Восприятия детьми дошкольного возраста сказочного героя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать характер зависимости эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста к сказочным героям от ее композиции, в частности, от развязки и реакций героя на действия испытателей.
Задачи исследования:
- осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотреть понятие сказки как метод народной психологии;
- выявить психологические особенности детей дошкольного возраста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГЕРОЕВ СКАЗОК

1.1 Общая характеристика дошкольного возраста……………………………6
1.2 Сказка как метод народной психологии…………………………………..10
1.3 Особенности художественного восприятия действительности в дошкольном возрасте……………………………………………………………16

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

2.1 Изучение восприятия сказочных героев детьми дошкольного возраста………………………………………………………………………….20
2.2 Анализ и оценка результатов………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГЕРОЕВ СКАЗОК.docx

— 71.38 Кб (Скачать файл)

После проведённой работы были разработаны рекомендации для воспитателей, родителей, психологов. ( Приложение 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

 Проведенное исследование  экспериментально подтвердило предположение  о том, что искажение композиции  народной волшебной сказки ведет  к формированию такого эмоционального  восприятия к ее персонажам, которое  не соответствует объективному  характеру их нравственной поляризации. Прежде всего, предъявление детям  такой сказки приводит к изменению  отношения к двум главным действующим  лицам - герою и антагонисту. А  так как они представляют собой  персонифицированные полярные категории  добра и зла, т.е. этические эталоны, формирование которых в старшем  дошкольном возрасте является  актуальным, то можно констатировать, что искажение композиционного  строения народной волшебной  сказки делает данную сказку  неприменимой для целей такого  формирования.

Противоположный традиционному характер развязки и реакций героя на действия испытателей, с одной стороны, психологизирует образы действующих лиц сказки, приближает их к реальной действительности, но, с другой - затрудняет выделение в них тех нравственных характеристик, которые заложены народной волшебной сказкой.

 Таким образом, композиция  сказки является условием, определяющим  возможность ее использования  в формировании полярного эмоционального  отношения старших дошкольников к этическим эталонам, необходимого для присвоения ребенком нравственных норм, которые содержит в себе сказка.

Предъявление детям сказки с искаженной композицией приводит к изменению отношения не только к главным действующим лицам (герою и антагонисту), действия которых отклоняются от традиционных, но и к второстепенным (искомому персонажу и помощнику), функции которых остаются неизменными. Таким образом, нарушение традиционной композиции  сказки приводит к появлению неадекватного отношения к героям сказки и в целом ведет к этической дезориентации ребенка.

 Обнаружены возрастные  различия в интенсивности изменения  эмоционального отношения к образам  персонажей, выступающим в роли  действующих лиц сказки с искаженной  композицией. Дети шести лет (в  отличие от детей пяти лет) демонстрируют значимые изменения  эмоционального восприятия ко  всем четырем указанным выше  персонажам.

Таким образом, исследование подтверждает то, что главное в сказке – это роль внешнего оформления образа персонажа при его оценке дошкольниками, а также возрастную обусловленность способности к эмоциональному отстранению от идентифицируемого объекта для формирования адекватного эмоционального восприятия к нему, и динамику эмоционального компонента нравственного развития в дошкольном возрасте.

 Эмоциональное восприятие  дошкольников к героям сказки  и, следовательно, восприятие ими  полярных этических эталонов  во многом определяется протекающими  в дошкольном возрасте процессами  половой идентификации, что также  необходимо учитывать, выстраивая  работу по нравственному развитию  дошкольников.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Алексеенкова, Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции / Е.Г. Алексеенкова, В.Н. Андреева // Вопросы психологии. -2006. - № 6. – С. 39- 47.

2. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков - М.: Ось-89, 2001.

3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.

4. Гусейнов, А.А. Социальная  природа нравственности [Текст] /А.А.Гусейнов. – М., 1974.

5. Запорожец, А.В. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович. – М., 1986.

6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психологическое развитие дошкольника [Текст] /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. – М., 1998

7. Зинурова, Р.Р. Развитие диалектического мышления дошкольников посредством «диалектических наглядных схем» на основе мифов и сказок / Р.Р. Зинурова // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С. 174 – 181.

8. Кошелева, А.Д. Эмоциональное  развитие дошкольника [Текст] /А.Д.Кошелева. – М., 1985.

9. Логинова, В.И. Саморукова, П.Г. Дошкольная педагогика[Текст] /В.И.Логинова, П.Г.Саморукова. – М., 1988.

10. Мухина, В.С. Возрастная  психология [Текст] /В.С.Мухина. – М., 1997.

11. Никифоров, А.И. Сказка, её  бытование и носители [Текст] /А.И.Никифоров. – М., 1930.

12. Пазухина, И.А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста / И.А. Пазухитина // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 3. - С. 36-39.

13. Пазухина, И. А. Ступеньки к самопознанию / И.А. Пазухина // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 3 - С. 35.

14. Полякова, М.Н. Построение  развивающей среды в группах  для детей старшего дошкольного  возраста / М.Н. Полякова // Дошкольная  педагогика. – 2004. - № 1. – С. 6 – 10.

15. Пропп В.Я. Фольклор и действительность [Текст] /В.Я.Пропп. – М., 1976

16. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольников[Текст] /Е.В.Субботский// Вопросы психологии. – М., 1983.

17. Тихомирова, И. И. Мышление  как основа вдумчивого чтения / И.И. Тихомирва // Школьная библиотека. - 2004. - № 8. - С.46–51.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный A.M. Эткиндом

 

В ЦТО используется набор цветов из восьми цветового теста М.Люшера. Обоснование возможности диагностики отношений испытуемых к значимым понятиям и людям с помощью ЦТО дается количественной оценкой, полученной путем вычисления коэффициента корреляций между матрицей семантических расстояний цветов и стереотипов и матрицей средних рангов цветов в ассоциациях к этим же стереотипам. Вычисленный с учетом одного только фактора оценки, этот коэффициент равен 0,60, а с учетом всех трех факторов личностного дифференциала он оказался еще выше — 0,69 (в обоих случаях р < 0,01). Это значит, что на первые места в ассоциативной раскладке выходят именно те цвета, которые сходны по своему значению с ассоциируемым понятием. Все это подтверждает валидность цветовых ассоциаций как метода измерения эмоциональных значений на достаточно высоком уровне достоверности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Сказочный герой

Место

Ранг

Сестрица Алёнушка

1

2,58

Братец Иванушка

2

3,16

Яблонька

3

3,76

Молочная река

4

3,88

Ёж

5

4,18

Печка

6

4,55

Кисельные Берега

7

4, 88

Баба- Яга

8

4,95


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Сказочный герой

Место

Ранг

Сестрица Алёнушка

6

4,36

Братец Иванушка

1

2,36

Яблонька

5

4,09

Молочная река

3

3,38

Ёж

2

3,05

Печка

4

3,96

Кисельные Берега

7

4,86

Баба- Яга

8

4,91


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

 

 

 

С.Алёнушка

Б. Иванушка

Река

Ёж

Кисельные берега

Печка

Яблонька

Баба-Яга

 ранг по перв. экспер.

1

2

4

5

7

6

3

8

ранг по контрольн. экспер.

6

1

3

2

7

4

5

8

D2 і

25

1

1

9

0

4

4

0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Сдвиг эмоционального отношения детей к персонажам сказки после прослушивания версии с искаженным композиционным строем (число испытуемых в %)

 

Действующее лицо сказки

Возрастная группа

Сдвиг эмоционального отношения к действующему лицу сказки

в сторону ухудшения  

«нулевой»

в сторону улучшения

Герой (Сестрица Аленушка)  

5 лет

61,2

18,9

19,9

6 лет

70,7

9, 3

20

Помощник (Еж)

5 лет 

30,1

21,1

48,8

6 лет

16,4

30,1

53,5

Искомый персонаж (Братец Иванушка)

5 лет

25,8

25,8

48,4

6 лет

20,8

34,3

44,9

Антагонист (Баба-Яга)

5 лет 

30,6

52

17,4

6 лет

29,5

64,1

6,4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Сдвиг эмоционального отношения мальчиков и девочек к персонажам сказки после прослушивания версии с искаженным композиционным строем (число испытуемых в %)

 

Действующее лицо сказки

Пол

Сдвиг эмоционального отношения к действующему лицу сказки

в сторону ухудшения  

«нулевой»

в сторону

улучшения

Герой (Сестрица Аленушка)  

Мальчики

59,8

10,1

30,1

Девочки

74,8

14,1

11,1

Помощник (Еж)

Мальчики

12,6

19,5

67,9

Девочки

17,2

21,1

61,7

Искомый персонаж (Братец Иванушка)

Мальчики

11,3

40,9

47,8

Девочки

28,3

17,2

54,5

Антагонист (Баба-Яга)

Мальчики

28,0

49,3

22,7

Девочки

30,7

62,2

7,1

Информация о работе Восприятия детьми дошкольного возраста сказочного героя