Восприятия детьми дошкольного возраста сказочного героя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать характер зависимости эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста к сказочным героям от ее композиции, в частности, от развязки и реакций героя на действия испытателей.
Задачи исследования:
- осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотреть понятие сказки как метод народной психологии;
- выявить психологические особенности детей дошкольного возраста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГЕРОЕВ СКАЗОК

1.1 Общая характеристика дошкольного возраста……………………………6
1.2 Сказка как метод народной психологии…………………………………..10
1.3 Особенности художественного восприятия действительности в дошкольном возрасте……………………………………………………………16

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

2.1 Изучение восприятия сказочных героев детьми дошкольного возраста………………………………………………………………………….20
2.2 Анализ и оценка результатов………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГЕРОЕВ СКАЗОК.docx

— 71.38 Кб (Скачать файл)

Сопоставление сказочных героев приводит к непроизвольной оценке. Эмоциональное отношение детей к сказочным героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом.

Например, перечитывая сказку "Коза-дереза", почти все малыши с торжеством заканчивают ее тем, что коза упала с печки и разбилась. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлепают по картинке с изображением "плохого" персонажа и т.д.). Вместе с тем, в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение. Психологи заметили, что мишку из сказки "Теремок" ребенок называет хорошим только потому, что у него дома есть любимая игрушка – мишка.

Сказки учат ребенка мыслить, расширять кругозор. Его интересует результат действия героев сказки и, как правило, волнует собственная причастность к происходящему.

Для выявления особенностей  восприятия сказочных героев детьми дошкольного образа было проведено экспериментальное исследование, которое описано в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКАЗОЧНЫХ  ГЕРОЕВ

 

2.1 Организация и изучение  восприятия сказочных героев  детьми дошкольного возраста

 

В исследовании приняли участие 19 дошкольников старшего дошкольного возраста: 11 девочек и  8 мальчиков; из них 5 мальчиков и 8 девочек в возрасте 5 лет и 3 мальчика и 3 девочки в возрасте 6 лет.

Для решения поставленных задач в качестве экспериментального материала  была использована  народная волшебная сказка «Гуси-лебеди».

Было подготовлено  два варианта  сказки: традиционный - для проведения первого эксперимента, второй вариант-  с изменением композиции.

При создании экспериментального варианта начало сказки оставалось неизменным, модификации касались ее развязки, а именно: при повторной серии испытаний героя (Сестрицы Аленушки) Печкой, Молочной Речкой, Кисельными Берегами и Яблонькой он во всех случаях реагирует отрицательно, не выполняя просьбы, в форме которых были испытания («съесть ржаного пирожка, киселька, лесного яблочка»), что влечет за собой неспасение от погони, означающее победу антагониста, олицетворяющего зло, и поражение Сестрицы Аленушки, воплощающей добро.

Процедура эксперимента включала в себя три этапа.

Первый этап -  изучение эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста к персонажам народной волшебной сказки до непосредственного предъявления одного из подготовленных вариантов. Для этого использовался Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный A.M. Эткиндом [Приложение 1].

Цветовой тест отношений — это компактный невербальный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Он опирается на концепцию отношений В.Н.Мясищева, идеи Б.Г.Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А.Н.Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.

Методической основой данного теста является цветоассоциативный эксперимент. Идея и процедуры эксперимента были разработаны А.М.Эткиндом. Он исходит из предположения о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментально-психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов.

Метод цветоассоциативного эксперимента отличается от других цветовых методов своеобразным способом извлечения реакций на цветовые стимулы и иной постановкой задачи тестового исследования. Все это позволяет считать данный метод оригинальным средством личностного тестирования. Психодиагностический метод цветоассоциативного исследования отношений личности был назван «цветовой тест отношений» (ЦТО).

Задание № 1 -  ребенку предлагалось восемь цветовых стимулов (карточек), которые он должен был соотнести с характером следующих персонажей: Братец Иванушка, Баба-Яга, Сестрица Алёнушка, Еж, Молочная Речка, Кисельные Берега, Печка, Яблонька. При этом подчеркивалось, что необходимо будет подбирать цвет, подходящий именно к характеру сказочного героя, а не к его одежде или внешнему виду.

Задание № 2 заключалось в ранжировании цветных карточек, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».

Второй этап -  предъявление испытуемым варианта сказки с искаженной композицией.

На третьем этапе исследования осуществлялось повторное применение ЦТО для исследования изменения эмоционального отношения детей к персонажам. При этом специально подчеркивалось, что необходимо подобрать цвета, подходящие для характеров персонажей именно только что прослушанной сказки, а не вообще для Братца Иванушки, Сестрицы Аленушки и других.

При обработке  эмоционального восприятия дошкольников к тому или иному персонажу определялись местом (рангом) соотносимого с ним цвета в шкале цветовых предпочтений ребенка.

Для статистической обработки результатов эксперимента были использованы следующие методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена (для определения тесноты и направления корреляционной связи между двумя групповыми иерархиями, между двумя признаками, измеренными в одной и той же группе); G-критерий знаков (для оценки достоверности сдвига признака от первого замера ко второму).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ и оценка результатов

 

Картину поляризации эмоционального восприятия дошкольников к персонажам сказки до экспериментальной ситуации можно представить в виде усредненных и упорядоченных по возрастанию ранговых мест персонажей в шкале, где первый ранг соответствует максимально положительному эмоциональному восприятию, а восьмой - максимально отрицательному. (Приложение 2)

Из приложения 2 видно, что наиболее эмоционально принимаемыми являются образы персонажей Сестрица Аленушка, Братец Иванушка. Они часто встречаются в народных волшебных сказках в положительных ролях героев или искомых персонажей и, следовательно, хорошо знакомы дошкольникам и имеют по отношению к себе достаточно определенное и устойчивое положительное эмоциональное отношение. Последнее место отводится образу Бабы-Яги, предстающей в сказках, как правило, в роли антагониста / вредителя.  К неантропоморфным образам персонажей Еж, Молочная Речка, Кисельные Берега, Печка и Яблонька старшие дошкольники не демонстрируют столь выраженного положительного или отрицательного эмоционального отношения.

Эмоциональное восприятие к образам сказочных персонажей у детей, прослушавших версию сказки с искаженной композиционной структурой, значительно изменяется. (Приложение 3, 4)

Образ Сестрицы Аленушки с первого места (ранг 2,58) был перенесен на предпоследнее шестое место (4,36);

образ Братца Иванушки со второго места (3,16) переместился на первое (2,36);

второе место (3,05), передвигаясь с пятого (4,18), занял образ сказочного Ежа;

на третье место (3,38), вместо исходного четвертого (3,88), был поставлен образ Молочной Речки, Кисельных Берегов;

четвертое и пятое, вместо бывших шестого и третьего мест, заняли остальные испытатели Печка (3,96 против 4,55) и Яблонька (4,09 против 3,76) соответственно.

Значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена в данном случае(- 0,7) не достигают уровня статистической значимости (р<0,05), что указывает на достоверность изменения эмоционального восприятия детей к персонажам сказки. (Приложение 5)

 

 

При рассмотрении  группы с целью возможного выявления в ней возрастных различий в характере изменения эмоционального восприятия к действующим лицам сказки обнаружились интересные закономерности (Приложение 6).

У дошкольников пяти лет изменение эмоционального восприятия к образам Сестрицы Аленушки в роли героя и Бабы-Яги в роли антагониста/вредителя не имеет однозначной тенденции. Доля детей, все-таки пересмотревших свое отношение к данным образам в пользу их большего эмоционального отвержения, несущественно превышает долю детей, эмоциональное отношение которых к этим персонажам даже несколько улучшилось.

Также не достигают уровня статистической достоверности сдвиги в сторону улучшения эмоционального восприятия к образам Братца Иванушки в роли искомого персонажа и помощника - Ежа.

Дошкольники шести лет демонстрируют значительное изменение эмоционального восприятия в сторону его ухудшения к образам Сестрицы Аленушки в роли героя и Бабы-Яги в роли антагониста, а также в сторону улучшения к образам Братца Иванушки и Ежа, исполняющих круг действий искомого персонажа и помощника.

Данный факт может объясняться тем, что у  детей пяти лет в оценке сказочных персонажей преобладает ориентация на их внешний вид. При этом нравственные характеристики, выражающиеся через круг действий персонажа, находятся на втором плане.  Ведущую же роль в оценке действующих лиц сказки они начинают играть только с шестилетнего возраста, когда дети научаются дифференцировать понятия «хороший» и «красивый», и те уже не становятся полностью совпадающими, как это было у младших детей. Вероятно, образ Сестрицы Аленушки как раз и является для дошкольников внешне привлекательным. Красивая Сестрица Аленушка не может быть плохой для младших детей. Известно также, что адекватное эмоциональное восприятие дошкольников к нравственным нормам формируется только в конце старшего дошкольного возраста. Можно предположить, что дети пяти лет, идентифицируясь с образом какого-либо персонажа, в силу большего, чем у шестилетних детей, эгоцентризма не могут отстраниться от него, занять независимую позицию стороннего наблюдателя, позволяющую адекватно отнестись к этому персонажу. Продолжая идентифицироваться с ним, дошкольники демонстрируют к нему положительное эмоциональное отношение, определяющее и систему отношений ко всем остальным персонажам.

Таким образом,  исследование на материале восприятия детьми народной волшебной сказки позволяет уловить один из моментов перехода ребенка на новый уровень развития морального сознания.

В работе были выявлены некоторые тендерные особенности изменения эмоционального отношения детей шести лет к персонажам сказки после прослушивания ее искаженного варианта (Приложение 7).

У мальчиков  обнаружено значительное ухудшение эмоционального отношения к образу Сестрицы Аленушки в роли героя, а также улучшение к образам Братца Иванушки и Ежа, исполняющих круг действий искомого персонажа и помощника.

У девочек же видны значительные изменения эмоционального восприятия в пользу их ухудшения к образам Сестрицы Аленушки в роли героя и Бабы-Яги в роли антагонист, а также в сторону их улучшения к образу Ежа, исполняющего круг действий помощника

Таким образом, можно констатировать, что в изменении эмоционального восприятия старших дошкольников к образам сказочных персонажей при нарушении композиционного строя прослеживаются различия, которые проявляются в достоверном улучшении эмоционального отношения к мужскому образу искомого персонажа у мальчиков, не наблюдающемся у девочек, и в достоверном ухудшении эмоционального отношения к образу антагониста у девочек. Мальчики, которые еще до процедуры предъявления им экспериментального варианта сказки больше симпатизировали образу Братца Иванушки, чем девочки, в связи с актуальностью процессов полоролевой идентификации, после указанной процедуры еще больше утвердились в своем положительном отношении к данному образу. Кроме того, Братец Иванушка не делает в сказке ничего плохого, в отличие от остальных персонажей, действия которых, так или иначе, привели к негативному финалу. Девочки же по причине все той же значимости процессов половой идентификации до процедуры эксперимента более симпатизировали образу Сестрицы Аленушки, чем образу Братца Иванушки (в отличие от мальчиков).

Можно предположить, что процесс эмоциональной идентификации с данным персонажем и определил поначалу объект развертывающихся эмпатических переживаний, вместе с которым девочки участвовали в сказочных событиях до тех пор, пока герой соответствовал всем сказочным канонам и упорно боролся за спасение искомого персонажа. Череда же искаженных композиционных элементов сказки, а именно непрохождение серии трех испытаний героем и победа антагониста, ослабляет процесс эмоционального уподобления герою и вызывает у девочек разочарование в нем, проявляющееся в достоверном ухудшении эмоционального отношения к нему. При этом, естественным кажется уход на второй план образа Братца Иванушки, изменение эмоционального восприятия к которому здесь недостоверно, а также значительное (достоверное) ухудшение эмоционального восприятия к фигуре антагониста (в отличие от недостоверного - у мальчиков). Последнее может объясняться компенсацией разочарования в герое, с которым имела место эмоциональная идентификация, «поиском виноватого» в том, что он продемонстрировал свою геройскую несостоятельность.

Информация о работе Восприятия детьми дошкольного возраста сказочного героя