Воспитательная функция религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 14:31, реферат

Описание работы

Проблема соотношения морали и религии до настоящего времени является одной из самых запутанных философских проблем.
Теоретически это выражается в утверждении, что религия порождает мораль, а на практике - в господствующем до сих пор средневековом предрассудке, будто "нерелигиозная мораль", а, следовательно, и общество, состоящее из атеистов, не возможны.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические аспекты морали и религии 4
Понятие морали -
Понятие религии 6
Основные функции религии 9
Роль религии в современном обществе 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

fbdfdn.docx

— 92.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

  1. Роль религии в современном обществе

 

Религия была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации. Ее место в жизни того или иного социума определяется различными обстоятельствами: уровнем развития общества, общественного сознания, культуры, традициями, влиянием смежных социально-политических образований (например, Византия и Киевская Русь).

В современном мире роль религии довольно значительная, хотя надо иметь в виду, что многое зависит от умения той или иной религии адаптироваться к современным реалиям в современном быстроменяющемся мире.

Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными понятиями - сакрализация и секуляризация.

Сакрализация (лат. “священный) - это процесс включения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, общественных отношений и институтов.

Противоположный сакрализации процесс называется секуляризация (от лат. “мирской”, “светский”). Это процесс освобождения из сферы религиозного санкционирования сознания и деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов.[1]

По мнению западных социологов, процесс секуляризации приводит не к ликвидации религии, а лишь к изменений в ее структуре и роли в жизни общества. Процессы сакрализации и секуляризации диалектически взаимосвязаны. Модернизация верований и культов в современных религиях дает все основания считать, что религия в тех или иных формах продолжает влиять на все сферы общественной жизни, процесс социализации индивида, науку, культуру и т.п. История цивилизации учит, что в большинстве религий является значительный адаптивный потенциал, то есть способность приспосабливаться к меняющимся условиям нашего мира, реагировать на изменения в различных сферах общественной жизни - экономике, социальной сфере, политике, культуре.[3]

Отношение к религии на протяжении многих веков менялось, как менялись и религиозные концепции. И если раньше существование некой сверхъестественной силы почти никогда не ставилось под сомнение, то роль религии в современном обществе уже не так велика. Более того, она сегодня является предметом беспрестанных споров, обсуждений, а зачастую – и осуждений. роль религии в современном обществе Помимо трех мировых религий – буддизма, христианства и ислама – существует немало других течений. Каждое из них является важнейшим источником свода моральных правил и ценностей, в той или иной мере близких определенному народу. Собственно, религиозные нормы – есть не что иное, как отражение сложившихся воззрений того или иного этноса. А потому роль религии в обществе всегда имела догматический характер и помогала человеку бороться с соблазнами и темной стороной своей души. Значение религии на сегодняшний день не может быть тем же, каким оно было, скажем, в V-VI веках. А все потому, что существованием Бога объясняли происхождение человека, нашей планеты, жизни вообще. Но роль религии в современном мире в этом плане ничтожна, ведь научные доказательства показывают несостоятельность теологических взглядов. Однако даже сегодня велика доля тех, кто предпочитает верить в то, что жизнь дал некий Творец. Роль религии в современном обществе имеет и политическую основу. Особенно это заметно в восточных странах, где Коран (как раньше, так и сейчас) является основой всех сфер жизни: от духовной и культурной до экономической и политической. роль религии в современном мире Влияние церкви не обошло стороной и образование. В России уже несколько лет (пока – в качестве эксперимента) предмет «Основы православной культуры» значится в расписании начальных классов. Одни считают, что это необходимость, другие утверждают, что такой предмет является навязыванием ненужных взглядов. Доля же тех, кто относится к этому как к возможности больше узнать о культуре нашей страны, к сожалению, мала. В любом случае, можно говорить о том, как значительна роль религии в современном обществе, в том числе и в сфере образования. Интересно, что в прежние времена церковь как организация не подвергалась каким-либо сторонним изучениям. Сегодня же многие ученые – главным образом, историки – занимаются исследованиями и анализом значения религии на определенных этапах развития общества. Являясь предметом изучения, она позволяет предугадать, спрогнозировать дальнейший ход развития событий, оценить обстановку в мире. Различные войны и революции, одной из причин которых являлась церковь, являются показателями того, насколько роль религии в современном обществе отличается от роли ее, скажем, в средние века. роль религии в обществе Сегодня авторитет Церкви уже не имеет прежней силы. Во всем мире проводятся акции протеста против действий священнослужителей. Все большее распространение получает атеизм: придерживаясь здорового во всех смыслах образа жизни, люди отрицают религию как явление, способное сделать человечество лучше. [6]

Огромное влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры, так или иначе, присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Поэтому она оказывала заметное воздействие на сферу общественной морали, особенно в тех условиях, когда была доминирующей духовно-организующей силой общества.[10]

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ воспитательной функции религии показывает, что религиозное воспитание представляет собой сложную, активную, действенную систему воздействия с глубокими социально-историческими и психологическими корнями.

Обычно связывают нравственность с религией. Но их аргументы очень  легко опровергнуть. Во-первых, разные религии имеют совершенно разные моральные аспекты, нередко прямо  противоположные одна другой. Во-вторых, верующие люди не более нравственны, чем атеисты. Если б священники были правы, то верующие были бы примером нравственности и добродетелей. Но мы наблюдаем  совсем обратное. В-третьих, еще не одна религия никого не удерживала от преступлений.

Страх перед наказанием за грехи сам по себе глубоко безнравственен. Верующий человек, должен соблюдать  нравственные нормы, не из-за неприятия  несправедливости, а вследствие боязни наказания от бога. Кроме того, религиозная  мораль создает такие антигуманные формы как аскетизм, фанатизм и  ненависть к иноверцам.

Словом, можно утверждать, что религиозно-нравственная проповедь  не свободна от целого ряда проблем  и противоречий, которые ослабляют  ее нравственный потенциал. Поэтому  к этой проповеди следует относиться не чисто апологетически, а конструктивно  с учетом ее позитивных и негативных сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Бабаева, А. В. Место и роль религии в культуре [Текст] / А. В. Бабаева // Научно-исследовательские публикации – 2013 – № 2.
  2. Веселовский, А. И. Избранное: Традиционная духовная культура. — М., 2009.
  3. Гинзбург, В. Л. Об атеизме, религии и светском гуманизме. — М., 2012.
  4. Гуревич, П. С. .Религиоведение: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 573 с. — Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
  5. Докинз, Р. Бог как иллюзия. — СПб., 2013.
  6. Косиченко,  А. Г. Глобализация и религия [Текст] / А. Г. Косиченко // Век глобализации – 2013 - №1.
  7. Лагунов, А. А. Социально-философское определение религии [Текст] / А. А. Лагунов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – 2009 - № 62.
  8. Омелъчук, Р. К. Онтология веры. — М., 2011.
  9. Померанц, Г. Все религии мира / Г. Померанц, 3. Маркина. — М.; СПб., 2012.
  10. Религиоведение: Учебник / О. Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В. И. Жукова. — 6 е изд., испр. и доп. —М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. — 488 с.
  11. Смирнов, М. Ю. Перспективы религии [Текст] / М. Ю. Смирнов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина – 2013 - № 2.
  12. Шохин, В. К. Философия религии и ее исторические формы. — М., 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема соотношения  морали и религии до настоящего времени является одной из самых запутанных философских проблем.

Теоретически это выражается в утверждении, что религия порождает мораль, а на практике - в господствующем до сих пор средневековом предрассудке, будто "нерелигиозная мораль", а, следовательно, и общество, состоящее  из атеистов, не возможны.

Не существует религии "по определению", есть лишь многообразные, часто отрицающие друг друга религиозные  опыты, в том числе и такие, которые саму мораль объявляют религией.

Религиозная этика - это этика, которая основывается как на естественных, социальных фактах морали, так и  на откровении Богом человеку нравственных истин.

Нравственное сознание – это одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.

Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

В современных условиях развития общества, когда перед человечеством во весь рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей. Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас, прежде всего, следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.

 

  1. Теоретические аспекты морали и религии
    1. Понятие морали

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.

Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.

По определению, мораль - это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы могут быть совершенно иными. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа.

Некоторые теологи и философы, например Иммануил Кант, полагали, что у человека имеются врождённые представления о добре и зле, т.е. внутренний моральный закон. Однако жизненный опыт не подтверждает этот тезис. Иначе как объяснить тот факт, что у людей разных национальностей и вероисповеданий правила морали порой очень отличаются? Ребёнок рождается безразличным к каким-либо моральным или нравственным установлениям и приобретает их в процессе воспитания. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному – наукам, музыке. И это обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования.

Хотя этимологически мораль, этика и нравственность - одно и то же понятие, только выраженное сначала греческим, потом латинским и, наконец, славянским корнем (привычка, обыкновение, нрав) - здесь выделено два направления. Первое, это личная мораль (далее нравственность), которая представляет собой некий слепок некой общественной морали в сознании определенного человека (конкретные “...акты поведения и шаблоны мышления” в голове отдельно взятой личности, выраженные в нравственных качествах этого индивидуума, т.е. милосердии, благотворительности, чести, совести и т.д. и т.п.). Второе, это социальная мораль - некий набор (совокупность) «актов поведения и схем (шаблонов) мышления», которые бытуют в определенное время в определенном социуме. Стоит подчеркнуть, что хотя нравственность и мораль - понятия взаимосвязанные, они представляют собой разноуровневые нормативные регуляторы, только если нравственность действует на уровне отдельного индивидуума, то мораль на уровне групп людей. Вышеуказанную взаимосвязь можно пояснить, воспользовавшись аналогией: мораль и нравственность похожи на матрицу и оттиск, который получается под воздействием этой матрицы.

Каждая культура, нация, сословие, социальная группа, класс, даже профессия вырабатывают свои специфические  нравственные ценности, отношения, нормы. Нравственность предстаёт продуктом исторического  творчества всего человечества. На развитие и существование  морали оказывают огромное влияние  такие социальные институты, как  семья, право, государство, церковь.

К социальным основам нравственности следует отнести и объективные  моральные ценности различных социальных систем, а именно: моральные ценности экономики, гражданского общества, политики, права, духовной сферы. Реально существующая нравственность существенно зависит  от существующей в обществе экономики, политики, религии и других социальных систем. В свою очередь, мораль оказывает  на все сферы общества активное влияние, которое многообразно.

Христианские богословы  традиционно говорят о божественной природе морали. Индивид ее получает как в виде "естественного нравственного закона" (внутренний закон), так и  в виде богооткровенного (внешнего) закона.

Религиозная трактовка происхождения  морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего, она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны - и богатый, и бедный, и царь, и президент, и последний холоп. Религиозное учение в определенной мере предохраняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания до высоких смысложизненных вопросов. В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях.

В морали есть и свои духовные основы. И это, прежде всего, духовная деятельность самого человека. От человека требуется подчас огромное мужество, сила духа, чтобы противостоять злу, развить в себе нравственные качества.

Религиозная этика признаёт в качестве духовных основ морали также Благодать Бога, через которую, считается, переданы человеку определённые нравственные положения, законы. Здесь  ссылаются на религиозный опыт человечества, в котором отражено подобное божественное происхождение некоторых нравственных предписаний. Так своё законодательство еврейский народ получил впервые  на горе Синай от Бога через Моисея, что отражено в Ветхом Завете Библии. В Новом Завете описано нравственное учение Иисуса Христа, в которого христиане верят как в Богочеловека.

 

    1. Понятие религии

Информация о работе Воспитательная функция религии