Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 18:33, реферат

Описание работы

Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошадью.
В наше время подавляющее большинство детей в возрасте шести лет становятся школьниками. Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника - игра

Файлы: 1 файл

реферат .docx

— 35.41 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить при этом, что, согласно современным психологическим  данным, умственное развитие младших  школьников имеет большие резервы. В массовой школе эти резервы  фактически не используются. Многолетние исследования, проведенные под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно сформировать более широкие и более богатые умственные способности, чем это делалось до сих пор .

Индивидуальные особенности младших  школьников

Выделяя характерные особенности  детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга  не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них  обладает более устойчивыми индивидуальными  особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы  при всем старании преподавателя. В  то же время эти индивидуальные особенности  налагают свои требования на организацию  учебного процесса. Прежде всего люди родятся на свет с разными типами нервной системы, которые дают разные типы темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Мы не можем сказать, что одни из этих типов хорошие, а другие плохие. Дело не в этом: они разные. Один хорош в одном отношении, другой - в другом.

Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиники отличаются быстротой реакции, а флегматики характеризуются медлительностью, им трудно переключаться с одного дела на другое, в то время как  сангвиники делают это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой  утомляемостью, хотя, в свою очередь, обладают рядом других положительных  качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными  темпераментами нужен разный темп и  разный режим работы.

Наблюдения показывают, что преподаватели  склонны задавать темп, отвечающий их темпераменту. Нам приходилось  наблюдать преподавателя математики с типичным сангвиническим темпераментом. Она постоянно подгоняла учеников, требовала, чтобы они выполняли  задания быстро. При этом задавался  такой темп, который был явно непосилен  многим ученикам, причем не по уровню знаний, а именно по свойствам темперамента. И вот такие ученики, приступая  к ответственной контрольной  работе, уже заранее знали, что со всеми заданиями они справиться не смогут, потому что им был задан слишком высокий темп работы. Беседуя с такими учениками, мы неизменно обнаруживали у них чувство обиды: они считали, что с ними поступают несправедливо.

 Индивидуальные различия касаются  и познавательной сферы людей:  одни имеют зрительный тип  памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный  и т.д. У одних наглядно-образное  мышление, а у других - абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче  воспринимать материал с помощью  зрения, другим - на слух; одним требуется  конкретное представление материала,  а другим - схематическое и т.д.  Пренебрежение индивидуальными  особенностями учащихся при обучении  ведет к возникновению у них  различного рода трудностей, осложняет  путь достижения поставленных  целей. 

 Понимая, что при обычных  способах организации учебного  процесса индивидуализация учебной  работы весьма затруднена, мы  считаем важным ставить эти вопросы: учитель должен видеть, как велики резервы в учебном процессе, которые до сих пор не используются. Вместе с тем необходимо отметить, что эти резервы не могут быть полностью использованы без опоры на достижения современной техники.

Только такие помощники учителя, как компьютеры, позволяют в достаточно полной мере учесть и исходный уровень  познавательной деятельности учащихся, и их индивидуальные особенности.

 Степень достижения поставленных  целей отдельным учеником существенно  зависит от того, насколько процесс  усвоения строится с учетом  всех указанных особенностей  данного учащегося. 

Список литературы

1. Возрастные возможности усвоения  знании. Под ред. Д.Б. Эльконина и В. В. Давыдова. - М., 1966.

2. Выготский Л. С. Собр. соч. – М.,1982

3. Выготский Л. С. Собр. соч. – М.,1982

4.Давыдов В.В. Психическое развитие  в младшем школьном возрасте  Возрастная и педагогическая  психология Под ред. А. В.  Петровского. -М., 1979

5.Занков Л.В. О начальном обучении. – М1963.

6.Иметадзе И.В. Проблема полимотивации поведения /Вопросы психологии.– 1984

7.Коломинский Я. Л., Панько Е.А. учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М,1988.

 

8.Кравцова Е.Е. Психологические  проблемы готовности детей к  обучению в школе. М., [текст] 191.

 

9.Морфофункциональное созревание  основных физиологических систем  организма детей дошкольного  возраста Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М., [текст] 1983

 

10.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,  отрочество: Учебник для студ. Вузов.  – 7е изд., стереотип.- М.: Издательский  центр « Академия», [текст] 2003.

 

11. Мухина В.С. Шестилетний ребенок  в школе. - М., [текст] 1986.

 

12.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., [текст] 1995.-С. 255-275.

 

13.Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Гуманид. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2003[текст].-с 368.

 

14.Эльконин Д.Б. Избранные психологические  труды. - М., 1989. -С. 177-258.

 

15.Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., [текст]1960.

 

16.Эльконин Д.Б. Избранные психологические  труды.- М., [текст]1989.-С. 255.

 

17.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.  Психологический справочник учителя.  – М.: [текст] Просвещение, 191.


Информация о работе Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников