Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Цель: Рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
Задачи:
1. Раскрыть понятие «Возрастные кризисы
2. Рассмотреть особенности возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапа
3. Разработать практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной кризис
1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов у людей различного возраста
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
2.3 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего возраста
2.4 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития.docx

— 55.54 Кб (Скачать файл)

2.4 Практические рекомендации  по преодолению кризиса у лиц  пожилого и старческого возраста

 

В качестве практических рекомендаций по преодолению кризиса у лиц  пожилого и старческого возраста можно использовать элементы арттерапевтических методик. Арттерания показана, в первую очередь, в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, а также в случае трудностей в общении, замкяутоега, стеснительности клиента.

Она включает такие направления, как  рисуночная терапия, драмтерапия, библиотерапия, музыкотерапия. Рассмотрим направление музыкотерапии более подробно.

Музыкотерапия

Музыкотерапия -- метод использования музыки для лечения расстройств нервной системы. Рядом исследований было доказано, что музыка оказывает воздействие на различные системы человеческого организма. Наблюдается это благодаря тому, что процессы, происходящие в двигательной и вегетативной системе человека, протекают ритмично, а музыка как ритмичный раздражитель может их стимулировать. Наиболее сильное влияние на человека оказывает орган.

Композиторы, произведения, которых  особо рекомендуются для музыкотерапии: К. Глюк, Ж. Массне, Я. Сибелиус, Р. Шуман, С. Рахманинов, А. Дворжак, Д. Шостакович, П. Чайковский, Л, Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шопен.

На одном занятии лучше прослушивать не более 3-х произведений или музыкальных  отрывков. Первое произведение должно вводить в занятие, формировать  определенную атмосферу. Это должно быть спокойное произведение, расслабляющее.

Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичным напряженным, стимулирующим эмоции, ассоциации. Третье произведение должно снять напряжение или зарядить оптимизмом и энергией. Время звучания каждого  произведения не более 10 минут.

 

Успокаивающие мелодии 

 

Музыкальное произведение 

Время звучания 

И.С. Бах Прелюдия № 1

И.С. Бах Прелюдия № 8

И.С. Бах Хор 

Ф. Шопен Прелюдия: № 4

Ф. Шопен Прелюдия № 13

 

Ф. Шопен Прелюдия № 15 2 мин

4 мин. 30 с.

3 мин. 30 с.

2 мин. 5 с.

4 мин. 35 с.

 

1 мин. 10 с. 

 

Мобилизующие мелодии 

К. Глюк «Мелодия» 

Ф. Шопен Прелюдия № 17

М. Таривердиев «Мгновение» 

 

Ж. Визе -- Р. Щедрин Тема «Теодор» 4 мин. 5 с.

3 мин. 45 с.

1 мин. 10 с.

 

45 с. 

 

 

После прослушивания происходит обсуждение возникших у каждого воспоминании, фантазии, ассоциаций. Можно стимулировать активность слушателей дополнительными заданиями: например,, соотнести свое эмоциональное состояние с каком-либо музыкальным отрывком, подобрать музыкальный портрет одного из членов группы и т. д.

Очень хороший эффект дает сочетание  музыкотерапии с ароматерапией.

Ароматерапию чаще всего используют на групповых занятиях. Применяют  ее как способ предотвращения переутомления, раздражительности, депрессий. Ароматы  повышают устойчивость к неблагоприятным  факторам, помогают саморегуляции, тааморазгвитию личности. Чтобы собрать группу для проведения ароматерапжи, необходимо недобрать людей с учетом их личной совместимости и совместимости их восприятий ароматов.

При всей благоприятности ароматерапии, есть очень важные моменты, о которых  психолог не должен забывать: знать  о наличии аллергии у клиента, беременности, эпилепсии. В этих случаях  от посещения занятий ароматерапией  следует отказаться. А при болезни  почек противопоказаны ароматы  ели, можжевельника, пихты.

Способы распространения эфирных  масел различные: ингаляции, ванны, компрессы, растирания, массаж, точечный массаж. При проведении групповых  занятий наиболее удобны способы  ингаляции, точечный массаж.

При ингаляции ароматы попадают на определенные точки носа, массируют  их, вызывая импульсы, передающиеся в зоны головного мозга, которые  отвечают за тот или иной орган, систему  органов. Ароматы также оказывают  прямое воздействие на органы дыхания, устраняя застойные и воспалительные реакции. Ингаляции делятся на холодные (на ткань или камень из мелкопористой  глины), горячие (в горячую воду капают масла, вдыхают их, накрывая голову полотенцем), аромакури-тельницы (в верхнюю часть емкости наливается вода и несколько капель эфирного масла, после внизу зажигается свеча; 3-5 капель на 15 м2).

На групповых занятиях также  можно применять точечный массаж. Для этого эфирное масло смешивают  с маслом для массажа и наносят  на рефлексогенные точки. Психолог фиксирует  ощущения каждого клиента, помечая  ухудшение состояния, неприятные ассоциации. Методику применения эфирных масел (см. Приложение 5)

Очень эффективным методом психокоррекции также является игротерапия. В ее основе лежит признание того, что игры оказывают огромное влияние на личность. Пескотерапия -- одна из разновидностей игротерапии.

Этот вид терапии используют при замкнутости, необщительности, фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках (например, неизлечимая болезнь, сильнейшая психотравма и т. д.).

Прежде чем приступать к проведению пескотерапии, необходимо оборудовать игровую комнату. Это совершенно необычное место, где с помощью игры люди проникают в глубины своего сознания. Сама комната должна быть небольшой, посреди нее ставят довольно большой низкий стол и стулья. Стулья должны быть удобными. В игровой комнате хорошо иметь большое окно и искусственное освещение.

Вдоль стен располагают полки, на которых  размещаются игрушки, отражающие все  стороны жизни. Поэтому на полках нужны игрушки, изображающие животных, людей, дома, мосты, духовную сферу, эмоции, -- все, что существует в этом мире. Обычно эти предметы расставлены по определенной системе. Но не стоит придерживаться слишком строгого порядка, ибо клиент, работая с этими предметами, почувствует, что они ему не принадлежат, а принадлежат тому, кто этот порядок создал.

Кроме игрушек, на полках можно расположить  небольшие карточки, на которых написаны слова с абстрактными значениями: «нежность», «любовь», «отношения»  и т. д. Кроме того, нужны предметы живой и неживой природы: цветы, камешки, перышки; духовные символы, четки, кресты, свечи; предметы, символизирующие  сближение и разъединение (щеколда, машина, мост, лодка); предметы, символизирующие  смерть; просто вещи (деньги, пуговицы, сердечки). Если клиенту необходим предмет, которого нет на полках, психолог может предложить вылепить недостающий предмет из глины. Это бывают совершенно необычные фигурки, например пара влюбленных, человек с грузом на спине и т. д.

 В самом начале занятия  клиенту предлагают сесть напротив  психолога, положив руки на  песок, закрыть глаза и просто  дышать, убеждая себя, что с каждым  выдохом уходят страх и боязнь  оценки. Страх и оценка -- это то, что мешает творчеству. Так клиент сидит некоторое время и просто дышит. Потом включается тихая музыка, которая помогает расслабиться.

Психолог просит клиента сосредоточить  внимание на руках в центре ладоней, там, где ощущается биение сердца, и постараться почувствовать, как  оно пульсирует. Через свои ощущения, через прикосновение рун к  песку, человек ощущает покой  и одновременно огромные возможности.

Затем психолог предлагает клиенту  передвигать руками по песку так, как захочется, зарываться рукой  в песок. Этот момент важен тактильными  ощущениями. Клиент начинает осваивать  пространство песочницы, иногда рисует удивительно красивые узоры.

После психолог предлагает открыть  глаза, взять корзинку и, двигаясь вдоль  полок, класть в корзинку то, что  привлекает внимание. Выбирая предметы, клиент должен доверяться своим чувствам, откликаться на все, что покажется  важным для него, даже не задумываясь  и не отвечая себе, почему. Этот процесс  для человека психологически очень  значим: человек присваивает нужное ему, без необходимости перед кем-либо объясняться, извиняться. Иногда это происходит впервые у клиента.

Каждый предмет, который привлечет  человека, не случаен, у предмета есть символическое значение, связанное  с подсознанием.

Привлекать может цвет, отблеск, сходство с чем-либо, но анализировать  это не надо. Когда создается картина  на песке, она сама по себе приобретает  смысл. Клиент описывает словами  то, что у него получилось. Психолог помогает ему осознать это вопросами: «Какое общее чувство вызывает у  тебя получившаяся картина?», «Есть  ли название того, что получилось?», «Какое место в картине больше всего притягивает?»

Можно использовать такие варианты начала беседы: «Посмотрите, как эта  фигурка смотрит на нас! По-моему», ей есть, что сказать. Как думаете, что она хочет нам рассказать?»  или «Посмотрите-ка на эти две  фигурки, по-моему, они беседуют друг с другом. Как думаете, о чем?», «Не напоминает ли эта картина  что-либо из вашей жизни? » Клиент начинает говорить вместо этих фигурок. И каждая из этих фигур -- он сам.

В самом конце занятия лучше  спросить, годится ли то, что получилось, или, может быть, клиент хочет что-либо убрать или добавить в картину  на песке.

Пескотерапию можно использовать в индивидуальной и групповой работе. В работе с группой используют большую круглую песочницу, отделяя свой сектор каждому участнику. Все работают самостоятельно, а потом рассказывают о том, что у них получилось. Занятие в групповой песочнице длится не менее 3-х часов.

Таким образом, предложенные практические рекомендации, направленные на преодоление  возрастных кризисов разработаны с  целью помочь людям различного возраста понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими и преодолеть возникший кризис.

Конечно, в этой сфере еще очень  много направлений для дальнейших исследований. Проблема кризисов и  выходов из них, на сегодняшний день - одна из самых перспективных и  актуальных проблем психологии.

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Кризис новорожденности - происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются

 Кризис одного года - возникает  потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют,  говорить еще не может. Л.С.  Выготский связывал переживание  кризиса первого года с тремя  моментами: ходьба, речь, аффект и  воля.

Кризис трех лет - проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые  говорит “Я сам!'', первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса - 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

Кризис шести-семи лет - появление  собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской  непосредственности, возникает осмысленная  ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны  с осознанием новой позиции, стремлением  стать школьником, но пока сохраняется  отношение как к дошкольнику.

Кризис подростковый - кризис характера  и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности  их реализации. Промежуточность положения - «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения  на фоне бурной физиологической перестройки. Кризис юности 16-18 лет - впервые возникают  вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального  и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь  человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35 лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости.

Различают малые и большие кризисы.

К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет.

К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе, поэтому  можно лишь предложить общие рекомендации по психокоррекции преодоления возрастных кризисов у лиц разного возраста Данные рекомендации помогут понять и построить более успешные взаимоотношения с окружающими и, главное, себя.

 

Список литературы

 

1. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2007. - 224 с.

2. Гальперин П.Я. Введение в  психологию. М. - Просвещение, 2006. - 585 с.

3. Ежова Н.Н. Рабочая книга  практического психолога. - Ростов  н/Д: Феникс, 2007. - 315 с.

 

4. Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. - 992 с.

 

5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М.: «Генезис», 2007. - 208 с.

 

6. Мухина В.С. Психология дошкольника.  Учеб. Пособие для студентов. / Под  ред. Л.А. Венгера. - М: Просвещение, 2005. - 239 с.

 

7. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 608 с.

 

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. - 460 с.

 

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии. - СПб: Питер, 2007. - 820 с.

 

10. Сапогова Е.Е. Психология развития  человека. - М.: Арт-Пресс, 2006. - 460 с.

 

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 671 с.

 

12. Урунтаева Г.А. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

 

13. Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М. - Проспект, 2006. - 560 с.

 

14. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: «Генезис», 2007. - 176 с.

 

15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. - 850 с.


Информация о работе Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития