Воспитательная функция религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 14:31, реферат

Описание работы

Проблема соотношения морали и религии до настоящего времени является одной из самых запутанных философских проблем.
Теоретически это выражается в утверждении, что религия порождает мораль, а на практике - в господствующем до сих пор средневековом предрассудке, будто "нерелигиозная мораль", а, следовательно, и общество, состоящее из атеистов, не возможны.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические аспекты морали и религии 4
Понятие морали -
Понятие религии 6
Основные функции религии 9
Роль религии в современном обществе 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

fbdfdn.docx

— 92.85 Кб (Скачать файл)

Известно, что очень многие великие художники, поэты, писатели, архитекторы вдохновлялись религиозными идеями и ценностями, обогатив мировую культуру. Под влиянием религии складывались и складываются религиозная философия, мораль, право.

Необходимо, конечно, иметь в виду, что религиозная культура не одинакова в разных религиях и конфессиях и соответственно предстает как культура родоплеменных религий, как индуистская, конфуцианская, христианская, исламская и прочая культура.

         Основные интерпретации религии:…………………………………… 
1) Ценностная – религия рассматривается  как  высшие и  абсолютные ценности, нечто бесконечно превосходящее человека, то, что человек ставит над собою и выше себя:………………………………………………………... 
2) Антропологическая - религия рассматривается как способ реализации высших человеческих качеств и способностей. Так, в понимании Л. Фейербаха религиозные представления о Боге возникают как проекция (перенесение) свойств и способностей человека и создание представлений об особой реальности.……………………………………………………………….. 
3) Социофункциональная - религия рассматривается как инструмент социокультурной консолидации и управления людьми на основе единства верований, признания сакральных ценностей, вовлечения в культовую практику и соответствующие организационные структуры. 
4) Психологическая - сущность религии заключается в переживании особого опыта, позволяющего выйти за пределы повседневности.……………… 
5) Богословская - религия трактуется как способ связи, восхождения человека к Богу.……………………………………………………………………………... 
        Религия обеспечивает единство человека с окружающим миром, способствует достижению гармонии с многообразными проявлениями реальности на основе усвоения определенной системы представлений и ценностей, глубинно-интуитивного понимания сущности бытия, выхода за пределы повседневности.…..…………………………………………………… 
        Сущностные аспекты религии:…………………………………………….. 
1) Трансценденция - выход за пределы повседневного существования и обычного опыта, стремление к преодолению ограниченности и конечности человеческого существования.…………………………………………………. 
2) Сакрализация - придание особого, священного статуса определенным измерениям реальности. Важным аспектом религиозного миропонимания является выделение существ, предметов, сфер как сверхзначимых, священных, вечных, абсолютных, имеющих предельную ценность. Сакральные феномены вызывают особое отношение верующих, становятся предметом благоговения, почитания, преклонения.……………………………. 
3) Символизация - религиозное миропонимание строится на основе создания образно-символической картины мира, представляющей различные уровни и пространства бытия, включая особые, таинственные, непостижимые для обычного восприятия измерения. При этом выделяется центр бытия, абсолютное начало, высшая личность Бога.…………………………………… 
4) Идентификация - религия является одной из форм самоопределения человека, дает ответ на вопросы «Кто я?», «В чем мои корни?». 
        На основе подхода французского социолога Э. Дюркгейма в качестве рабочего можно использовать следующее определение религии: система верований и практических действий, объединяющих людей в единую социальную, культурную и духовную общность.

       Сходство и различие морального и религиозного сознания.

       Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с  глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые  различные, порой противоположные точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые  века, и ныне достаточно категорично  утверждают, что мораль не в состоянии  существовать без религии, точно  так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает  силу исполнять добро, именно религия  предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог  есть живое воплощение добра).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции религии

 

Функцией предмета или явления называется проявление этого предмета в действительной жизни по отношению к другим предметам и явлениям. Религия как сложное общественное образование выполняет разнообразные функции в обществе.

1.Регулятивная функция — это способность религии быть средством, регулирующим поведение человека. С помощью религиозных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права и морали), образцов (примеров для подражаний), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных и обещаемых в посмертном существовании).

Всякая религия содержит систему религиозной морали. Религиозное поведение проявляется прежде всего через культовую деятельность, а затем через систему более или менее сложных и разнообразных запретов и предписаний которые надо выполнять в повседневном поведении. Важность религиозного поведения как составляющей религии подчеркивали и научные и религиозные авторитеты. В некоторых религиях эта функция очень сильна. Допустим, в иудаизме, где существует огромное количество предписаний и запретов для верующих, или в исламе, где они оформлены в системе шариата.[5]

2.Иллюзорно-компенсаторная функция религии

Приступая к рассмотрению конкретных функций религии, мы отметим, что на первое место разные исследователи ставят различные функции. Марксисты, например, считают, что социальная сущность религии, ее специфическое место в обществе, определяются тем, что «религия это иллюзорный способ разрешения реальных земных противоречий, иллюзорная компенсация наличных общественных отношений, своеобразное их достраивание для... преодоления убожества и одновременно неверные способы и приемы воздействия на это убожество». Поэтому первой среди функций религии ими называется иллюзорно-компенсаторная.

На первое место компенсаторную функцию выводили также Эпикур, Л. Фейербах и З. Фрейд. Иллюзорно-компенсаторная функция является всеобщей универсальной и специфической функцией религии, характерной из всех форм общественного сознания только для нее. Ее назначение — компенсировать слабость человека. Она по-разному выступает в различных структурных элементах религии.

Сложность структуры религии предопределяет как наличие разных функций у различных ее элементов, так и возможность выполнения каким-либо одним её элементом сразу многих функций. Кроме того, на разных уровнях одна и та же функция может проявляться по-разному. Например, на уровне религиозных организаций компенсаторная функция несет уже не только иллюзорные, но и практические черты восполнения действительности, помогая укреплять благосостояние, обеспечивая удовлетворение ряда социальных потребностей.

А. И. Клибанов, отмечая такую особенность у баптистской общины, показывает, что она есть специфическая форма коллективного страхования верующих на случай одиночества, болезней, потери трудоспособности и т. д. Верующий получает в общине не только духовное утешение, моральную поддержку, но и возможную материальную помощь. Описывая эту же функцию М. Вебер приходит к выводу, что баптистская община выступает по отношению к своим членам как касса взаимопомощи. Характеризуя значимость благотворительной... деятельности общин, необходимо отметить, что практическая поддержка является одним из весьма привлекательных моментов, стимулирующих религиозные воззрения членов общины, во-вторых благотворительная деятельность, включающая в себя и медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение и создание школ и колледжей начинает приобретать значение не только в пределах баптистского сообщества. Религиозные организации берут на себя часть общественных расходов на социальное обеспечение, медицинское обслуживание, образование и т. д.[2]

Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.

3.Коммуникативная функция религии — это способность религии обеспечивать общение верующего с Богом и единоверцами. Будучи своеобразной производной от интегративной, эта функция обеспечивает установление различного рода связей между людьми, принадлежащим к одному вероисповеданию.

Тот факт, что эта острая потребность в личных непосредственных контактах характерна для американской религиозной жизни, позволяет нам понять, почему приходская община, подобно другим добровольным ассоциациям и, например, подобно современной семье, так непрочна, требует так много энергии для поддержания своего существования и так мало влияет на осознание человеком своих обязательств и ответственности, если эта потребность в личном контакте не удовлетворяется».

Разбираемая функция может выступать и подспудно, во многом определяя менталитет и образ жизни людей одного вероисповедания. Сейчас нередко можно услышать о православном или католическом характере какой-либо страны, причем с сознательным игнорированием секуляризационных процессов, которые так и не смогли хоть как-то повлиять на народное сознание в таких странах как Польша, Россия, Испания и т. д. Действительно, традиционно храм — центр жизни любой диаспоры или национальной общины. Вероисповедное единство и соответственно установление внутрицерковных связей может стать основой формирования этнических групп. Одновременно наблюдается и процесс установления межгосударственных и межнациональных связей на основе единства вероисповедания.

Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.

4.Воспитательная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм

Существование религии зависит от того, насколько ее представителям удается осуществить религиозное воспитание подрастающего поколения. Практическая религия по сути своей есть сложная, активная, действенная система воспитательного воздействия. Многие века религиозное воспитание было единственной продуманной педагогической системой со всеми присущими ей признаками: целью, наставником, воспитанником, содержанием, средствами и методами, критериями и оценкой результатов. Его целью является внедрение в сознание религиозной идеологии и богопослушного поведения. В качестве средств воздействия, наряду с обстановкой в церкви, богослужением и обрядами, широко используются такие веками проверенные методы воспитательного воздействия, как причастие, проповедь, исповедь, отпущение грехов, благословение, заповеди. Применяются и меры наказания — искупление греха, лишение благословения, проклятие, предание анафеме, постриг. Методами религиозного самовоздействия и самовоспитания являются молитва, соблюдение поста, обета, раскаяние, покаяние, самоистязание. Большое воспитательное значение имеет общая организация религиозной жизни и деятельности: обязательные регулярные посещения церкви, распределенные во времени обязательные молитвы, строгое соблюдение постов, престольных и иных церковных праздников. Вся эта система средств, методов и условий направлена на организацию жизни и деятельности детей в соответствии с нормами религиозной морали. Она служит ограничению содержания духовной жизни человека религиозными догмами и нравственно-эстетическими религиозными переживаниями, требует послушания и повиновения. Система религиозного воспитания дает устойчивый педагогический результат в виде внушения ребенку веры в Бога, доведенной нередко до фанатизма. Ее сила обусловлена опорой на все сферы личности ребенка в целом: подсознательную, бессознательную, эмоциональную, а также на сознание, волю, навыки и привычные формы поведения. [8]

Представители религиозной педагогики обращают главное внимание на воспитание ребенка-дошкольника. Он воспринимает, оценивает события и реагирует на них чувством, с помощью которого, минуя сознание, в подсознании формируется механизм управления привычным поведением и стимулирования поступков. Грех Божий, вера во всемогущего, надежда на покровительство и спасение укрепляются в области подсознательного, существуют автономно, консервативно, слабо поддаваясь влиянию сознания и знания. Ребенок дошкольного возраста, не имеющий опыта жизни и знания реально действующих сил в природном и социальном мире, открыт и беззащитен. Он ищет наставника и нередко оказывается в духовном плену у всемогущего, всеблагого, всемилостивого Бога, который будто бы идет рядом с ним и находится в нем самом. К Богу всегда можно обратиться за помощью. И если мольба совпадает с житейской удачей, с внезапной радостью и утешением, то все это относится ребенком на счет таинственного существа. Для ребенка становится потребностью в целях предупреждения возможных неудач в будущем обращаться к Богу. В результате интенсивно осуществляется религиозное самовоспитание. [11]

В зависимости от особенностей различных регионов существует система религиозного влияния на детей. Она опирается на силу религиозных традиций, которые прочно сохраняются во многих семьях. Традиции особенно оживают во время религиозных празднеств, бракосочетания, похорон, крупных неудач и горьких переживаний в жизни людей. На часть молодежи интенсивное религиозное влияние оказывает деятельность Церкви, прямая религиозная пропаганда. Особенно активно действуют специальные передачи из-за рубежа на религиозные темы. Массовая культура, средства массовой информации— журналы, кинофильмы, книги — уделяют большое внимание религии, отправлению религиозных культов, проблеме религиозных переживаний в нравственных исканиях человека. Одновременно молодежи настойчиво навязывается религиозная символика: модным становится ношение крестов, изображений Христа на майках, рубашках, сумках. На психику молодежи оказывают влияние суеверия, широко распространенные среди спортсменов, деятелей культуры и искусства. Особенно это импонирует части молодежи, воспитанной в духе общественного инфантилизма и свободного воспитания. Эти юноши и девушки обращаются к религии в поисках путей ухода от проблем общественной жизни и духовно-нравственного удовлетворения. Оживление здорового, духовно-ценного интереса к старине, религиозной музыке, иконной живописи, церковной архитектуре для некоторых молодых людей оборачивается зарождением, развитием религиозных чувств и верований.[7]

 

 

 

Информация о работе Воспитательная функция религии