Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 18:59, курсовая работа
Цель исследования: исследовать характер зависимости эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста к сказочным героям от ее композиции, в частности, от развязки и реакций героя на действия испытателей.
Задачи исследования:
- осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотреть понятие сказки как метод народной психологии;
- выявить психологические особенности детей дошкольного возраста;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГЕРОЕВ СКАЗОК
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста……………………………6
1.2 Сказка как метод народной психологии…………………………………..10
1.3 Особенности художественного восприятия действительности в дошкольном возрасте……………………………………………………………16
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
2.1 Изучение восприятия сказочных героев детьми дошкольного возраста………………………………………………………………………….20
2.2 Анализ и оценка результатов………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ИСТОЧНИКОВ………
После проведённой работы были разработаны рекомендации для воспитателей, родителей, психологов. ( Приложение 8)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Проведенное исследование
экспериментально подтвердило
Противоположный традиционному характер развязки и реакций героя на действия испытателей, с одной стороны, психологизирует образы действующих лиц сказки, приближает их к реальной действительности, но, с другой - затрудняет выделение в них тех нравственных характеристик, которые заложены народной волшебной сказкой.
Таким образом, композиция
сказки является условием, определяющим
возможность ее использования
в формировании полярного
Предъявление детям сказки с искаженной композицией приводит к изменению отношения не только к главным действующим лицам (герою и антагонисту), действия которых отклоняются от традиционных, но и к второстепенным (искомому персонажу и помощнику), функции которых остаются неизменными. Таким образом, нарушение традиционной композиции сказки приводит к появлению неадекватного отношения к героям сказки и в целом ведет к этической дезориентации ребенка.
Обнаружены возрастные
различия в интенсивности
Таким образом, исследование подтверждает то, что главное в сказке – это роль внешнего оформления образа персонажа при его оценке дошкольниками, а также возрастную обусловленность способности к эмоциональному отстранению от идентифицируемого объекта для формирования адекватного эмоционального восприятия к нему, и динамику эмоционального компонента нравственного развития в дошкольном возрасте.
Эмоциональное восприятие
дошкольников к героям сказки
и, следовательно, восприятие ими
полярных этических эталонов
во многом определяется
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Алексеенкова, Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции / Е.Г. Алексеенкова, В.Н. Андреева // Вопросы психологии. -2006. - № 6. – С. 39- 47.
2. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков - М.: Ось-89, 2001.
3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
4. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности [Текст] /А.А.Гусейнов. – М., 1974.
5. Запорожец, А.В. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович. – М., 1986.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психологическое развитие дошкольника [Текст] /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. – М., 1998
7. Зинурова, Р.Р. Развитие диалектического мышления дошкольников посредством «диалектических наглядных схем» на основе мифов и сказок / Р.Р. Зинурова // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С. 174 – 181.
8. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] /А.Д.Кошелева. – М., 1985.
9. Логинова, В.И. Саморукова, П.Г. Дошкольная педагогика[Текст] /В.И.Логинова, П.Г.Саморукова. – М., 1988.
10. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] /В.С.Мухина. – М., 1997.
11. Никифоров, А.И. Сказка, её бытование и носители [Текст] /А.И.Никифоров. – М., 1930.
12. Пазухина, И.А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста / И.А. Пазухитина // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 3. - С. 36-39.
13. Пазухина, И. А. Ступеньки к самопознанию / И.А. Пазухина // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 3 - С. 35.
14. Полякова, М.Н. Построение
развивающей среды в группах
для детей старшего
15. Пропп В.Я. Фольклор и действительность [Текст] /В.Я.Пропп. – М., 1976
16. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольников[Текст] /Е.В.Субботский// Вопросы психологии. – М., 1983.
17. Тихомирова, И. И. Мышление как основа вдумчивого чтения / И.И. Тихомирва // Школьная библиотека. - 2004. - № 8. - С.46–51.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный A.M. Эткиндом
В ЦТО используется набор цветов из восьми цветового теста М.Люшера. Обоснование возможности диагностики отношений испытуемых к значимым понятиям и людям с помощью ЦТО дается количественной оценкой, полученной путем вычисления коэффициента корреляций между матрицей семантических расстояний цветов и стереотипов и матрицей средних рангов цветов в ассоциациях к этим же стереотипам. Вычисленный с учетом одного только фактора оценки, этот коэффициент равен 0,60, а с учетом всех трех факторов личностного дифференциала он оказался еще выше — 0,69 (в обоих случаях р < 0,01). Это значит, что на первые места в ассоциативной раскладке выходят именно те цвета, которые сходны по своему значению с ассоциируемым понятием. Все это подтверждает валидность цветовых ассоциаций как метода измерения эмоциональных значений на достаточно высоком уровне достоверности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сказочный герой |
Место |
Ранг |
Сестрица Алёнушка |
1 |
2,58 |
Братец Иванушка |
2 |
3,16 |
Яблонька |
3 |
3,76 |
Молочная река |
4 |
3,88 |
Ёж |
5 |
4,18 |
Печка |
6 |
4,55 |
Кисельные Берега |
7 |
4, 88 |
Баба- Яга |
8 |
4,95 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сказочный герой |
Место |
Ранг |
Сестрица Алёнушка |
6 |
4,36 |
Братец Иванушка |
1 |
2,36 |
Яблонька |
5 |
4,09 |
Молочная река |
3 |
3,38 |
Ёж |
2 |
3,05 |
Печка |
4 |
3,96 |
Кисельные Берега |
7 |
4,86 |
Баба- Яга |
8 |
4,91 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
С.Алёнушка |
Б. Иванушка |
Река |
Ёж |
Кисельные берега |
Печка |
Яблонька |
Баба-Яга | |
ранг по перв. экспер. |
1 |
2 |
4 |
5 |
7 |
6 |
3 |
8 |
ранг по контрольн. экспер. |
6 |
1 |
3 |
2 |
7 |
4 |
5 |
8 |
D2 і |
25 |
1 |
1 |
9 |
0 |
4 |
4 |
0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Сдвиг эмоционального отношения детей к персонажам сказки после прослушивания версии с искаженным композиционным строем (число испытуемых в %)
Действующее лицо сказки |
Возрастная группа |
Сдвиг эмоционального отношения к действующему лицу сказки | ||
в сторону ухудшения |
«нулевой» |
в сторону улучшения | ||
Герой (Сестрица Аленушка) |
5 лет |
61,2 |
18,9 |
19,9 |
6 лет |
70,7 |
9, 3 |
20 | |
Помощник (Еж) |
5 лет |
30,1 |
21,1 |
48,8 |
6 лет |
16,4 |
30,1 |
53,5 | |
Искомый персонаж (Братец Иванушка) |
5 лет |
25,8 |
25,8 |
48,4 |
6 лет |
20,8 |
34,3 |
44,9 | |
Антагонист (Баба-Яга) |
5 лет |
30,6 |
52 |
17,4 |
6 лет |
29,5 |
64,1 |
6,4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Сдвиг эмоционального отношения мальчиков и девочек к персонажам сказки после прослушивания версии с искаженным композиционным строем (число испытуемых в %)
Действующее лицо сказки |
Пол |
Сдвиг эмоционального отношения к действующему лицу сказки | ||
в сторону ухудшения |
«нулевой» |
в сторону улучшения | ||
Герой (Сестрица Аленушка) |
Мальчики |
59,8 |
10,1 |
30,1 |
Девочки |
74,8 |
14,1 |
11,1 | |
Помощник (Еж) |
Мальчики |
12,6 |
19,5 |
67,9 |
Девочки |
17,2 |
21,1 |
61,7 | |
Искомый персонаж (Братец Иванушка) |
Мальчики |
11,3 |
40,9 |
47,8 |
Девочки |
28,3 |
17,2 |
54,5 | |
Антагонист (Баба-Яга) |
Мальчики |
28,0 |
49,3 |
22,7 |
Девочки |
30,7 |
62,2 |
7,1 |
Информация о работе Восприятия детьми дошкольного возраста сказочного героя