Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:47, курсовая работа
Цель нашего исследования теоретическое изучение проблемы временной перспективы в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Теоретически раскрыть понятие временная перспектива
2. Рассмотреть особенности развития подростка.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения временной перспективы в подростковом возрасте.
1.1 Онтогенетическое развитие представлений о времени
1.2.Исследование понятия «временная перспектива» в психологии…4
Глава 2. Психолого – педагогическая характеристика подросткового возраста в психологии.
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Психологические особенности выпускников средней школы
Заключение……………………………………………………………..30
Библиография………………………........................................................31
Подросток находится в состоянии маргинальной личности и отсюда -эмоциональная неустойчивость, агрессивность, застенчивость, . чувствительность, эмоциональная напряженность и конфликты с окружающими. Происходит усложнение структуры поля благодаря переходу во взрослую группу.
Представители гуманистической психологии (Г. Оллпорт, А. Маслоу и др.) считают одной из движущих сил человеческой деятельности направленность личности в будущее.
Л.И. Божович указывает, что конкретизация будущего, его J моделирование происходит в мечтах, свойственных подростку - причем моделирование будущего вообще и себя в этом будущем, то есть игра дошкольника и мечта подростка имеют одну функцию, реализация аффективных тенденций, которые не могут найти воплощение в повседневной
жизни. И это лишь один способ самовыражения и наиболее благополучный. Иногда при остром конфликте между желаемым и возможным подростки вступают на путь особой, не воображаемой, а действительной жизни, что нарушает путь благополучного развития. Кризис протекает значительно легче при существовании личностных (устойчивой "ненасыщаемые") интересов или каких-либо устойчивых мотивов поведения, которые могут быть либо содержанием временной перспективы, либо одним из ее проявлений. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском (или созиданием) предметом их удовлетворения. Это толкает подростка к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы сегодняшнего дня. Знания и ориентация субъекта на отдаленные цели велико для формирования устойчивой личности и ее саморегуляции. (52). Иначе говоря, любые осознанные и устойчивые мотивы (мотивы второго порядка) ИЗМЕНЯЕТ ВЕСЬ ВНУТРЕННИЙ ОБЛИК ПОДРОСТКА. Они становятся доминирующими в структуре его мотивационной сферы и таким образом подчиняют себе все другие его потребности и стремления. Это ликвидирует постоянные конфликты разнонаправленных мотивационных тенденций, характерных для кризиса переходного возраста, делает подростка внутренне более гармоничным.
"Переходный
критический период
отличается тем, что оно основано
Таким образом, развитие восприятия времени в процессе онтогенеза опосредовано усвоением культуры общества, логики мышления. Формирование представлений о времени начинается с раннего возраста на основе опыта ребенка и его опосредования культурными средствами (словами и структурой мышления) и является достаточно длительным. Способность сознания интегрировать все аспекты и временные особенности личности становится основой личностного уровня регуляции времени. В старшем школьном возрасте, который нас интересует, личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни не только настоящего, но и будущего. Функционирование психики посредством категорий прошлого, настоящего, будущего по-разному объясняется в различных зарубежных и отечественных психологических теориях: "прошлое" во фрейдовской теории, "настоящее" в бихевиористских теориях.
Особенности отношения ко времени в старшем школьном возрасте заключаются в том, что "будущее" начинает влиять на действия ребенка в настоящем. Можно сказать, что подростково-юношеский возраст является единственным временем, когда "будущее" активно влияет на "настоящее".
1.2.Исследование
понятия «временная
Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. О проблемах «жизненного пути личности», «стилях жизни» и «стратегиях жизни», «жизненной программе личности» и «жизненной перспективе» заговорили в 70–80 годы XX века. Проблемой личности как субъекта жизни занимались К.А. Абульханова - Славская, С.Л.Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, Л.И. Анцыферова, Т.Б. Карцева и др. В настоящее время изучение проблем жизненного пути продолжается, в чем убеждают результаты исследований таких психологов, как В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Р. А. Ахмеров, К.В. Карпинский, В.М. Слуцкий, С.С.Гончарова и М. И. Яковчук. [14, c.145-150]
Специальными исследованиями
временной перспективы
Очень интересна концепция Ж. Нюттена, бельгийского исследователя. В 1980г. он разработал концепцию временной перспективы личности и предложил ряд методических стратегий для ее анализа. По его представлениям, выбор ближайших целей в большей степени обусловлен планами индивида на более отдаленное будущее и готовностью их достигать. Нюттен рассматривает временную перспективу, ее влияние на поведение человека, прежде всего, как функцию репрезентации, или когниции. Проводя аналогию с пространственной перспективой, Нюттен пишет, что временная перспектива состоит в основном в восприятии в некоторый данный момент (временное «здесь») событий, которые объективно презентированы только как последовательность с определенными интервалами между ними. При этом он считает важным, что в отличие от пространственной, временная перспектива не существует в пространстве восприятия, а может быть репрезентирована только «ментально», когнитивно, в сознании человека. Нюттен исходит из того, что наряду с объектами, явлениями, которые человек актуально воспринимает, и которые имеют соответственно знаки места и времени «здесь и теперь», в сознании человека существуют еще и различные объекты, о которых он время от времени думает, но которые в не меньшей степени стимулируют его активность, влияют на поведение, чем непосредственно воспринимаемые. Эти объекты - цели, или, как их чаще называет Нюттен, «мотивационные объекты», несут определенные знаки, или индексы времени. Концепция временной перспективы Ж. Нюттена предполагает, что события со своими временными знаками находится во временной перспективе подобно тому, как объекты, существующие в пространстве, находятся в пространственной перспективе. По существу, присутствие во внутреннем плане этих разно удаленных во времени объектов и создает временную перспективу. Временная перспектива, по Нюттену, не является подобно абстрактному понятию времени неким несуществующим «пустым пространством», а выступает как определенная функция составляющих ее мотивационных объектов, которые и определяют ее глубину, структуру, степень реальности, содержательные характеристики и т.п.[19, c. 56-60]
Другой известный
Считается, что временная перспектива имеет когнитивную, эмоциональную и социальную компоненты. Её формирование зависит от культурных ценностей, типа образования, модели семьи, социоэкономического статуса, экономической и политической ситуации, наличия в опыте субъекта травматических событий и персональных успехов. Временная перспектива может быть рассмотрена как выражение собственной системы смыслов человека. Ф.Зимбардо и Дж.Бойд полагают, что, хотя временная перспектива может зависеть от ситуационных сил, она может также становиться относительно стабильной диспозициональной характеристикой. Они рассматривают пять основных измерений временной перспективы: позитивное и негативное прошлое, будущее, фаталистическое и гедонистическое настоящее. Фактор «позитивное прошлое» отражает сентиментальное, ностальгическое, теплое и радужное отношение к своему прошлому и характеризуется позитивной реконструкцией прошлого. Негативная установка к прошлому чаще всего является результатом реальных травматических и неприятных событий, или негативной реконструкции событий прошлого, предполагает боль и сожаление. Гедонистическое настоящее отражает ориентацию на получение удовольствия, возбуждения в настоящем, отсутствие заботы о последствиях и будущих выгодах, наградах. Фаталистическое настоящее отражает беспомощность и безнадежность, твердое убеждение, что будущее предопределено, а настоящее должно переноситься с покорностью. Ориентация на будущее определяет стремление к целям и вознаграждениям будущего, характеризуется планированием.[19,c. 105-109]
Выготский Л.С. первым в отечественной психологии сделал попытку рассмотреть понятие жизненной линии, осознаваемых и бессознательных жизненных планов. Некоторые идеи Л.С. Выготского стал отправным моментом для разработки концепций возрастной психологии личности, включая отношение ко времени и его влияние на формирование личности, в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна и их сотрудников.[24, c. 230-245]
Значительное место в
исследованиях временной
Вслед за Л.С. Выготским, Л.И. Божович определяет растущего человека как инициатора собственной активности, корни которой погружены в мотивационно - потребностную сферу. Активность - это основа развития личности в качестве субъекта: « ребенок постепенно превращается из существа, подчиненного внешним влияниям, в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений» [3, 436 - 437].
Концепция Д.И. Фельдштейна включает понятие объективного места, занимаемого растущим человеком в системе общественных связей и внутренней позиции по отношению к разным сферам социальной действительности. Обобщая, она превращается в устойчивую "жизненную позицию" подростка, который выступает субъектом собственной активной деятельности. Ученый показывает, как эта многокачественная деятельность опосредствует субъективное отношение ребенка к миру взрослых. Общими закономерностями психического развития человека Д.И. Фельдштейн считает чередование критических и литических периодов развития; по переменное развертывание двух сторон деятельности, одна из которых направлена на усвоение задач, мотивов и норм взаимоотношений между людьми, другая - на овладение общественно выработанными способами действий. Кроме того, он вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка:"Я в обществе", "Я и общество". Первая позиция характеризует преобладание процесса социализации. Новые отношения с людьми делают непосредственными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание растущим человеком себя в качестве субъекта общественных отношений, который противопоставляет себя другим. [25, c. 78-90]
М.М. Бахтин вводит понятие «хронотоп» (в дословном переводе «времяпространство»), характеризующее существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений в жизни человека, отражающих его эпическую цельность. «Человек до конца невоплотим в существующую социально-историческую плоть…» Всегда остается нереализованный избыток человечности, всегда остается нужда в будущем и необходимое место для этого будущего».
К.А. Абульханова - Славская выделяет психологическую, жизненную и личностную перспективы, рассматривая их как три различных явления. Под психологической перспективой она понимает «способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения. Рассматривая самоопределение как процесс, развернутый во времени, она видит в качестве основного его условия и результата наличие личностной перспективы как показателя «зрелости, потенциала развития личности, сформировавшейся способности к организации времени». Личностную перспективу А.С.Абульханова-Славская характеризует как перспективу, определяющую «не только способность человека предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т.д.).[4, с.144]. Таким образом, личностная перспектива включает в себя три аспекта: ценностно-смысловой, пространственно-временной (как способность планировать будущее) и деятельностный (как условие и проявление активности личности).
Информация о работе Временная перспектива в подростковом возрасте