Необходимо отметить при этом, что,
согласно современным психологическим
данным, умственное развитие младших
школьников имеет большие резервы.
В массовой школе эти резервы
фактически не используются. Многолетние
исследования, проведенные под руководством
Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показали,
что у современных детей, в силу принципиально
новых социальных условий их развития,
можно сформировать более широкие и более
богатые умственные способности, чем это
делалось до сих пор .
Индивидуальные особенности младших
школьников
Выделяя характерные особенности
детей данного возраста, мы должны
в то же время отметить, что дети
разные. Фактически в классе невозможно
найти двух совершенно одинаковых учеников.
Обучаемые отличаются друг от друга
не только разным уровнем подготовленности
к усвоению знаний. Каждый из них
обладает более устойчивыми индивидуальными
особенностями, которые не могут (да
и не должны) быть ликвидированы
при всем старании преподавателя. В
то же время эти индивидуальные особенности
налагают свои требования на организацию
учебного процесса. Прежде всего люди
родятся на свет с разными типами нервной
системы, которые дают разные типы темпераментов:
сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Мы не можем сказать, что одни из этих типов
хорошие, а другие плохие. Дело не в этом:
они разные. Один хорош в одном отношении,
другой - в другом.
Темперамент сам по себе не определяет
ни способностей, ни характера человека.
Так, например, сангвиники отличаются
быстротой реакции, а флегматики
характеризуются медлительностью,
им трудно переключаться с одного
дела на другое, в то время как
сангвиники делают это легко. Холерики
способны к длительной активной работе,
но им трудно тормозить себя, сдерживать.
Меланхолики отличаются быстрой
утомляемостью, хотя, в свою очередь,
обладают рядом других положительных
качеств. Уже эти характеристики
показывают, что людям с разными
темпераментами нужен разный темп и
разный режим работы.
Наблюдения показывают, что преподаватели
склонны задавать темп, отвечающий
их темпераменту. Нам приходилось
наблюдать преподавателя математики
с типичным сангвиническим темпераментом.
Она постоянно подгоняла учеников,
требовала, чтобы они выполняли
задания быстро. При этом задавался
такой темп, который был явно непосилен
многим ученикам, причем не по уровню знаний,
а именно по свойствам темперамента.
И вот такие ученики, приступая
к ответственной контрольной
работе, уже заранее знали, что со
всеми заданиями они справиться не смогут,
потому что им был задан слишком высокий
темп работы. Беседуя с такими учениками,
мы неизменно обнаруживали у них чувство
обиды: они считали, что с ними поступают
несправедливо.
Индивидуальные различия касаются
и познавательной сферы людей:
одни имеют зрительный тип
памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный
и т.д. У одних наглядно-образное
мышление, а у других - абстрактно-логическое.
Это означает, что одним легче
воспринимать материал с помощью
зрения, другим - на слух; одним требуется
конкретное представление материала,
а другим - схематическое и т.д.
Пренебрежение индивидуальными
особенностями учащихся при обучении
ведет к возникновению у них
различного рода трудностей, осложняет
путь достижения поставленных
целей.
Понимая, что при обычных
способах организации учебного
процесса индивидуализация учебной
работы весьма затруднена, мы
считаем важным ставить эти вопросы:
учитель должен видеть, как велики резервы
в учебном процессе, которые до сих пор
не используются. Вместе с тем необходимо
отметить, что эти резервы не могут быть
полностью использованы без опоры на достижения
современной техники.
Только такие помощники учителя,
как компьютеры, позволяют в достаточно
полной мере учесть и исходный уровень
познавательной деятельности учащихся,
и их индивидуальные особенности.
Степень достижения поставленных
целей отдельным учеником существенно
зависит от того, насколько процесс
усвоения строится с учетом
всех указанных особенностей
данного учащегося.
Список литературы
1. Возрастные возможности усвоения
знании. Под ред. Д.Б. Эльконина
и В. В. Давыдова. - М., 1966.
2. Выготский Л. С. Собр. соч. – М.,1982
3. Выготский Л. С. Собр. соч. – М.,1982
4.Давыдов В.В. Психическое развитие
в младшем школьном возрасте
Возрастная и педагогическая
психология Под ред. А. В.
Петровского. -М., 1979
5.Занков Л.В. О начальном обучении.
– М1963.
6.Иметадзе И.В. Проблема полимотивации
поведения /Вопросы психологии.– 1984
7.Коломинский Я. Л., Панько Е.А. учителю
о психологии детей шестилетнего возраста.
– М,1988.
8.Кравцова Е.Е. Психологические
проблемы готовности детей к
обучению в школе. М., [текст] 191.
9.Морфофункциональное созревание
основных физиологических систем
организма детей дошкольного
возраста Под ред. М. В. Антроповой, М. М.
Кольцовой. - М., [текст] 1983
10.Мухина В.С. Возрастная психология:
феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. Вузов.
– 7е изд., стереотип.- М.: Издательский
центр « Академия», [текст] 2003.
11. Мухина В.С. Шестилетний ребенок
в школе. - М., [текст] 1986.
12.Обухова Л.Ф. Детская психология:
теории, факты, проблемы. - М., [текст]
1995.-С. 255-275.
13.Смирнова Е.О. Детская психология:
учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений.
– М.: Гуманид. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2003[текст].-с
368.
14.Эльконин Д.Б. Избранные психологические
труды. - М., 1989. -С. 177-258.
15.Эльконин Д.Б. Психология игры.-
М., [текст]1960.
16.Эльконин Д.Б. Избранные психологические
труды.- М., [текст]1989.-С. 255.
17.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.
Психологический справочник учителя.
– М.: [текст] Просвещение, 191.