Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:11, контрольная работа
Целью исследования является полное рассмотрение восприятия и направлений и методов воспитания. Для решения этих целей был поставлен ряд задач:
1. Рассмотреть восприятия времени, движения и пространства в профессиональной деятельности;
2. Рассмотреть направления и методы воспитания;
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................
1.ВОСПРИЯТИЕ. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ, ДВИЖЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................................
2. НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ......................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................................
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.........................................................................................................
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ......................
1.ВОСПРИЯТИЕ. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
ВРЕМЕНИ, ДВИЖЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..............................
2.
НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
СЛОВАРЬ
ТЕРМИНОВ......................
ВВЕДЕНИЕ
«Восприятие» и «Напавления и методы воспитания» - одни из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Психология и педагогика являются непременной составной частью нашего общества, поэтому данные темы довольно актуальны в наше время.
Целью исследования является полное рассмотрение восприятия и направлений и методов воспитания. Для решения этих целей был поставлен ряд задач:
1. Рассмотреть восприятия времени, движения и пространства в профессиональной деятельности;
2. Рассмотреть направления и методы воспитания;
Предметом изучения являются психология и педагогика.
Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево - это дерево, кошка - это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может. Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других - из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т.е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности. Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячу всевозможных сигналов, из которых мы можем уловить лишь очень небольшую часть. Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки, тогда как эти ультразвуки легко слышит собака, дельфин или летучая мышь. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн - от самых коротких (гамма лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны). Однако наши глаза чувствительны лишь к небольшому участку спектра, занимающему промежуточное положение, к «видимому свету». Какой бы нам представилась реальность, если бы мы были способны различать другие формы энергии? Каково было бы наше видение мира, если бы наши глаза были способны улавливать рентгеновские лучи и мы видели насквозь то, что сейчас кажется непроницаемым?
1 ВОСПРИЯТИЕ. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ, ДВИЖЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие - психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя
Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, которые известны под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения, возникающая при длительной нервной деятельности и воспринимаемая как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов - ритмика смены она и бодрствования, появление голода и тому подобное. Все перечисленные условия лежат в основе наиболее простых, непосредственных оценок времени. От них следует отличать сложные формы восприятия времени , которые опираются на вырабатываемые человеком «эталоны» оценки времени . К таким эталонам относятся такие меры времени , как секунды, минуты, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Точность такого опосредствованного восприятия времени может заметно повышаться. Как показали наблюдения над музыкантами1, парашютистами и летчиками, она может заметно обостряться в процессе упражнения, при котором человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки коротких интервалов следует отличать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках времени. Эта форма, оценки времени является особенно сложной по своему строению. Интересно отметить, что различные факторы могут несколько изменять оценку протекающего времени. Некоторые биологические изменения, например повышение температуры тела, могут вызвать переоценку времени , а понижение температуры - наоборот, недооценку. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, проявляемого к некоторым тестам, а также под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства, вызывающие замедление физиологических процессов, способствуют недооценке отрезков времени , а возбуждающие лекарства и галлюциногены, ускоряющие психические процессы и переработку сигналов мозга, напротив, влекут за собой преувеличение оценок времени .
В основе восприятия пространства лежит функция специального аппарата - полукружных каналов (или вестибулярного аппарата), расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение трех основных плоскостей пространства , является его специфическим рецептором. Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц, и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Такая тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, вызывающая оптико-вестибулярные рефлексы, входит в систему, обеспечивающую восприятие пространства. Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия (бинокулярное зрение: в одном глазу получается двумерное изображение предмета, немного отличное от изображения в другом глазу, позволяет мозгу объединить эти два изображения в один трехмерный образ). Глубина (отдаленность) предмета особенно успешно воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами. Чтобы воспринять предметы, нужно чтобы изображение от рассматриваемого предмета падало на соответствующее точки сетчатки, а для обеспечения этого необходимо конвергенция обоих глаз (сведение зрительных осей глаза на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства). Если при конвергенции глаз возникает диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект; при большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз возникает двоение предмета. Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия: восприятие целых геометрических форм или структур; целостный характер восприятия цвета; законы восприятия формы (описанные гештальтпсихологами). К ним присоединяется и последнее условие-влияние хорошо закрепленного прежнего опыта. Восприятие пространства не ограничивается восприятием глубины. Его существенную часть составляет восприятие расположения предметов по отношению друг к другу. Воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени асимметрично. Одни предметы расположены от нас вверху, другие внизу; одни дальше, другие ближе; одни справа, другие слева. Различные пространственные расположения предметов в этом асимметричном пространстве имеют часто решающее значение. Примером этого могут служить ситуации, когда нам нужно ориентироваться в расположении комнат, сохранить план пути и так далее. В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы (расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах), такая ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда эта дополнительная зрительная опора устраняется, такая ориентировка резко затрудняется (на совершенно одинаковых станциях метро, где имеются два ничем по виду не отличающихся противоположных выхода). Ориентировка в таком асимметричном пространстве настолько сложна, что одних описанных выше механизмов недостаточно. Для ее обеспечения нужны добавочные механизмы, прежде всего, выделение «ведущей»2 правой руки, опираясь на которую человек и осуществляет сложный анализ внешнего пространства и системы абстрактных пространственных обозначений (правое - левое).
На определенном этапе онтогенеза, когда ведущая правая рука еще не выделена, и система пространственных понятий еще не усвоена, симметричные стороны пространства долгое время продолжают путаться. Такие явления, характерные для ранних стадий каждого нормального развития проявляются в так называемом «зеркальном письме», которое выступает у многих детей 3 - 4 лет и затягивается, если ведущая рука почему-то не выделяется. Тот сложный комплекс приборов, которые лежат в основе восприятия пространства , требует столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия . Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-киноэстетического и вестибулярного анализаторов.
Восприятие движения
Любая деятельность содержит в себе движение в пространстве, а, любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и то, как они воспринимаются, зависит и от наших сенсорных способностей, и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за передвижением светового луча при скорости меньше 1/3о в секунду (что соответствует перемещению на ширину большого пальца при вытянутой руке за 6 секунд). Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на ручных или стенных часах: она передвигается за секунду всего лишь на 1/10о.
Восприятие
и оценка движения основаны
на последовательном использовании информации,
исходящей из нескольких различных источников.
Одни из них позволяют установить сам
факт движения, другие оценить его направленность
и скорость. Наличие или отсутствие
движения в поле зрения констатируется
нейронами - детекторами движения.
Эти нейроны обладают генетически заданной
способностью генерировать импульсы при
возникновении движения какого-либо
объекта в поле зрения. Направленность
движения может оцениваться по
направлению перемещения отражаемого
объекта на поверхности сетчатки, а также
отмечаться последовательностью сокращения-расслабления
определенной группы мышц глаз, головы,
туловища при выполнении прослеживающих
движений за объектом. То обстоятельство,
что восприятие движения
и его направления физиологически
связано с перемещением изображения на
сетчатки, доказывается существованием
иллюзии движения, обычно возникающей
в том случае, когда в поле зрения один
за другим с небольшими интервалами времени
зажигаются два светящихся точечных объекта,
находящихся друг от друга на сравнительно
небольшом расстоянии. Если интервал времени
между зажиганием первого и второго
объектов становится меньше 0,1 секунды,
то возникает иллюзия перемещения светового
источника из одного положения в другое,
с первого места на второе, причем зрительно-иллюзорно
субъектом даже прослеживается траектория
соответствующего движения. Чаще
всего, движение предмета мы воспринимаем
благодаря тому, что он перемещается на
каком-то фоне. Поэтому мы можем при восприятии
движения дополнительно использовать
еще и показатели, связанные с
самим фоном, - элементы, перед которыми
или позади которых передвигается наблюдаемый
предмет.
Гражданско-патриотическое; экономическое и правовое; нравственно-этическое; художественно-эстетическое; экологическое; спортивно-оздоровительное; философское и социально-психологическое; гуманитарное и гуманистическое; профессиональное и трудовое воспитание ; социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-сирот; воспитание навыков дисциплины и межличностных отношений; привитие студентам правильных ориентиров молодежной субкультуры; воспитание жизнедеятельности и выживания в современных экономических условиях; профилактика “ранней безработицы”; воспитание самодостаточной, образованной и культурной личности; оказание психологической помощи студентам колледжа и их родителям3.
Формы и методы воспитательной работы ориентированы на студентов колледжа начального, среднего профессионального образования, а также повышенного уровня обучения.
Значительное внимание в учебно-воспитательной деятельности колледжа уделяется работе со студентами ОВЗ (группы коррекции) и студентами-сиротами. Этим категориям обучающихся предоставляется приоритетное экскурсионное обслуживание, медицинская помощь, питание, психологическая и материальная поддержка.
Формирование способностей к совершенствованию и самосовершенствованию.
Направление
“Формирование способностей к совершенствованию
и самосовершенствованию” от педагогического
коллектива требует осуществление
индивидуального подхода к
Данное направление предполагает многообразные формы, методы, средства и приемы воспитательной работы. Объединения дополнительного образования - кружки, студии и спортивные секции, именно эта форма помогает студентам выявить свою индивидуальность, а затем реализовать свои возможности и способности. Для многих студентов кружковая деятельность является первым шагом для раскрытия своей личности, адаптации к своей будущей профессии. Инновационный подход отличает руководителей кружковой работы.
В
соответствии с общей
целью в качестве
основных в колледже
приняты следующие направления
Информация о работе Восприятия и направлений и методов воспитания