Восприятие внешнего поведения личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:25, контрольная работа

Описание работы

Проблема правильного восприятия и понимания индивидуальных осо-
бенностей человека в профессиональной деятельности типа «человек-человек».
Обзор типологий личности.
Особенности невербального поведения людей разных типов.
Маскируемое поведение.
Типы восприятия познающего субъекта.
Механизмы социальной перцепции.
Ошибки восприятия.

Содержание работы

Теоретическая часть. Восприятие внешнего поведения личности…….. ……..3
Аналитическая часть…………………………………………………….………17
Психодиагностическая часть …………………………………………..…..…..18
Список литературы ……………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

психологический практикум.docx

— 44.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

Теоретическая часть. Восприятие внешнего поведения личности…….. ……..3

Аналитическая часть…………………………………………………….………17

Психодиагностическая часть  …………………………………………..…..…..18

Список литературы ……………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть. Восприятие внешнего поведения личности

  • Проблема правильного восприятия и понимания индивидуальных осо-

бенностей человека в профессиональной деятельности типа «человек-человек».

  • Обзор типологий личности.
  • Особенности невербального поведения людей разных типов.
  • Маскируемое поведение.
  • Типы восприятия познающего субъекта.
  • Механизмы социальной перцепции.
  • Ошибки восприятия.

 

        В последнее время во всем мире ученые включаются в разработку комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и пониманием других лиц.

            Восприятие человека человеком – целостное отражение человека человеком в их чувственно временных и пространственных связях и отношениях.

           Понимание человека человеком – психический процесс включения информации о человеке в прежний опыт, в усвоенные ранее знания и постижение на этой основе смысла и значения события, факта, содержания воздействия. Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая в рассматриваемом случае заключается в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т.е. как свойства этого человека. Восприятию человеком человека присущи и такие особенности, характеризующие отражение индивидуумом действительности, как объективированность и субъективность, как целостность и структурность. И.М. Сеченовым было показано, что очертание лица, общий силуэт тела являются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей. Целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект. Действие этих условий всегда сказывается и на формирующемся у нас образе другого человека.

  • Обзор типологий личности.

          Тип личности, или просто тип, - это система понимания различных стилей мышления, присущих разным людям. Впервые теория типов личности была разработана швейцарским психологом К. Юнгом. Затем она была немаловажно развита двумя американками, матерью и дочерью Катарин Бриггс и Изабель Бриггс Маейрс. Тип личности, или просто тип, - это система понимания различных стилей мышления, присущих разным людям. Впервые теория типов личности была разработана швейцарским психологом К. Юнгом. Затем она была немаловажно развита двумя американками, матерью и дочерью Катарин Бриггс и Изабель Бриггс Маейрс.

Классификация типов личности.

 Юнговская типологическая  модель.

          В то час как более ранние классификации строились на основе наблюдений за темпераментом или эмоциональными поведенческими образцами, модель Юнга связана с движением психической энергии и воплощена в определенном специфическом направлении, на котором тот или иной человек более предпочтительно ориентируется в мире.

 С этой точки зрения  Юнг выделили восемь типологических  групп: две личностных установки  - интроверсию и экстраверсию  и четыре функции или типа  ориентации - мышление, ощущение, интуицию  и чувство - каждая из которых  может работать либо интровертивным, либо экстравертивным образом.

             Интроверсия, описывает Юнг, "в норме характеризуется колеблющейся, рефлективной, застенчивой, стремящейся к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и постоянно пребывать в несколько оборонительной позиции". Соответственно, экстраверсия - "нормально характеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к данной ситуации; такая натура быстро образует связи и привязанности и отбрасывает в сторону любые возможные дурные опасения и предчувствия и часто в незнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботной уверенностью".

            Функция мышления относится к процессу когнитивной познавательной мысли. Ощущение есть восприятие с помощью органов чувств, чувство есть функция субъективного суждения или оценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного (т.е. чувствительность к бессознательным содержаниям).

 

Экстравертный мыслительный тип.

            Экстравертное мышление обусловлено объективными данными, передаваемыми через восприятие. В случае экстравертного мышления любое суждение строится на критерии, получаемом из внешних условий, т.е. тех, которые передаются традицией или образованием. Согласно Юнгу, экстравертный мыслительный тип - "человек, который имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в подневольность от интеллектуальных выводов". Человек такого типа придает решающую силу объективной реальности, или, соответственно, её объективно ориентированной интеллектуальной формуле, - и при том не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде.

 Интровертный мыслительный тип.

           Мышление в интровертной установке ориентируется, прежде всего, субъективным фактором. Фокусируется ли мыслительный процесс на конкретных или абстрактных объектах, его мотивация исходит изнутри. Интровертное мышление не зависит ни от непосредственного переживания, ни от общественных традиционных идей. Оно не в меньшей степени логично, чем экстравертное мышление, но не мотивируется ни объективной реальностью, ни какими-либо директивами извне.

 Экстравертный чувствующий тип.

            Чувство экстравертного типа, как и экстравертное мышление, ориентированно объективными данными и обычно пребывает в гармонии с объективными ценностями. Без экстравертного чувства "цивилизованная" общественная жизнь была бы, фактически, невозможной. Коллективныек выражения в культуре всецело зависят от этого. Экстравертные чувствующие типы обычно очень добродушны и легко приобретают друзей. Они быстро оценивают требования внешней ситуации и с готовностью жертвуют собой для других. Эктсравертный чувствующий тип может уделять мыслям значительное час и, фактически, быть чрезвычайно умным, но мышление, тем не менее, постоянно будет подчинено чувству.

 Интровертный чувствующий тип.

             Чувство в интровертной установке принципиально определяется субъективным фактором. В своей незаинтересованности объектом оно столь же отлично от экстравертного чувства, сколь интровертное мышление от экстравертного. Юнг описывает поставленная проблема интровертного чувства как "не приспособить себя к объекту, а подчинить его себе в бессознательном усилии реализовать лежащие в нем образы". То, что справедливо для интровертного мышления, в равной степени справедливо и для интровертного чувства, только в первом случае мы имеем дело с мыслью, а во втором - с чувством. Оба ориентированы прежде всего на внутренние образы, а не на внешние факты. Образы интровертного мышления привязаны к мыслям и идеалам; образы интровертного чувства характерно проявляются как ценности. Так как интроверсия данного типа подавляет внешнее выражение, такие люди редко высказываются по поводу того, что они чувствуют.

 Экстравертный ощущающий тип.

              Экстравертное ощущение превосходит остальные функции в стремлении ориентироваться на объективную реальность. В экстравертном ощущении субъективный компонент заторможен или вытеснен. Реакция - ответ на объект, обусловлена объектом. Данный тип выискивает те объекты, - и людей, и ситуации, - которые возбуждают самые сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Хотя у таких людей недостает терпения или понимания абстрактной реальности, их ощущение объективных фактов развито крайне хорошо. Они хозяеыва деталей жизни. Они могут читать карты, легко находить дорогу в незнакомом городе; они не забывают о назначенных встречах и постоянно пунктуальны.

 Интровертный ощущающий тип.

              В интровертной установке ощущение изначально основано на субъективном компоненте восприятия. Хотя сама его природа делает его зависимым от объективных стимулов, ощущаемый объект стоит на втором плане по отношению к ощущающему субъекту. Ощущение является функцией иррациональной, потому что оно ориентированно не логическим процессом суждения, но лишь тем, что есть и тем, что происходит. Интровертный ощущающий тип напоминает высокочувствительную фотографическую пластину. Физическая чувствительность к объектам и другим людям включает каждую малейшую тень и деталь: как они выглядят, как они чувствуют прикосновение, их вкус и дух, и звуки, которые они издают. Субъективный фактор в ощущении в сущности тот же самый, что и у других интровертных типов. Это бессознательная дислокация, которая изменяет ощущение - восприятие, в своем источнике, лишая его, таким образом, возможности чисто объективного влияния. Субъективное восприятие скорее ориентировано на важность, которое пристает к объектам, нежели на присущие им физические свойства.

 Экстравертный  интуитивный тип.

            Интуиция - это функция бессознательного восприятия. В экстравертной установке интуиция направлена на внешние объекты или ими обусловлена. Когда такой способ функционирования предпочтителен, то можно вещать об экстравертном интуитивном типе. Первичная поставленная проблема интуиции - постигнуть те аспекты мира, которые не понимаются другими функциями. Интуиция подобна шестому чувству, которое "видит" нечто, чего в реальности нет. У экстраверта, у которого интуиция ориентирована в направлении вещей и других людей, наблюдается необычная способность ощущать то, что происходит "за сценой". Там, где сравнительно мирское восприятие ощущающего типа видит "вещь" или "лицо", интуитив прозревает душу. Когда интуиция доминирует, мышление и чувство оказываются более менее подавленными, в то час как ощущение - другая иррациональная функция, но настроенная на физическую реальность - пребывает в наибольшей доступности к сознанию.

 Интровертный интуитивный тип.

              Интуиция, как и ощущение, есть иррациональная функция восприятия. Там, где ощущение мотивированно физической реальностью, интуиция ориентирована на реальность психическую. Интровертная интуиция направлена на содержание бессознательного. Интровертный интуитив видит происходящее "за сценой", устремляет туда свой взор, очаровывается теми внутренними образами, которые приносятся в его жизнь. Интровертный интуитивный тип обладает сверхобычной способностью вынюхивать будущее, ещё непроявленные возможности и ситуации. Но интуиция направлена вовнутрь, следовательно, такие люди прежде всего обнаруживаются среди пророков, поэтов, художников- среди первобытных людей таковыми являются шаманы. На более светском уровне люди этого типа склонны быть мистическими мечтателями. Общаются они с трудом, постоянно пребывая в недоразумении и имея недостаточно хорошее суждение о себе и о других.

Классификация типов  личности К. Бриггс и И. Бриггс Майерс.

 Эта классификация  основывается на различных комбинациях  4 основных предпочтений личности: интроверсия (I) и экстраверсия (E); сенсорное (S) и интуитивное (N) восприятие; логические (T) и этические  (F) суждения; рациональный (J) и иррациональный (P) способ организации мира около  себя.

INFP - интроверт, интуит, этик, иррационал.

 Самое главное в  INFP - это то, что ими управляют  их личные ценности и глубокие  чувства. Их эмоциональная жизнь  является основой их личности  и её нельзя игнорировать или  принижать. Их ценности определяют  все, что они делают, и являются  главным критерием, на основании  которого они принимают решения. INFP очень чувствительны и большое  важность придают достижению  и поддержанию внутренней гармонии  и баланса. Кроме того, они являются  самым идеалистичным из всех  типов и полагаются своему  своему оригинальному видению  и восприятию мира. Вечные мыслители INFP верят, что все предметы в мире обладают своим собственным значением и душой. Они нуждаются в постоянной любви, поддержке и защите от делового, оказывающего сильное давление и иногда бесчувственного мира.

ENFJ - экстраверт, интуит, этик, рационал.

 Ключ к подлинному  пониманию ENFJ любого возраста - это  осознание того, что самым важным  для них являются их крайне  развитые чувственные ценности. Эти ценности - основополагающий  критерий, на основании которого ENFJ принимают решения и оценивают  окружающий мир. Прежде всего,  они нуждаются в гармоничных  отношениях с другими. Им надобно  проявлять свою любовь и заботу  и, в свою очередь, чувствовать  себя любимыми. Для ENFJ очень важно,  чтобы их понимали и ценили. Кроме того, ENFJ обладают хорошими  творческими способностями и  гордятся своей способностью  находить различные решения проблем.

INFJ - интроверт, интуит, этик, рационал.

 Фундаментальными качествами INFJ являются их живое фантазерство, оригинальное видение мира и  своего места в нем. Они способны  видеть связи и отношения между  вещами и полностью очарованы  этим своим собственным видением. Как правило это чувствительные  люди, которые могут профильтровать  абсолютно все сквозь свое  крайне развитое чувство хорошего  и правильного, основанное на  их очень личной иерархии ценностей.  Объективная самооценка у INFJ появляется  тогда, когда они чувствуют,  что их ценят за независимый  взгляд, слышат и уважают их  идеи, поощряют их мечтательность  и позволяют им смотреть на  возможности жизни сквозь призму  своего воображения. 

Информация о работе Восприятие внешнего поведения личности