МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ
.
РЕФЕРАТ
Возрастные
и индивидуальные особенности младших
школьников
Выполнила студентка группы № 13
Коваль Е.А.
Новосибирск
2013
Младший школьный возраст не всегда
являлся особым этапом развития ребенка.
Было время, когда дети не посещали
школы и развивались в существенно
других условиях жизни. Вспомним некрасовского
«Мужичка с ноготок». Ребенок в
возрасте, когда «шестой миновал»,
везет дрова из леса, уверенно управляя
лошадью.
В наше время подавляющее
большинство детей в возрасте
шести лет становятся школьниками.
Переход от дошкольного детства
к школьной жизни - один из
переломных моментов в психическом
развитии человека. Ведущая деятельность
дошкольника - игра. Она является
добровольным занятием ребенка:
хочет - играет, не хочет - не
играет. Переступив порог школы,
ребенок должен перейти к деятельности
учения. Именно эта деятельность
должна быть теперь ведущей
для ребенка. Но эта деятельность
предъявляет принципиально новые
требования к нему по сравнению
с игровой деятельностью.
Включение в учебную деятельность
связано с новым типом отношений
ребенка, как в семье, так
и в школе. Дома появляется
более уважительное отношение
к его жизни, его занятиям. Одновременно
к нему предъявляются более
строгие требования. В школе главное
лицо - это учитель. От него
исходят все основные требования.
Отношения с учителем совсем
не похожи на отношения с
родителями и с воспитателем
детского сада. Первое время учитель
для ребенка - чужой человек,
и малыш невольно испытывает
страх, робость перед ним. Отношения
с другими учениками тоже вначале
не так просты: нет знакомых
детей, нет друзей, с которыми
ребенок привык общаться. В детском
саду ученики первого класса
были старшими, в школе стали
малышами. Не все дети легко
проходят период адаптации к
школьной жизни. Некоторые первоклассники
чувствуют себя скованно; другие
- наоборот, перевозбуждены, трудно
управляемы.
Главная задача учителя -
завоевать доверие учащихся, создать
атмосферу доброжелательности, справедливости.
При правильном отношении учителя
через полтора-два месяца дети
адаптируются к новым требованиям.
Учитель становится для учеников
главным лицом; его рекомендации,
его пожелания не подлежат
сомнению; даже отношение к другим
ученикам опосредуется отношением
к ним учителя.
Естественно встает вопрос
о том, а имеем ли мы право
предъявлять подобные требования ребенку
шести лет, готов ли он к выполнению новых
требований, по силам ли они ему. Мы рассмотрим
кратко два основных аспекта готовности
ребенка к школе: физическую и психическую.
Физические возможности детей
шестилетнего возраста
По имеющимся в науке данным,
анатомо-физиологическое развитие
шестилетнего ребенка достигает
уровня, требуемого учебной деятельностью.
Но организм ребенка в этом
возрасте интенсивно развивается,
что требует создания для него
соответствующих условий. Так,
незаконченность окостенения скелета
открывает большие возможности
для физического воспитания, для
занятий различными видами спорта.
Но эта особенность скелета
требует постоянного внимания
к размерам мебели, к тому, как
ребенок сидит, не перегружен
ли письменными заданиями, имеет
ли возможность своевременно
свободно подвигаться и т.д.
Шестилетний ребенок быстро утомляется
и поэтому нуждается в соответствующем
режиме работы. Следует также
учитывать индивидуальные особенности
каждого ученика. Физическое развитие
школьника требует не только
постоянного внимания учителя,
но и систематического наблюдения
врача .Надо помнить, что у ребенка возникает
целый ряд серьезных трудностей. Прежде
всего, у него устанавливается новый распорядок
жизни: вставать в определенное время,
на уроках сидеть спокойно, выполнять
разные задания и в школе, и дома. Поэтому
учитель должен не только предъявлять
к детям необходимые требования, но и помогать
им, поощрять и поддерживать их.
Психическая готовность к школе
Мотивационно-потребностная готовность.
Говоря о психической готовности ребенка
к учебной деятельности, прежде всего
необходимо рассмотреть мотивационно-потребностный
аспект. Важно знать, есть ли у ребенка
потребность в новой деятельности, хочет
ли он заниматься ею, заинтересован ли
он в получении знаний, которые и составляют
цель учения. Как показали специальные
исследования, дети семилетнего и шестилетнего
возраста существенно различаются в этом
отношении.
Так, И.В. Иметадзе провел сравнение
двух групп детей:
а) дети пяти лет и восьми
месяцев - шести лет и двух
месяцев, которые поступали из
детсада в подготовительные классы
школы;
б) дети шести лет восьми
месяцев - семи лет двух месяцев,
которые непосредственно из детсада
поступали в первый класс школы
Выяснилось, что желание пойти
в школу есть у всех детей
второй группы и у большинства
детей первой группы. Однако половина
детей первой группы не проявляла
никакой активности для подготовки
к школе, дети же второй группы
этим жили.
Когда детей той и другой группы
спросили, хотели бы они остаться в
детском саду, то оказалось, что больше
половины детей первой группы предпочитают
ходить в детский сад, а не в
школу. Во второй группе таких детей
не было.
Если обратиться к предметам,
которыми предпочитают заниматься
дети шести и семилетнего возраста,
то обнаружим следующую картину:
подавляющее большинство детей шестилетнего
возраста указывает в качестве любимых
предметов рисование и ручной труд, и лишь
5,3% детей - математику. Среди детей семилетнего
возраста 46% в качестве любимого предмета
называют математику, 24% - родной язык.
Ребенок не всегда осознает
мотивы, побуждающие его стремиться
к школьной жизни.
Фактически эти мотивы можно
разделить на две группы. Первая
- главная - желание занять новую
позицию. Ребенок уже знает,
что позиция школьника имеет
высокую оценку в глазах взрослых.
В учении малыш видит деятельность,
которая делает его более взрослым
и которая оценивается окружающими
как важная, общественно значимая.
Разумеется, к такому видению
учебной деятельности ребенок
подготовлен взрослыми. К этому
возрасту, малыш уже знает о
многих профессиях; больше того -
в играх он имитирует деятельность,
соответствующую некоторым из
них. И он хорошо знает, что
люди всему учатся, что без
этого нельзя стать ни летчиком,
ни врачом, ни мореплавателем. В
подавляющем большинстве случаев
дети приходят в школу любознательными,
готовыми к познанию.
Вторая группа мотивов, побуждает
стремиться к позиции школьника,
связана с внешней атрибутикой:
новым видом одежды, ранцем, учебниками
и т.д. Обычно вся семья участвует
в «оснащении» будущего школьника.
Первое сентября - праздник всей семьи.
И ребенок трепетно ждет этого
дня, торопит его приход.
При этом особенно важно
отметить, что большинство первоклассников
приходят в класс как в новый
мир, в котором им откроется
множество интересных вещей. Задача
учителя - оправдать эти надежды,
потребность в познании. К сожалению,
далеко не все учителя справляются
с решением этой задачи. Любознательность,
брызжущая из первоклассников,
у многих из них исчезает
к третьему классу начальной
школы. Иногда разочарование в
школьной жизни наступает уже
через неделю. Один ребенок идет
в школу со слезами, другой
просит отвести его в детский
сад, а третьи думают о том,
когда закончится школьный этап
жизни.
Для того чтобы сохранить положительное
отношение к учебной деятельности,
надо выполнять хотя бы два условия.
Во-первых, включать обучающихся в
решение познавательных задач, решая
которые, они будут узнавать новое
в окружающем их мире. При этом специально
следует подчеркнуть, что они
должны получать не готовые знания
и просто запоминать их, а именно
как бы открывать их для себя.
Как дальше будет показано, даже
при обучении письму можно идти двумя
принципиально разными путями. Один
(традиционный) путь утомителен и не
интересен ребенку. В конце этого
пути ученик приобретает ограниченные,
механические навыки письма. При использовании
второго пути ребенок не только будет
работать с интересом, научится быстро
писать буквы, но и приобретет графическую
способность, которую он может использовать
при рисовании, при воспроизведении
любого контура.
Следует отметить еще один
важный момент, связанный с содержанием
и дальнейшим формированием познавательной
мотивации у детей. В классе
всегда найдутся ученики, которые
еще не наигрались и у которых
игровая деятельность сохраняет
свою ведущую роль. Учитывая это,
учителя в начальный период
обучения стараются использовать
различные игры. И это правильно:
дидактические игры должны органически
входить в учебный процесс
начальной школы. Учение как
ведущая деятельность не может
быть сформирована мгновенно. Но, вводя
игры, учитель всегда должен использовать
их для формирования деятельности учения.
Кроме того, нельзя чрезмерно увлекаться
игровыми ситуациями. Известно, что некоторые
первоклассники разочаровываются в школьной
жизни именно потому, что
«там не учатся, а играют». В их
глазах это «как в детском саду»,
а они жаждут других, более серьезных
занятий.
Не так просто учесть особенности
каждого ребенка, когда их двадцать
пять и когда надо работать
со всеми одновременно. Вместе
с тем, если организуемые виды
занятий не подходят какой-то
части детей, это может привести
к утрате у них желания учиться.
А желание ребенка - это главный
двигатель его успешного обучения.
Известно, что если человек не
хочет учиться, то его научить
ничему нельзя.
Второе условие связано со
стилем поведения учителя с
обучающимися. Некоторые учителя используют
«запретительный» стиль. Они с первого
дня пребывания ребенка в школе акцентируют
его внимание на том, чего нельзя делать.
Ученику без конца говорится о том, что
школа это не детский сад, поэтому он не
должен вставать с места, не должен разговаривать,
не должен поворачиваться назад, не должен
во время переменки бегать и т.д.
Психологически ребенку легче
усвоить правила поведения в
школе, если учитель естественно
подведет его к этим правилам.
Педагог вместе с детьми обсуждает,
что, как и почему надо делать
в классе. В этом случае ребенок
подводится к правилам поведения
логикой нового вида деятельности,
он как бы сам их формулирует,
они не выступают как приказ.
Если учитель считается с
указанными условиями, то сохранит
и разовьет у детей познавательные
потребности, без которых истинная
деятельность учения просто невозможна.
У детей этого возраста еще
нет познавательной избирательности
к математике, рисованию и т.д.
Это появится позже. Подчеркивая
важность мотивационной готовности
ребенка к обучению, мы в то
же время должны понимать, что
этого для успешного обучения
недостаточно.
Интеллектуальная готовность
ребенка к школе.
К старшему дошкольному возрасту,
дети приобретают определенный кругозор,
запас конкретных знаний, овладевают
некоторыми рациональными способами обследования
внешних свойств предметов. Дошкольникам
доступно понимание общих связей, принципов,
закономерностей, лежащих в основе научного
знания. Но не следует в то же время и переоценивать
его умственные возможности. Логическая
форма мышления хотя и доступна, но еще
не характерна для него. Даже приобретая
черты обобщенности, его мышление
остается образным, опирающимся на
реальные действия с предметами и
их «заместителями». Высшие формы наглядно
– образного мышления являются итогом
интеллектуального развития дошкольника.
Интеллектуальная готовность
к школе предполагает также
формирование у ребенка определенных
умений. К ним прежде всего относится
умение выделить учебную задачу и превратить
ее в самостоятельную цель деятельности.
Такая операция требует от поступающего
в школу ребенка способности удивляться
и искать причины замеченного им свойства
и различия предметов, их новых свойств.
Наличие (как и отсутствие) умений
не показывают тех важных особенностей
ребенка, которые характерны при
переходе его от дошкольного к школьному
возрасту. Больше того, если некоторые
конкретные умения сформированы неверно,
то они не только не будут помогать ребенку,
а будут мешать ему. Так, дети обычно бойко
считают до десяти, но у многих из них сложилось
неверное понятие о числе, они путают порядковый
и количественный счет. Учителю необходимо
будет вначале разрушить ошибочные представления,
а уже потом формировать правильные.
Итак, наличие тех или иных
конкретных знаний и умений
у ребенка не может служить
критерием его готовности к
школе.
Более адекватный подход к установлению
готовности ребенка к школе состоит
в проверке степени развития основных
психических функций: восприятия, памяти,
внимания, воли и т.д.
Сенсорное развитие
При поступлении в школу ребенок
должен уметь устанавливать идентичность
предметов и их свойств тому или
иному эталону. Если речь идет о цвете,
то он должен уметь дифференцировать
цвета. Аналогично - видеть форму, размер
предмета. Однако у большинства детей
еще отсутствует умение анализировать
воспринимаемые свойства предметов. Так,
детям первого класса давали цветной кувшин
и просили нарисовать его. Дети называли
предмет, его цвет. Но в процессе рисования
не обращались к нему. В результате кувшины
получились разных размеров, разной формы,
разного цвета. Это означает, что дети
еще не умеют целенаправленно анализировать
и дифференцировать воспринимаемые предметы.
В процессе учебной деятельности у них
необходимо это постоянно формировать,
учить их наблюдать. Для этого надо научить
выделять предмет наблюдения, составлять
план его проведения, отделять главное
от второстепенного и т.д. Исследования
Л.В. Занкова [?]и его сотрудников показали,
что в начальной школе может быть сформирована
деятельность наблюдения достаточно высокого
уровня, что делает детей наблюдательными.
Важность этого качества очевидна.