Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 18:33, реферат

Описание работы

Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошадью.
В наше время подавляющее большинство детей в возрасте шести лет становятся школьниками. Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника - игра

Файлы: 1 файл

реферат .docx

— 35.41 Кб (Скачать файл)

 Исследования также показали, что шестилетки способны адекватно  воспринимать предметы на картине  с точки зрения перспективы:  они понимают, что с удалением  размер предмета уменьшается. 

Внимание

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует  от ребенка постоянных упражнений в  произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточенности. Произвольное внимание развивается вместе с другими  функциями и прежде всего –  мотивацией учения, чувством ответственности  за успех учебной деятельности.

Память

 Большую роль в познавательной  деятельности школьника имеет  память.

Характеристика памяти у детей  шести лет аналогична характеристике внимания. Ребенок легко и быстро запоминает то, что привлекает его  внимание своей яркостью, необычностью, т.е. то, что непосредственно интересно  для него. Это и есть непроизвольная память. Как и в случае с вниманием, для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. В первые же дни школьной жизни он должен запоминать правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам. Ученик должен запомнить то, что ему надо сделать дома, и т.д. Учебная деятельность постепенно приведет ребенка к произвольным видам памяти, внимания. Но, как показывает опыт, без специального обучения учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения, далеко не всегда научаются быть внимательными. Всему этому надо учить, опираясь на закономерности усвоения.

Мышление и речь детей шестилетнего возраста

 Мышление у детей начальной  школы развивается от эмоционально- образного к абстрактно- логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще»,- напоминал учителям К.Д.Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления.

 Задача школы первой ступени  – поднять мышление ребенка  на качественно новый этап, развить  интеллект до уровня понимания  причинно- следственных связей.

 Развитие мышления человека  проходит несколько стадий. Начальная из них - наглядно-действенная. Эта стадия мышления характеризуется тем, что дети, находящиеся на данной стадии, не могут выполнять действия без опоры на предметы или их материальные заменители (модели). Кроме того, выполнение действия производится рукой. Типичным примером служат арифметические действия, выполняемые на счетных палочках. Ребенок не может понять, например, действия сложения без использования каких-то реальных предметов или счетных палочек, которые заменяют эти предметы. Конечно, ученик может запомнить, что один и два вместе дадут три, но это будет чисто словесное, формальное знание. Для истинного усвоения этого действия ребенок должен сам получить этот результат в материальном, практическом виде. Но в этом возрасте ребенок может быть и на стадии наглядно-образного мышления. В этом случае он может понимать и выполнять действия, не используя рук. Их заменяет глаз, но необходимость во внешних предметах сохраняется. Обобщения производятся детьми этого возраста обычно на основе внешних, легко воспринимаемых признаков или признаков функциональных. Вместе с тем дети шести лет обнаруживают интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов.

 Они пытаются сами экспериментировать, чтобы найти интересующий их  ответ. В этом возрасте задают  множество вопросов, касающихся  разных явлений и предметов  окружающего мира. К шести годам  у ребенка достаточно хорошо  развита речь. Дети в практике  общения уже усвоили грамматику  родного языка, правильно строят  свою речь, но делают это чисто  интуитивно. Язык как предмет  изучения войдет в их жизнь  в школе. Если ребенок посещал  детский сад или если с ним  специально занимались в семье,  то он к шести годам способен  произвести звуковой анализ слов. Расчленение слова на составляющие  его звуки и указание порядка  этих звуков в слове имеют  первостепенное значение для  обучения детей чтению и письму. Запас слов существенно расширяется  (от трех до семи тысяч). Это  зависит от условий жизни и  воспитания ребенка в дошкольном  детстве. 

Воображение

 В психической жизни дошкольника  исключительно важную роль играет  воображение.

 Эта познавательная функция  ребенка шести лет активно  используется им. Ребенок может  сочинить сказку, придумать рассказ  по картинке, нарисовать воображаемую  ситуацию. При этом одни дети  стремятся нарисовать то, что  есть в реальности, а других  больше занимает фантастическая  картина мира. Развитие воображения  детей, поступающих в школу,  подготовлено дошкольными играми, сказками. Воображение имеет большое  значение не только для учебной  деятельности, но и для воспитания  творческой личности, поэтому учитель  должен продолжать развитие этой  функции методами, адекватными учебной  деятельности.

Бесспорно, учителю совершенно необходимо знать, какого уровня развития достигли основные психические функции ребенка, приступающего к обучению. Однако по одной из них решать вопрос о готовности ребенка к обучению не следует. У детей этого возраста или совсем еще нет произвольных форм памяти и внимания или они в начале становления. В то же время учебный процесс требует их. Заключать на этом основании, что дети не готовы к школе - неверно. Дело в том, что именно учебная деятельность способствует становлению произвольности. Аналогично положение и с другими функциями.

 Критерии готовности ребенка  к школе.

 Специалисты в области возрастной  психологии считают, что о готовности  ребенка к школе следует судить  по таким характеристикам, которые  отражают особенности его психики  в целом и являются новообразованиями,  возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.

 

 Л.С. Выготский характеризует возраст как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а имеет центральное новообразование, которое и определяет все психические особенности ребенка шести-семи лет. Этот возраст считается в психологии переходным, критическим. Центральным психологическим новообразованием этого возраста, по Л.С.Выготскому, является «обобщение переживания» - «интеллектуализация аффекта». Ребенок, который прошел этот период, приобретает принципиально новый вид поведения. До этого периода его поведение диктовалось ситуацией, в которой он находился, которую воспринимал. Теперь он способен не быть на поводу ситуации, он строит свое поведение в соответствии с определенными правилами и социальными нормами. Если ребенок поступил в школу, не приобретя этого качества в игровой деятельности до школы, необходима коррекционная работа. Коррекцию надо производить, используя игровую деятельность ребенка. Исследования Е.Е. Кравцовой  показали, что для развития произвольности у ребенка при коррекционной работе необходимо выполнять целый ряд условий. В частности, необходимо сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, адекватных возрасту ребенка, использование игр с правилами и др.

 В ходе исследования было  выявлено, что, для школьников  первого класса с низким уровнем  произвольности характерен низкий  уровень игровой деятельности. После  проведения с ними специальных  игр уровень их игровой деятельности  заметно повысился. Благодаря  этому произошли положительные  изменения и в их произвольном  поведении. 

Данное новообразование является центральным при диагностике  готовности ребенка к школе.

Для диагностики уровня сформированости произвольности можно использовать методику Д.Б. Эльконина которая известна под названием «графический диктант».

Суть этой методики в следующем. Детям дается лист бумаги в клеточку. Указывается точка отсчета. Учитель  показывает ее на доске, где работает с одним из учеников (на доске  имеется увеличенная копия листка). После этого идет «диктант»: куда должен двигаться ребенок от указанной  точки отсчета. Например, учитель  говорит: «Вверх на клеточку; на две  клеточки вправо, на одну влево и  т.д.» Дети, следуя по маршруту, указанному учителем, создают какой-то узор. После  этого предлагается работать самостоятельно. Всего выполняется три-четыре задания.

 Кроме произвольности, готовность  к школе включает еще несколько  важных новообразований. Следует  отметить, что разные авторы акцентируют  внимание на разных из них. Так, Д.Б. Эльконин указывает еще два: уровень владения средствами, прежде всего - знаково-символическими, а также умение учитывать позицию другого человека.

 Важность умения использовать  в деятельности знаково-символические  средства подчеркивается многими  специалистами. Так, Н.Г. Салмина

считает, что к моменту поступления  ребенка в школу у него должен быть сформирован такой вид знаково-символической  деятельности, как замещение (употребление заместителей, которые выполняют  ту же функцию, что и замещаемый предмет).

Психологические новообразования  в младшем школьном возрасте

 При любом обучении дети, заканчивающие начальную школу,  существенно отличаются от поступивших в первый класс. Требования учебной деятельности неизбежно ведут обучающихся к формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция школьника: слушает объяснения, решает задачи и т.д. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, обучающиеся учатся управлять своим поведением (в той или иной степени), преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, искать лучшие пути ее достижения.

 Второе важное новообразование  - рефлексия. Учитель требует от  ребенка не только решения  задачи, но и обоснования его  правильности. Это постепенно формирует  способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том,  что он делает, что сделал. Больше  того - оценить, а правильно ли  он сделал и почему он считает,  что правильно. Таким образом,  ученик постепенно научается  смотреть на себя как бы  глазами другого человека - со  стороны — и оценивать свою  деятельность. Умение человека осознавать  то, что он делает, и аргументировать,  обосновывать свою деятельность  и называется рефлексией.

 В начальный период обучения  учащимся первого класса требуется  опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они учатся  заменять предметы словами (устный  счет, например), удерживать в голове  образы предметов. К окончанию  начальной школы обучающиеся уже могут выполнять действия про себя - в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

Итак, психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий.

Новообразования, с которыми ребенок  пришел в школу, развились в процессе его игровой деятельности и позволили  ему приступить к учению. Участие  в учебной деятельности, систематическое  учение сформировали новые особенности  психической деятельности младшего школьника. Эти новообразования, в  свою очередь, подготовили учащихся к переходу на следующую ступень  образования - в среднюю школу.

 Развитие указанных особенностей  психики школьников идет в  неразрывной связи с овладением  ими различными видами познавательной  деятельности. Так, при поступлении  в школу дети неспособны провести  анализ различных свойств воспринимаемых  объектов. Они обычно ограничиваются  называнием цвета и формы. В  процессе учения дети научаются  целенаправленному восприятию предметов.  Вначале учитель дает внешний  образец движения взора по  воспринимаемому объекту, используя  указку. Затем ребенок научается  составлять схему, словесный план  наблюдения, исходя из его цели. Таким образом, формируется произвольное, целенаправленное наблюдение - один из важных видов познавательной деятельности.

 Существенно изменяется и  деятельность, связанная с запоминанием  и воспроизведением того, что  осталось в памяти. Первоклассники  легко запоминают яркое, эмоционально впечатляющее. Они склонны к буквальному запоминанию. Но учение постоянно требует нового типа запоминания, где вначале происходит анализ запоминаемого, выделение главного, группировка материала и т.д. Постепенно формируются приемы произвольного, осмысленного запоминания. Непроизвольное запоминание сохраняет свою ценность, но и оно претерпевает изменения, идущие в сторону осмысления запоминаемого материала. Предварительная работа с материалом оказывается решающей для запоминания: материал запоминается как бы сам собой. Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах. Вначале дети склонны делать обобщения по внешним, как правило, несущественным признакам. Но в процессе обучения учитель фиксирует их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно не воспринимается, поэтому учащиеся переходят на более высокий уровень обобщений, оказываются способными усваивать научные понятия, не опираясь на наглядный материал.

 В начальной школе происходит  развитие всех познавательных  процессов, но Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. Именно мышление становится в центр развития в этот период детства. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. «Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляют основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте».

Информация о работе Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников