Временная перспектива в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования теоретическое изучение проблемы временной перспективы в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Теоретически раскрыть понятие временная перспектива
2. Рассмотреть особенности развития подростка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения временной перспективы в подростковом возрасте.
1.1 Онтогенетическое развитие представлений о времени
1.2.Исследование понятия «временная перспектива» в психологии…4
Глава 2. Психолого – педагогическая характеристика подросткового возраста в психологии.
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Психологические особенности выпускников средней школы
Заключение……………………………………………………………..30
Библиография………………………........................................................31

Файлы: 1 файл

временная перспектива подростка.docx

— 64.09 Кб (Скачать файл)

2 курс тема Временная перспектива в подростковом возрасте.

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические предпосылки  изучения временной перспективы  в подростковом возрасте.

1.1 Онтогенетическое развитие представлений о времени

1.2.Исследование понятия  «временная перспектива» в психологии…4

Глава 2. Психолого – педагогическая характеристика подросткового возраста в психологии.

2.1. Психологические особенности  подросткового возраста

2.2 Психологические особенности  выпускников средней школы

Заключение……………………………………………………………..30

Библиография………………………........................................................31

Приложение……………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подростковый возраст один из ответственных периодов формирования личности. Как любой возраст, он имеет свои особенности, проблемы, знание психологической сути которых позволяет более эффективно строить образовательный процесс в настоящее время. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. Но в настоящий период ситуация развития для подростков осложнена (кроме того, что присуще этому возрасту) еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков, в частности особенностей формирования восприятия себя в прошлом настоящем и будущем.

Изучением психологических  особенностей и проблем подросткового  возраста занимались многие ученые психологи  и педагоги -теоретики и практики - в нашей стране и за рубежом: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер Э. Шпрангер, и др.

В психологии подросткового  возраста можно выделить много важных проблем: проблема ориентации подростка  в мире взрослых, проблема выбора мировоззренческих  образцов и ценностей, проблема конструирования  подростком своих жизненных планов и целей и др. Среди множества  вопросов проблема временной перспективы является одной из центральных. Она связана с новообразованиями возраста - жизненное, личностное и профессиональное самоопределения, определяющими его дальнейший путь развития и существования. Л.И. Божович и другие исследователи связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов юноши.

Временная перспектива является ментальной проекцией мотивационной сферы человека (Толстых Н.Н.) и представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с прошлым, настоящим и более или менее отдаленным будущим.

Исследованиями временной  перспективы занимались К. Левин, Ж. Нюттен, В. Франкл, Н.Н. Толстых и др. Специфику сочетания прошлого, настоящего и будущего в структуре формирования личности изучали П.И. Яничев, Б.М. Петухов и др.

Подросток, юноша обращен  в будущее, обращенность в будущее  составляет "аффективный центр" всей его внутренней жизни (Л.И. Божович), и это признается практически всеми психологами. Однако общепризнанность этих утверждений сама по себе не решает чрезвычайно острой сегодня проблемы помощи подросткам, юношам и девушкам в поиске себя, определении своего места в мире, в той предельно сложной ситуации, в которой все мы оказались. Обретение целей жизни приводит к интеграции личности. Формирование личности в юношеском возрасте включает осознание смысла жизни и ее целей.

Сегодня роль практической психологии в развитии конструктивного  отношения к будущему, умения самому стать хозяином своей жизни, своего будущего, может быть особенно велика.

В связи с важностью  функции временной перспективы  для личностного развития в подростковом возрасте, что отмечено выше, актуально и необходимо исследование возрастных особенностей переживания прошлого, настоящего и будущего в указанный возрастной период.

Объект исследования: временная перспектива

Предмет исследования: временная перспектива в подростковом возрасте.

Цель нашего исследования теоретическое изучение проблемы временной перспективы в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

  1. Теоретически раскрыть понятие временная перспектива
  2. Рассмотреть особенности развития подростка.

Методы использованные при написании курсовой работы: анализ психолого- педагогической литературы.

Глава 1. Теоретические  предпосылки изучения временной  перспективы в подростковом возрасте.

1.1 Онтогенетическое развитие представлений о времени.

Для того, чтобы рассматривать представления о времени, восприятии себя во временном континууме в юношеском возрасте, необходимо понять как эти представления развиваются в онтогенезе. В данном параграфе мы считаем необходимым, прежде всего, отметить, как появляется специфическое восприятие времени как такового. Далее, какое значение представления о времени имеют в развитии представлений о своем "Я" и внешнем мире, в построении своей жизни?

Специфика времени состоит  в том, что оно не может быть воспринято с помощью органов  чувств, но для формирования представлений  необходимо "ощущение времени" (хоть какая-то представленность в опыте), которое бы базировалось на впечатлении от органов чувств. Такое первое "ощущение времени" становится возможным при появлении "задержки", возникающей при переходе из гомогенной в полигенную среду. Пока ребенок находится внутри матери, все его потребности удовлетворяются без ожидания и, следовательно, не ощущаются. Циклические процессы (биение сердца своего и матери, появление света и т.д.) могут ощущаться, но психически не отражаются, в силу чего еще пока не являются предпосылками для формирования представлений. После рождения при фрустрации потребностей ребенка появляются первые моменты "ожидания", которые ребенок ощущает как переживания длительности времени (скорее всего, это еще очень размытые ощущения и они еще далеки от представлений). Хотя в этот период ребенок еще абсолютно не

 

может ждать, в силу того, что временной промежуток имеет  еще только "настоящее", и мир  непредсказуем. В дальнейшем соединение внутренних ритмов (ритма появления  потребности в пище, во сне и  т.д.) соединяются с существующими  внешними ритмами (ритмами кормления  матерью, световыми и т.д.) приводит к появлению стереотипов. В ситуации стереотипа время тоже представлено только данным моментом настоящего (здесь  еще нет осознания времени, нет  памяти), но может регулироваться рамками  стереотипа -окончание одного действия ведет к следующему, заданному стереотипом. Таким образом, возникает как бы последовательная временная цепочка цепляющихся друг за другом событий, но не осознаваемая самим ребенком. Для того чтобы возникло осознанное представление о времени необходима память (можно сказать, что память это и есть время). А память возможна лишь при осознавании целостности объекта, отделении себя от объектов внешнего мира. Данный процесс происходит во взаимодействии с матерью (сначала опираясь на опыт эмоциональной памяти), образ которой является первым целостным образом в памяти ребенка. Постепенно мать обозначает объекты внешнего мира, внутренние состояния ребенка с помощью общекультурных символов (слов) и связывает их пространственно-временным образом в рамках логики аппарата мышления своей культуры. В силу того, что любое представление (а тем более такая рационализация как время) может формироваться только в структуре нашего мышления и с помощью слов, то можно предположить, что язык (и опосредованное им мышление) данной культуры будет определять содержание становящихся понятий.

Формирование  временных представлений происходит очень постепенно. Сначала у ребенка появляется лишь осознание ограниченной временной последовательности (так, например, после еды он будет спать), которое также подпитывается ощущением ритмически сложившегося стереотипа. Потом постепенно расширяется временной континуум, осознаваемый ребенком (в пределах дня или каких то стабильных ситуаций), складывается осознание того, что уже было, и того, что будет; и здесь появляется очень важный аспект,

 

необходимый для  формирования образа "Я" - возникает  представление о месте своего "Я" в пространственно-временном континууме, то есть во внешнем мире. Вместе с тем, ребенок еще плохо осознает прошлое, настоящее и будущее в масштабе длительных периодов. Крайне трудным для ребенка является количественная градуировка времени и временно-пространственных соотношений. (Так, для ребенка дошкольника является нормальным на вопрос бабушки, живущей в другом городе: "Когда я тебя увижу?" - ответ: "Сейчас." Или, невозможность понимания ребенком тех фактов, что мама придет через несколько часов или дней). Для формирования количественных временных соотношений для ребенка необходимо длительное опосредование с помощью внешних конкретных средств (например, календаря, расписания), соответствующих культурным представлениям о времени. Также, для ребенка еще недоступно представление о времени как временного соотношения между причиной и следствием, которое формируется параллельно (и взаимосвязано) развитию логического мышления у ребенка. Таким образом, мы видим, что процесс формирования представлений о времени начинается с раннего возраста на основе опыта ребенка и его опосредования культурными средствами (словами и структурой мышления) и является достаточно длительным. Представления о времени оказываются важными для формирования многих психических структур.

Временная перспектива, как  понимание событий прошлого и  будущего, формируется на протяжении всего детства и, главным образом, через усвоение общекультурных, социальных норм, через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении данного ребенка, через развитие мотивации. (К. Левин, Н.Н. Толстых и др.). Сформировавшись, таким образом, временная перспектива приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное влияние на развитие личности человека.

Особенности временной психической  регуляции и способность личности к организации времени жизни  лежит в основе природы психики  и развития личности. Зависимость  личностных качеств от временной  ориентированности

 

(на прошлое, настоящее  и будущее) исследовалась в  отечественной психологии (П.И. Яничев и др.).

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, сознание интегрирует способность психики к отражению времени, в том числе переживание времени, ее временные процессуальные параметры и, наконец, способность к регуляции деятельности во времени. (2, с. 283)

Категория времени занимает существенное место в основных психологических  теориях. Не всегда это выражено в  явной и очевидной форме. В  психоанализе 3. Фрейда развитие личности и основные функциональные законы ее формирования определяются прошлым, как  индивидуальным (например, фиксация стадий развития, вытесненность и актуальность детских травм и переживаний), так и социально-историческим (комплекс Эдипа и т.д.). А. Адлер отмечал целенаправленный характер линии жизни, знаменующий устремленность человека в будущее.

В бихевиористской психологии функционирование психики в целом связано с категорией настоящего. Реальными можно считать лишь осуществляющиеся действия субъекта, описываемые в терминах "настоящего". Модель "стимул - реакция" описывает взаимодействие субъекта и внешней среды в настоящий момент, сиюминутно.

К. Левин исходил в изучении движущих сил личности из категории настоящего и так формулировал одно из основных положений психологической теории поля: "Любое поведение или другие изменения в психологическом поле зависят только от психологического поля в данный момент" (23, стр. 133), но при этом указывает: "Важно осознать, что психологическое прошлое и психологическое будущее являются одновременно частями психологического поля, существующего в данное время" (23, стр. 139). И, тем не менее, в противоположность бихевиористам Левин подчеркивал, что поведение и психическое состояние человека более зависит от его надежд, опасений и воспоминаний, чем от текущей ситуации "здесь и теперь". Феномены подросткового возраста Курт Левин тоже трактовал с точки зрения "теории

 

поля". Он обратил внимание на некий "когнитивный дисбаланс", т.е. делал акцент на неопределенности средств ориентирования в мире в  период перехода из детского статуса  в статус взрослого. В подростковом возрасте расширяется и география  пространства, и социальное окружение, и временное пространство. Последнее  существенно трансформируется. Впервые  появляется будущее как психологический  детерминант личности. Изменение  временной перспективы это изменение  масштаба: вместо дней, недель, месяцев  теперь годы. В структурировании временной  перспективы происходит дифференциация будущих реальных и идеальных  целей. У индивида формируется план. Структурируя временную перспективу, этот план принимает в расчет не только идеальные цели и ценности, но и их осуществимость. Эти цели и ценности, принимаемые индивидом, по силе и динамическим свойствам не отличаются от истинных потребностей. Чем более широким является "жизненное пространство", в которое включен индивид, тем большее значение приобретают отдаленные цели. Ценностные ориентации субъекта на эти будущие цели подчиняют себе промежуточные и тем самым определяют поведение, эмоции, моральное состояние субъекта.

Информация о работе Временная перспектива в подростковом возрасте