когда человек имеет уже некоторый объем знаний в данной области (чем больше - тем лучше);
  • когда у человека сформирована установка на длительность, полноту и точность запоминания, при отсутствии установки на возможность использования в будущем вспомогательных источников (справочников, шпаргалок и др.);
  • если заучиваемый материал полностью осмыслен, предельно ясен, понятен тому, кто его заучивает, если подвергся классификации;
  • если при заучивании материал внимательно прочитывается минимальное количество раз (фактически один раз с разбивкой на смысловые фрагменты) и затем опрос производится путем активных повторений, повторений с подглядыванием;
  • если число этих повторений на 50% превышает то их количество, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения;
  • если между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью около 24 часов;
  • если отдельные сеансы работы продолжительностью 45-60 минут разграничиваются интервалами отдыха длительностью около 15 минут;
  • если при заучивании наизусть текст (кусок текста) прочитывается целиком сразу от начала до конца (он не должен содержать более 1000 слов) ;
  • если при всем этом вы проявите собственную творческую изобретательность. "Одни,- пишет психолог В. Леви,- лучше запоминают, переписав, другие, услышав, третьи - увидев, четвертые - под тихую музыку, пятые - почесывая голову. Если вы еще не знаете индивидуальных особенностей своей памяти, надлежит перепробовать указанные способы, дополнив их новыми, насколько у вас хватит фантазии" .

    Хорошая память - это смысловая память, опирающаяся на механическую. Кстати, иногда даже бессвязный материал стараются превратить в смысловой (это называют мнемотехникой или мнемоникой).

    Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания),  мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальноеаудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

   Также употребляется термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.

Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные  ассоциации закрепляются при запоминании  легко и быстро). Однако в некоторых  случаях неверное применение мнемоники  может оказать и прямой вред, при  подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.

Слова с неизвестным, абстрактным значением  запомнить большинству людей  сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

   Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

   Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность двухсот цифр, список из 50-100 телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, сборник анекдотов, новые иностранные слова, грамматические правила и т. п. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Так, ряд чисел может быть воспроизведён мнемонистом как в прямом, так и в обратном порядке.

Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных  приёмов запоминания, позволяющих  запоминать разные сведения однотипно. Основной способ запоминания — приём образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации).

    Мнемоника позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого элемента. Например, 100 случайных слов (чисел) можно запомнить последовательно с интервалом в среднем в 6 секунд.

При заучивании учебных дисциплин (физика, биология и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

   В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов определенных в данной конкретной мнемонике.

    Основные приёмы:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
  • Рифмизация
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
  • Метод Цицерона на пространственное воображение
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
  • Методы запоминания цифр:
    • закономерности
    • знакомые числа

   Основное правило мнемоники : лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

   Запоминание в мнемонике основано на свойстве памяти очень быстро запоминать связь между одновременно воспринимаемыми образами (или, что то же самое, связь между образами, созданную в воображении). Основной метод мнемоники можно посмотреть на иллюстрациях запоминания исторических дат (мнемокарточки). Ваш мозг быстро запоминает картинки, но чтобы прочитать по картинкам (в воображении) исторические даты, нужно уметь расшифровывать эти картинки. Кодирование чисел в зрительные образы осуществляется при помощи буквенно-цифрового кода (1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм). Так, если вы вспоминаете образ «спутник» (символизирует запуск первого искусственного спутника Земли), и видите на частях спутника образы «Чай», «лед», «аРБуЗ», вам нужно назвать образы словами, и выделить в словах значимые согласные буквы: Чай — Чщ — 4; лед — символ октября; аРБуЗ — Рц пБ сЗ — (1)957 (единичку не запоминаем специально).

   Техника запоминания исторических дат — одна из наиболее простых в мнемотехнике. Для чтения картинок из своего воображения достаточно вспоминать картинки приблизительно. Если вы можете прочитать точную дату по припоминаемой ассоциации (спутник — чай, лед, арбуз), значит, вы вспоминаете образы достаточно четко. Обратите внимание, что ваша память не воспроизводит написание слов или чисел, но хорошо воспроизводит образы и звучание слов и фраз. Например, вы не видите написание буквами «Капитолийская волчица» — символ Рима, но когда вспоминаете её зрительный образ, вы легко можете вспомнить его название без специального запоминания. Таким образом, мнемоника активно использует свойство нашей памяти быстро связывать с образами слова и короткие фразы (в виде звуков речи, но не в виде букв и цифр).

  Примеры запоминания исторических дат мнемоническим методом.

   Техника запоминания исторических дат обеспечивает пожизненное запоминание. Но информация каждый раз вспоминается в виде картинки, ассоциации (общий вид карточки, невидимая шпаргалка), читается из воображения точно так, как вы читаете образы, видимые на карточке на экране.

  Методы кодирования чисел в зрительные образы — достаточно сложные. Поэтому в современной мнемонике дается заранее составленный справочник образных кодов чисел, выполненный в виде фотографий на карточках.

  Справочник образных кодов на фотокарточках.

   Иллюстрированная система образных кодов, существующая в настоящее время только в русскоязычной мнемонике, является одним из основных методов запоминания, наряду с «ударным методом» — приемом образования искусственной ассоциации (связь нескольких образов в частями одного образа).

   При использовании одинаковых образов для чисел, названий месяцев и других часто повторяющхся элементов информации, возможен быстрый поиск в памяти информации с одинаковыми элементами. Например, элемент «лед» — октябрь. Если представить образ «лед», память покажет все картинки, в которых есть этот образ: 12 октября 1492 г. — открытие Америки Колумбом; 14 октября 1066 г. — битва при Гастингсе; 4 октября 1957 года — запуск первого ИСЗ… В мнемотехнике описываются и другие интересные эффекты памяти. Например, образы можно перезаписывать в памяти. Если вы запомнили дату с ошибкой, её можно перезаписать. Для этого на тот же центральный образ (спутник), на те же его части нужно запомнить другие образы. Старые образы будут затерты.

    Объем запоминания с помощью мнемоники ограничен достаточно низкой скоростью запоминания (в среднем 6 секунд на запись в память одной связи). Мнемоническое запоминание похоже на образное конспектирование: запоминается самое важное и в виде зрительных образов. Мнемоника вполне может заменить традиционные бумажные шпаргалки. Но в отличие от них, мнемонические «шпаргалки» — невидимые, и могут сохраняться в памяти пожизненно.

   Проверить  свою кратковременную память можно, например, таким образом. 

Приготовьте на листе бумаги следующую таблицу:   

37          48          95

24          73          58          49

89          65          17          59          78

53          27          87          91          23          47

16          51          38          43          87          14          92

72          84          11          85          41          68          27          58

47          32          61          18          92          34          52          76          81

69          15          93          72          38          45          96          26         58          83   

   С помощью этой  таблицы можно произвести проверку как зрительной, так и слуховой кратковременной памяти. Способ проверки слуховой памяти: попросите кого-нибудь называть вам сначала числа первой строки, после чего вы их записываете, затем называть числа второй строки, после этого вы записываете эти числа и т.д. Если вы сумеете записать по памяти все числа не выше 3 – 4-й строки без ошибок, то у вас вполне нормальная слуховая кратковременная память.

    Для проверки зрительной памяти надо открывать по порядку каждую строчку таблицы, рассматривать ее в течение примерно полминуты, затем, закрыв таблицу, воспроизвести по памяти числа данной строчки. Если вы сумеете безошибочно воспроизвести все числа не выше 3 – 4-й строчки, то у вас нормальная память.

    Вот другой способ. Попросите кого-либо, чтобы он нарисовал на листе бумаги 12 геометрических фигур, например: правильный треугольник, окружность, квадрат, окружность со вписанным треугольником,  окружность с описанным  квадратом, параллелограмм, прямоугольник, трапецию, ромб, пару вертикальных углов, треугольник с вписанным  квадратом, ромб с вписанной окружностью. И пусть все эти фигуры он раскрасит двумя цветами; получится, например, красный круг с синим треугольником или синий квадрат с красным кругом и т.д.

   Вам показывают этот рисунок, и вы его должны внимательно рассматривать в течение одной минуты. Затем,  закрыв рисунок,  вы по памяти должны  назвать все  нарисованные фигуры. Если вы правильно вспомните не менее 8 фигур, то у вас вполне  нормальная память. 

    Если  ваша  память (слуховая, зрительная или образная) оказалась ниже нормы,то с помощью указанных  способов можно тренировать  свою  память, для чего нужно соответствующую  проверку повторить до тех пор, пока вы не достигнете нормы, при этом промежуток между повторными проверками должен быть не менее часа, а лучше сутки.

Информация о работе Воспитание внимания и памяти