Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:25, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть основные подходы к пониманию процесса распознавания паттернов.
Задачи работы:
Обозначить свойства и характеристики восприятия как познавательного процесса;
Рассмотреть особенности процесса восприятия объектов;
Проанализировать основные теоретические позиции в распознавания паттернов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Восприятие как познавательный процесс 4
2. Распознавание паттернов. Теории распознавания паттернов 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ЗАДАНИЯ 16
3. «Общая судьба» - если
группа каких-либо элементов
4. Хождение без остатка
– перцептивное объединение
5. «Хорошая линия» - определяет восприятие пересечения двух и более элементов.
6. Замкнутость – из
двух возможных перцептивных
организация одна ведёт к
7. Установка наблюдателя – в качестве фигуры выступают те элементы, на которое обращено внимание наблюдателя. Пример, Ревизор.
8. Прошлый опыт – влияние
оказывает влияние тогда,
Другие подходы к проблеме распознавания образов
1. Теория гештальта. Распознавание паттернов основано на восприятии целого стимульного паттерна. Отдельные части целостной конфигурации приобретают свое значение, находясь в составе целого.
2. Принцип обработки информации снизу вверх и сверху вниз – распознавание по принципу снизу вверх соответствует принципу от частого к общего и от общего к частному, а принцип сверху вниз – наоборот.
Опознание паттерна может начинаться с описаний его частей, которые затем суммируются (обработка «снизу вверх»), или с выдвижения наблюдателем гипотезы, позволяющей опознать паттерн в целом, а затем — его составные части (обработка «сверху вниз») [6].
3. Принцип эталона - это некоторая внутренняя структура, которая при её сопоставлении с сенсорным стимулами позволяет опознать объект. Действует в том случае, когда совпадение сенсорного стимула соответствует внутренней форме. Пример, индекс на конверте.
Положительный момент: для того, чтобы произошло опознание необходимо восприятию контактировать с долговременной памятью.
Отрицательные моменты: опознание возможно только тогда, когда между внешним объектом и эталоном существует отношение 1:1; у человека должно быть несчётное количество эталонов; для того, чтобы распознать эталон, доступ к памяти должен занимать довольно много времени.
Идея сравнения с эталоном предполагает, что распознавание паттерна происходит в случае точного совпадения сенсорного стимула с соответствующей внутренней формой. Эта идея имеет теоретическое и практическое значение, но не может объяснить многие сложные когнитивные процессы, такие как способность правильно опознавать малознакомые формы и фигуры.
4. Распознавание по прототипу (альтернативная теория).
Прототип – своеобразная абстракция паттерна, которая позволяет распознать образ, даже если он не идентичен прототипу, а только похож на него. Гипотеза формирования прототипов утверждает, что восприятие паттерна происходит в результате сравнения стимулов с абстракциями, хранящимися в памяти и служащими в качестве идеальных форм, с которыми сравниваются стимульные паттерны. В теории прототипов предложены две модели: модель центральной тенденции, согласно которой прототип представляет собой среднее из набора образцов; и модель частоты признаков, согласно которой прототип представляет собой некую форму или результат суммирования наиболее часто встречающихся признаков. Пример, множество букв А, и в тоже время это не буква Б.
В исследовании возникли две теоретические модели в формировании прототипов.
1 модель: Центральная тенденция. Представитель: Абрахам Рид, Килл и Познер. Прототип представляет собой среднее из всех экземпляров.
2 модель: Модель частоты признаков. Представитель: Маккартни, Солсен, Нойман. Это наиболее частое сочетание встречающихся признаков.
5. Детальный анализ – обработка информации, которой предшествует этап идентификации исходных стимулов по их более простым деталям, то есть осуществляет анализ составляющих деталей. Пример, буква А разобранная на части. Принцип подетального анализа гласит, что распознавание паттернов происходит только после того, как стимулы будут проанализированы по их элементарным компонентам. Эта гипотеза подтверждается результатами неврологических и поведенческих экспериментов.
6. Теория геонов. Существует альтернатива жесткой модели сравнения с эталоном, требующей бесчисленных миллионов форм для сравнения с ними повседневных образов мира. Она предполагает, что человеческая система обработки информации имеет ограниченное число простых геометрических «базисных элементов», которые могут быть применены к сложным формам. Теория была сформулирована Ирвингом Бидерманом из Университета Южной Калифорнии. Представления Бидермана о восприятии формы основаны на понятии геон (сокращение от «геометрические ионы»). Например, чашка составлена из двух геонов: цилиндра (емкость для воды) и эллипса (ручка). Теория геонов, как ее сформулировал Бидерман, предполагает, что распознавание объекта, например телефона, чемодана или еще более сложных форм, состоит из распознавания по компонентам, при котором в сложных формах обнаруживаются простые формы. Геоны — это 24 особые формы, и, подобно буквам алфавита, они образуют определенную систему. При объединении они формируют более сложные формы, так же как буквы, из которых составлены слова на этой странице. Число различных форм, которые могут быть получены путем объединения первичных форм, является астрономическим. Бидерман считает, что мы используем приблизительно 30 тысяч сложных форм, из которых мы имеем названия только для 3 тысяч.
7. Еще одна альтернативная теория связана с попыткой моделирования когнитивных процессов человека на компьютере - информационный подход. Это одна из наиболее влиятельных теорий зрительного восприятия и распознавания предметов, которая была предложена Д. Марром в 1982 г. Он предположил, что восприятие представляет собой последовательность этапов возрастающей сложности и может быть смоделировано при помощи компьютера. По его мнению, человек последовательно извлекает информацию из окружающей среды и одновременно включает полученные сведения в уже имеющиеся схемы или паттерны в соответствии с законом возрастающей детализации.
Процесс восприятия начинается
с возникновения первичного наброска,
т.е. двухмерного отображения
Теория Д. Марра представляет интерес с точки зрения компьютерного моделирования сенсорных систем и искусственного интеллекта [2]. Д. Марр пытался моделировать зрительное восприятие, но полного успеха не достиг, это говорит о том, что зрительное восприятие еще более сложно, чем предполагалось. Очевидно, все теории имеют право на существование, поясняя лишь часть всего сложного процесса восприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восприятие, сложная система
процессов приёма и преобразования
информации, обеспечивающая организму
отражение объективной
Существует несколько теоретических подходов к объяснению способности человека идентифицировать и обрабатывать зрительные паттерны: теория гештальта, принципы обработки информации «снизу вверх» и «сверху вниз», сравнение с эталоном, подетальный анализ, прототипное сравнение, теория геонов и информационный подход.
Задание 1.
понятие |
содержание |
объем |
Восприятие |
это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. |
Виды восприятия по форме существования: 1.Восприятие пространства, 2.Восприятие времени, 3.Восприятие движения. По модальной основе: 1.Зрительно восприятие, 2.Слуховое восприятие, 3. Осязательное восприятие, 4.Слуховое восприятие, 5.Вкусовое. |
Распознавание паттернов |
Паттерн – сложное сочетание
сенсорных стимулов, познаваемых
человеком, как член некоторого класса
объектов. Распознавание паттернов
это процесс идентификации |
Этапы распознавания паттернов:
Способности распознавания паттернов: 1.Распознавать знакомые 2.Оперировать незнакомыми 3.Точно воспринимать объекты,
которые расположены или 4. Идентифицировать частично 5. Быстро, субъективно легко и
автоматически распознавать |
Теории распознавания паттернов |
Существуют основные и альтернативные теории восприятия мира людьми. |
Основные теории: 1.Теория конструктивного 2.Теория прямого восприятия. Другие подходы: 1.Принцип эталона. 2. Принцип «сверху вниз» и «снизу вверх» Альтернативные теории: 1.распознавание по прототипу. 2.теория геонов. 3.информационный подход. |
Принцип эталона |
это некоторая внутренняя структура,
которая при её сопоставлении
с сенсорным стимулами |
|
Распознавание по прототипу |
Прототип – своеобразная абстракция паттерна, которая позволяет распознать образ, даже если он не идентичен прототипу, а только похож на него. |
Две теоретические модели в формировании прототипов. 1 модель: Центральная тенденция 2 модель: Модель частоты признаков |
Детальный анализ |
обработка информации, которой предшествует этап идентификации исходных стимулов по их более простым деталям, то есть осуществляет анализ составляющих деталей |
|
Теория геонов |
предполагает, что распознавание объекта, например телефона, чемодана или еще более сложных форм, состоит из распознавания по компонентам, при котором в сложных формах обнаруживаются простые формы. Геоны — это 24 особые формы, и, подобно буквам алфавита, они образуют определенную систему. |
|
Конструктивное восприятие |
люди «конструируют» воспринимаемые образы, активно отбирая стимулы и объединяя ощущения с воспоминаниями. |
|
Прямое восприятие |
восприятие заключается в |
Задание 2. Древо Порфирия
Восприятие
мозг +память+ органы чувств
Сенсорные стимулы
Процесс распознавания паттернов
Предварительные этапы
Способности распознавания паттернов
Факторы распознавания паттернов
Теории распознавания паттернов
Основные теории
Задание 3. Круги Эйлера
А – психические познавательные процессы, Б – восприятие, В – зрительное восприятие. А-Б - 2 модель: Модель частоты признаков. В - связь подчинение.
А –теоретическое изучения распознавания паттернов, Б – основные теории восприятия мира, В - альтернативные теории, Д – теория прямого восприятия, Г – теория конструктивного восприятия, Е – теория прототипов, Ё – теория эталона, Ж – теория геонов.
Б-В – противоположности, Б-Д-Г – подчинение, , В-Ж-Е – подчинение, Ж-Ё – перекрещивание.
А
Б.............................
Восприятие
А –восприятие, Б – зрительное восприятие.
А.
Задание 4.
Информация о работе Восприятие. Теории распознавания паттернов