Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Цель: Рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
Задачи:
1. Раскрыть понятие «Возрастные кризисы
2. Рассмотреть особенности возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапа
3. Разработать практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной кризис
1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов у людей различного возраста
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
2.3 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего возраста
2.4 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития.docx

— 55.54 Кб (Скачать файл)

Возрастные кризисы как  закономерные этапы психологического развития

 

Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах. Особенности протекания и практические рекомендации по преодолению кризисов у детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков, у  лиц среднего и пожилого возраста.

 

Содержание

 

 

Введение

 

Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития

 

1.1 Понятие «Возрастной кризис

 

1.2 Причины возникновения и развития  кризисов на разных возрастных

 

этапах

 

Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных

 

кризисов у людей различного возраста

 

2.2 Практические рекомендации по  преодолению кризиса у подростков

 

2.3 Практические рекомендации по  преодолению кризиса у лиц  среднего 

 

возраста

 

2.4 Практические рекомендации по  преодолению кризиса у лиц  пожилого и старческого возраста

 

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

 

Кризисное состояние лишает его  опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как  ничто другое вычленяет, что человеческого  остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось  и крепко сидит, а что сразу  разрушается, как только исчезнут внешние  атрибуты. Все внешнее выходит  наружу в процессе кризиса, и человек  начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание  истинной ценности, духовное осознание  себя. Поэтому психологический кризис - это физическое и психическое  страдание, с одной стороны, и  трансформация, развитие и личностный рост - с другой. Таким образом, источник кризиса психического развития лежит  не в конфликте человека с внешней  системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и  идеальной формы. Именно это отношение  и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую  систему сотрудничества, т. е. переход  к новой ведущей деятельности. Кризис - это не тупик, а некие  противоречия, которые накапливаются  у человека. Кризис в жизни - это  всегда неприятно. Будь то здоровье или  семья, или работа, или дружеские  отношения. Человек выбивается из привычного ритма. Тем не менее, есть ряд так  называемых «нормативных» кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис новорожденного, одного года, трех, семи, переходного  возраста, кризис середины жизни в 35-45 лет, кризис старости и смерти.

 

Все кризисы, по сути, связаны с  поиском смысла жизни и попытками  ответить на вопросы типа "Зачем  я живу? Для кого?", а так же проблема личной свободы, и борьба за нее на всех этапах жизни.

 

Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.

 

В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.

 

Тема «Возрастные кризисы как  закономерные этапы психологического развития» является актуальной, так  как стремительные изменения  в обществе стимулируют ребенка  взрослого к непрерывному развитию, а лабильность социальных норм размывает  ориентиры развития личностной идентичности. Среди различных форм идентичностей  наиболее общими и разделенными являются возрастные ориентиры как основа самоидентификации взрослых и детей. Изучение системных закономерностей  кризисов личности (причин, особенностей проживания, условий и ресурсов) позволит выработать общие принципы и разработать индивидуальные стратегии  психологического сопровождения личности взрослого и ребенка в периоды  кризисов. Это одна из существенных причин, которой вызвана необходимость  разработки общепсихологической концепции кризиса развития личности. Проблема возрастных кризисов, проявляющейся у лиц разного возраста отражена в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых как Х. Ремшмидт, П.И. Буль, М.С. Лебединский, В.Е. Рожнов, Кон И.С. Слободчиков В., Выгодский Л.С., Фрейд З. ИЗеер Э.Ф. Сыманюк Э.Э Ахмеров Р.А., Ремшмидт X., Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А, Маничев С.А., Герасимова В.С., Гамезо М.В., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. и др.

 

Цель: Рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития

 

Задачи:

 

1. Раскрыть понятие «Возрастные  кризисы

 

2. Рассмотреть особенности возникновения  и развития кризисов на разных  возрастных этапах

 

3. Разработать практические рекомендации  по преодолению возрастных кризисов 

 

Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы  психологического развития

 

 

1.1 Понятие «Возрастной  кризис»

 

 

Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс  познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое  развитие начинается с момента физического  рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с  его смертью.

 

Термин «кризисы возрастные» был  введен Л.С. Выготским, который определял  их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2007. - с. 112.

 

 

1.2 Причины возникновения  и развития кризисов на разных  возрастных этапах

 

 

Кризис новорожденности. Первый критический период развития ребенка -- период новорожденностн. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново.

 

Кризис новорожденности -- промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.

 

Из реакции сосредоточения на лице матери в возрасте примерно двух с  половиной месяцев (0; 2,15) возникает  важное новообразование периода  новорожденности -- комплекс оживления. Комплекс оживления -- это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления -- первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления -- не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого (Н.М. Щелованов, М.И. Лисина, СЮ. Мещерякова). Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. - с. 153

 

Комплекс оживления -- основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития -- стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

 

Кризис первого года жизни. К 9 месяцам -- началу кризиса первого года -- ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. - с. 268, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «мы»: теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда хочет. Ходьба -- первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

 

 

Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно сказать, что с  самого начала есть две взаимосвязанные  линии психического развития: линия  развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной линии открывает  новые возможности для развития другой. Существует явная, магистральная, для каждого возраста своя линия  развития. Однако основные новообразования, приводящие к слому старой социальной ситуации развития, формируются по другой линии, которая не является направляющей в данный период; они возникают  как бы подспудно.

 

Кризис трех лет. Эльза Келер Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. - с.283-285 выделила несколько важных симптомов этого кризиса.

 

Негативизм. Это отрицательная  реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться  определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более  раннем возрасте.

 

Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство  не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что  ребенок настаивает на своем требовании, своем решении. Здесь происходит выделение личности, и выдвигается  требование, чтобы с этой личностью  считались другие люди.

 

Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

 

, 2007. - с. 85 подчеркивал, что такая  интерпретация неправильна. Ребенок  пытается установить новые, более  высокие формы отношения с  окружающими. Как считал Д.Б.  Эльконин Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. - с. 268, кризис трех лет -- это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».

 

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

 

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение  ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые  проявляются в симптоматике кризиса  трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).

 

Из новообразований кризиса  трех лет возникает тенденция  к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого, ведь взрослые выступают  для ребенка как образцы, и  ребенок хочет действовать, как  они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения, подчеркивал Д.Б. Эльконин Там же. С. 269..

 

Кризис семи лет. На основе возникновения личного сознания возникает кризис семи лет. Основная симптоматика кризиса: потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать; трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

 

Кризис требует перехода к новой  социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом  как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую  и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к  ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более  высокую ступень развития, которой  ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что  готовности к обучению в школе  у многих детей еще нет.

 

Кризис подросткового  возраста. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое". По Л.С. Выготскому, Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Арт-Пресс, 2006. - с. 235-236 в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте - от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.

Информация о работе Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития