Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 14:31, реферат
Проблема соотношения морали и религии до настоящего времени является одной из самых запутанных философских проблем.
Теоретически это выражается в утверждении, что религия порождает мораль, а на практике - в господствующем до сих пор средневековом предрассудке, будто "нерелигиозная мораль", а, следовательно, и общество, состоящее из атеистов, не возможны.
Введение 3
Теоретические аспекты морали и религии 4
Понятие морали -
Понятие религии 6
Основные функции религии 9
Роль религии в современном обществе 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Представители религиозной педагогики обращают главное внимание на воспитание ребенка-дошкольника. Он воспринимает, оценивает события и реагирует на них чувством, с помощью которого, минуя сознание, в подсознании формируется механизм управления привычным поведением и стимулирования поступков. Грех Божий, вера во всемогущего, надежда на покровительство и спасение укрепляются в области подсознательного, существуют автономно, консервативно, слабо поддаваясь влиянию сознания и знания. Ребенок дошкольного возраста, не имеющий опыта жизни и знания реально действующих сил в природном и социальном мире, открыт и беззащитен. Он ищет наставника и нередко оказывается в духовном плену у всемогущего, всеблагого, всемилостивого Бога, который будто бы идет рядом с ним и находится в нем самом. К Богу всегда можно обратиться за помощью. И если мольба совпадает с житейской удачей, с внезапной радостью и утешением, то все это относится ребенком на счет таинственного существа. Для ребенка становится потребностью в целях предупреждения возможных неудач в будущем обращаться к Богу. В результате интенсивно осуществляется религиозное самовоспитание.
В зависимости от особенностей различных регионов существует система религиозного влияния на детей. Она опирается на силу религиозных традиций, которые прочно сохраняются во многих семьях. Традиции особенно оживают во время религиозных празднеств, бракосочетания, похорон, крупных неудач и горьких переживаний в жизни людей. На часть молодежи интенсивное религиозное влияние оказывает деятельность Церкви, прямая религиозная пропаганда. Особенно активно действуют специальные передачи из-за рубежа на религиозные темы. Массовая культура, средства массовой информации— журналы, кинофильмы, книги — уделяют большое внимание религии, отправлению религиозных культов, проблеме религиозных переживаний в нравственных исканиях человека. Одновременно молодежи настойчиво навязывается религиозная символика: модным становится ношение крестов, изображений Христа на майках, рубашках, сумках. На психику молодежи оказывают влияние суеверия, широко распространенные среди спортсменов, деятелей культуры и искусства. Особенно это импонирует части молодежи, воспитанной в духе общественного инфантилизма и свободного воспитания. Эти юноши и девушки обращаются к религии в поисках путей ухода от проблем общественной жизни и духовно-нравственного удовлетворения. Оживление здорового, духовно-ценного интереса к старине, религиозной музыке, иконной живописи, церковной архитектуре для некоторых молодых людей оборачивается зарождением, развитием религиозных чувств и верований.
Религия была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации. Ее место в жизни того или иного социума определяется различными обстоятельствами: уровнем развития общества, общественного сознания, культуры, традициями, влиянием смежных социально-политических образований (например, Византия и Киевская Русь).
В современном мире роль религии довольно значительная, хотя надо иметь в виду, что многое зависит от умения той или иной религии адаптироваться к современным реалиям в современном быстроменяющемся мире.
Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными понятиями - сакрализация и секуляризация.
Сакрализация (лат. “священный) - это процесс включения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, общественных отношений и институтов.
Противоположный сакрализации процесс называется секуляризация (от лат. “мирской”, “светский”). Это процесс освобождения из сферы религиозного санкционирования сознания и деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов.
По мнению западных социологов, процесс секуляризации приводит не к ликвидации религии, а лишь к изменений в ее структуре и роли в жизни общества. Процессы сакрализации и секуляризации диалектически взаимосвязаны. Модернизация верований и культов в современных религиях дает все основания считать, что религия в тех или иных формах продолжает влиять на все сферы общественной жизни, процесс социализации индивида, науку, культуру и т.п. История цивилизации учит, что в большинстве религий является значительный адаптивный потенциал, то есть способность приспосабливаться к меняющимся условиям нашего мира, реагировать на изменения в различных сферах общественной жизни - экономике, социальной сфере, политике, культуре.
Отношение к религии на протяжении многих веков менялось, как менялись и религиозные концепции. И если раньше существование некой сверхъестественной силы почти никогда не ставилось под сомнение, то роль религии в современном обществе уже не так велика. Более того, она сегодня является предметом беспрестанных споров, обсуждений, а зачастую – и осуждений. роль религии в современном обществе Помимо трех мировых религий – буддизма, христианства и ислама – существует немало других течений. Каждое из них является важнейшим источником свода моральных правил и ценностей, в той или иной мере близких определенному народу. Собственно, религиозные нормы – есть не что иное, как отражение сложившихся воззрений того или иного этноса. А потому роль религии в обществе всегда имела догматический характер и помогала человеку бороться с соблазнами и темной стороной своей души. Значение религии на сегодняшний день не может быть тем же, каким оно было, скажем, в V-VI веках. А все потому, что существованием Бога объясняли происхождение человека, нашей планеты, жизни вообще. Но роль религии в современном мире в этом плане ничтожна, ведь научные доказательства показывают несостоятельность теологических взглядов. Однако даже сегодня велика доля тех, кто предпочитает верить в то, что жизнь дал некий Творец. Роль религии в современном обществе имеет и политическую основу. Особенно это заметно в восточных странах, где Коран (как раньше, так и сейчас) является основой всех сфер жизни: от духовной и культурной до экономической и политической. роль религии в современном мире Влияние церкви не обошло стороной и образование. В России уже несколько лет (пока – в качестве эксперимента) предмет «Основы православной культуры» значится в расписании начальных классов. Одни считают, что это необходимость, другие утверждают, что такой предмет является навязыванием ненужных взглядов. Доля же тех, кто относится к этому как к возможности больше узнать о культуре нашей страны, к сожалению, мала. В любом случае, можно говорить о том, как значительна роль религии в современном обществе, в том числе и в сфере образования. Интересно, что в прежние времена церковь как организация не подвергалась каким-либо сторонним изучениям. Сегодня же многие ученые – главным образом, историки – занимаются исследованиями и анализом значения религии на определенных этапах развития общества. Являясь предметом изучения, она позволяет предугадать, спрогнозировать дальнейший ход развития событий, оценить обстановку в мире. Различные войны и революции, одной из причин которых являлась церковь, являются показателями того, насколько роль религии в современном обществе отличается от роли ее, скажем, в средние века. роль религии в обществе Сегодня авторитет Церкви уже не имеет прежней силы. Во всем мире проводятся акции протеста против действий священнослужителей. Все большее распространение получает атеизм: придерживаясь здорового во всех смыслах образа жизни, люди отрицают религию как явление, способное сделать человечество лучше.
Огромное влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры, так или иначе, присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Поэтому она оказывала заметное воздействие на сферу общественной морали, особенно в тех условиях, когда была доминирующей духовно-организующей силой общества.
Заключение
Анализ воспитательной функции религии показывает, что религиозное воспитание представляет собой сложную, активную, действенную систему воздействия с глубокими социально-историческими и психологическими корнями.
Обычно связывают
Страх перед наказанием за грехи сам по себе глубоко безнравственен. Верующий человек, должен соблюдать нравственные нормы, не из-за неприятия несправедливости, а вследствие боязни наказания от бога. Кроме того, религиозная мораль создает такие антигуманные формы как аскетизм, фанатизм и ненависть к иноверцам.
Словом, можно утверждать, что религиозно-нравственная проповедь не свободна от целого ряда проблем и противоречий, которые ослабляют ее нравственный потенциал. Поэтому к этой проповеди следует относиться не чисто апологетически, а конструктивно с учетом ее позитивных и негативных сторон.