Возрастные изменения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:24, реферат

Описание работы

В отечественной литературе первую работу по биологическому возрасту опубликовал П.Н.Соколов (1935). Он рассчитал таблицу возрастных сдвигов для выделения информативных признаков (морщинистости кожи) по степеням их интенсивности, используя ранги средних членов возрастных групп, и описал процедуру вычисления показателя биологического возраста1. В 1975 году Т.Л.Дубиной, А.Н.Разумовичем2 был опубликован первый обзор на русском языке по биологическому возрасту. Т.Л.Дубину по праву можно назвать пионером разработки методов определения биологического возраста у людей и лабораторных животных в нашей стране

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие возраста 4
2. Средняя продолжительность жизни 7
3. Возрастная норма и норма старения 10
4. Методы оценки биологического возраста и его основные критерии 12
5. Биологические основы старения и долголетия 17
Заключение 23
Список литературы: 24

Файлы: 1 файл

Антропология.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление 
 

 

     

Введение 

     Прежде  чем войти в разряд психологических  категорий и закрепиться в  языке науки, представление о  возрасте выступало в качестве междисциплинарного предмета познания, к которому были обращены как историко-биологические науки, так и ряд наук о неживой природе. Это в значительной степени объясняет многоплановый характер данной категории, ее фундаментальность и сложность. Оптимальное осмысленное использование этой категории на всех периодах развития психологии было актуальной проблемой и не могло не найти своего отражения в работах как отечественных, так и зарубежных ученых: Б. Г. Ананьев, Л. С. Вы-готский, Е. Головаха, Е. И. Исаев, И. С. Кон, А. А. Кроник, Л. М. Митина, Ж. Пиаже, Л. С. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др.

     Проблема  биологического возраста является ключом для изучения влияния времени  на изменения организма на всех этапах индивидуального развития от рождения до смерти, объединяемых термином онтогенез.

     В отечественной литературе первую работу по биологическому возрасту опубликовал П.Н.Соколов (1935). Он рассчитал таблицу возрастных сдвигов для выделения информативных признаков (морщинистости кожи) по степеням их интенсивности, используя ранги средних членов возрастных групп, и описал процедуру вычисления показателя биологического возраста1. В 1975 году Т.Л.Дубиной, А.Н.Разумовичем2 был опубликован первый обзор на русском языке по биологическому возрасту. Т.Л.Дубину по праву можно назвать пионером разработки методов определения биологического возраста у людей и лабораторных животных в нашей стране3.

     80-е  годы отмечены интенсивной разработкой  новых методов сотрудниками Института  геронтологии АМН СССР под  руководством В.П.Войтенко. Подробное  описание метода определения биологического возраста, доступное для применения другим исследователям, опубликовали В.П.Войтенко с соавт.4 в 1984 году. Метод института геронтологии нашел широкое применение в нашей стране.  

 

1. Понятие  возраста 

     Понятие «возраст» весьма многопланово. В современной научной литературе выделяют следующие его подвиды: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский), психологический (психический). В каждой из этих возрастных категорий отражается соответствующее ей понимание времени жизни человека как физического объекта, как биологического организма, как члена общества, как неповторимой психологической индивидуальности.

     Хронологический возраст определяется как возраст отдельного человека (начиная с момента зачатия и до конца жизни). Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (число оборотов Земли вокруг Солнца) и, с другой - по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).

     В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека: состояние обмена веществ и функций организма, половое созревание, окостенение и др. Ввиду их измеряемости (биология располагает статистическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Отношение данного возраста с хронологическим может характеризовать темп развития человека. Если в определенном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые биологические изменения, значит, он отстает в своем развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

     Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Здесь за основу берутся те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и, наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

     Социальный  возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

     В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т. д.), и, с другой - возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают, то больше.

     Все указанные категории подразумевают  какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективно переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

     Здесь за основу взято самоощущение человека, т. е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую  точку на хронологической оси  проецирует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

     Чтобы дать объективные характеристики категории  возраста, считаем необходимым разграничить системы отсчета, в которых будет  анализироваться возраст.

     В психологии весьма интересен подход, разработанный И. С. Коном, согласно которому возраст рассматривается через призму представлений об индивидуальном развитии, жизненном пути человека, через описание социально-возрастной стратификации общества и процессов, происходящих в ней, через призму представлений о возрастной символике культуры5.

     Возрастная стратификация общества - это относительно устойчивая система, которая создается, поддерживается и изменяется социально-возрастными процессами. Эта система включает в себя: возрастной состав и структуру населения; возрастную структуру общественной деятельности (возрастное разделение труда, набор возрастно-специфических видов деятельности, социальных ролей, статусов), возрастную структуру общественных организаций и институтов. В общем понимании возрастная стратификация общества включает в себя определение тех социокультурных норм, которые объясняют, что должно и что не должно делаться в рамках данного возраста.

     Через призму возрастного символизма культуры общество воспринимает, осмысливает, легитимизирует нормативные критерии возраста (периодизацию, возрастную терминологию); возрастные стереотипы (черты, свойства того или иного возраста); символизацию возрастных процессов (как должны протекать процессы роста, развития в том или ином возрасте); возрастные обряды, ритуалы (взаимоотношения внутри и между возрастными группами); возрастную субкультуру (набор специфических признаков, по которым определяется возрастной слой).

     Возраст через систему индивидуального развития предполагает описание процессов роста, созревания, развития и старения, в результате которых формируются индивидуальные возрастные особенности и различия, все это приводит к выделению возрастных этапов, периодов, стадий развития. Вместе с тем возрастные свойства и возрастные процессы отличаются неустранимой неравномерностью и гетерохронностью протекания возрастных процессов. Первая обнаруживает себя в том, что в развитии всегда отмечаются спады и подъемы, сензитивные периоды. Гетрохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития. «Многомерность возрастных свойств и гетерохронность возрастных процессов делают любую научную возрастную периодизацию условной, допускающей многочисленные вариации и отклонения от статистически среднего6». Поэтому возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью.

     Хотя  возрастные категории первоначально  зародились как онтогенетические инварианты, их необходимо рассматривать в более  сложной системе отсчета, через  описание индивидуального развития в целом, а именно через призму таких понятий, как время жизни, жизненный цикл и жизненный путь человека.

     Однако  эти системы не рядоположены. Время  жизни - понятие формальное, обозначающее лишь хронологические рамки индивидуального  существования безотносительно  его содержания7. Жизненный цикл - это циклический замкнутый процесс, который человеческий организм проходит последовательно: рождение, рост, созревание, старение и умирание. Наиболее емкое понятие индивидуального развития нам дает описание жизненного пути человека. Жизненный путь личности включает в себя время жизни, жизненный цикл индивида. Анализ жизненного пути учитывает не только натуральное развитие организма, но и социальную ситуацию развития, учитывает принципиальную многомерность возрастных свойств, неравномерность и гетерохронность протекания возрастных процессов.

     Как указывает Д. И. Фельдштейн, психологические  характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями, в которых осуществляется развитие индивида, характером воспитания, особенностями  его деятельности и общения8. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития», определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности9.

     В настоящее время в отечественной  психологии структуру психологического возраста принято оценивать на основе следующих критериев: социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, центральных новообразований возраста и возрастных кризисов.

     Социальная  ситуация развития - совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью10. Новообразования - психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития. Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте. Ведущая деятельность - это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни, и ведущая развитие за собой11.

     Таким образом, возрастные категории и  стереотипы многозначны, противоречивы  и амбивалентны, описательны и  одновременно нормативно-предписательны. Описать возраст можно только в единстве с историко-специфическими особенностями культуры и идентичностью. 

2. Средняя продолжительность  жизни 

     Человек – единственное существо, знающее  о неизбежности своей смерти. Его  естественное неприятие этой мысли  привело к бесчисленным попыткам найти эликсир бессмертия. Первый по времени появления из известных литературных источников – «Легенда о Гильгамеше» (Шумер, ок. 2000 г. до н.э.) – посвящен именно этому сюжету. Вместо достижения бессмертия человечество добилось значительного увеличения средней продолжительности жизни. Если в доисторические времена она равнялась примерно 20 годам, от средних веков до XIX в. – 30, то к началу XX в. успехи медицины (главным образом – в предупреждении инфекционных болезней) увеличили среднюю продолжительность жизни человека до 45 лет. Сейчас в благополучных обществах она составляет примерно 75 лет для мужчин и 80 – для женщин. Таким образом, в некоторых странах продолжительность жизни за последние полтора столетия возросла в 2,5 раза, и возникла новая проблема – старение населения. Так, в США уже сейчас возраст 3 млн. граждан превышает 85 лет, и ожидается, что к 2020 г. их будет вдвое больше. Целью физиологии старения и гериатрии (от греч. geron – старик и iatreia – лечение) является обеспечение человеку возможности активной жизни до 80 лет.

     Данные, опубликованные ООН, о средней продолжительности жизни в странах Западной Европы в середине XX в. показали, что наиболее высокая средняя продолжительность жизни отмечается в Нидерландах, Швеции, Швейцарии. Чем выше исходная продолжительность жизни в стране, тем меньше ее последующий рост. Успехи в борьбе с заболеваниями сглаживают разницу в продолжительности жизни в различных странах.

     Низкая  продолжительность жизни во многих странах Африки и Азии – наследие длительного колониального режима со всеми его последствиями: низким уровнем материального обеспечения, нищетой, голодом или недоеданием, плохими жилищными и санитарно-гигиеническими условиями, тяжким физическим трудом, отсутствием необходимых эпидемиологических и общегигиенических мероприятий, недостатком квалифицированной медицинской помощи и др.

     Средняя продолжительность жизни зависит  от смертности, которая имеет различную  структуру для мужчин и женщин. В большинстве возрастных групп  смертность мужчин выше. Многие объясняют  существенные различия в продолжительности жизни мужчин и женщин в основном социальными факторами. Предполагается, что особенности труда и быта мужчин – значительный травматизм, алкоголизм и курение – быстрее подтачивают здоровье мужчин, увеличивая их смертность. Однако большее значение имеют половые различия биологических процессов. Половые различия в продолжительности жизни наблюдаются не только у человека, но и у животных; они существенно влияют и на частоту, особенности развития многих заболеваний. У мужчин раньше начинает прогрессировать атеросклероз, возникают грубые нарушения кровоснабжения сердца и мозга. Смертность от инфаркта миокарда у мужчин в возрасте 40–49 лет выше, чем у женщин, примерно в 7 раз, в 50–59 лет – в 5 раз, в 60 лет и старше – в 2 раза.

Информация о работе Возрастные изменения