Временная перспектива в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования теоретическое изучение проблемы временной перспективы в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Теоретически раскрыть понятие временная перспектива
2. Рассмотреть особенности развития подростка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения временной перспективы в подростковом возрасте.
1.1 Онтогенетическое развитие представлений о времени
1.2.Исследование понятия «временная перспектива» в психологии…4
Глава 2. Психолого – педагогическая характеристика подросткового возраста в психологии.
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Психологические особенности выпускников средней школы
Заключение……………………………………………………………..30
Библиография………………………........................................................31

Файлы: 1 файл

временная перспектива подростка.docx

— 64.09 Кб (Скачать файл)

Е.И.Головаха определяет временную перспективу как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человека связывает социальная ценность и индивидуальный смысл собственной жизни. Ядро жизненной перспективы составляют ценностные ориентации, жизненные цели и планы.

Большинство исследователей связывают  личностную перспективу с планированием  личностного времени и построением жизненных планов личности, предполагающих выдвижение целей, определение возможных путей их достижения и личностных ресурсов, которые ей для этого понадобятся, осознание ценности и смысла реализации жизненных планов.

Вместе с тем жизненная перспектива  личности отражает не только ее способность  прогнозировать и планировать свою жизнь, но и проецируется на настоящее  личности, определяя степень ее удовлетворенности  этим настоящим. Причем удовлетворенность  настоящим во многом зависит от его  соответствия будущим устремлениям, перспективами и планам личности, степени идеальности и реальности этих планов, готовности и способности  личности к их реализации. Учитывая взаимопроникновение и взаимовлияние будущего, настоящего и прошлого личности, а также значение в формировании ее смысложизненных ориентаций осознания индивидом себя как субъекта собственной жизни, Д.А.Леонтьев предлагает определять уровень жизненных ориентаций на основе сочетания целевых (наличие цели жизни), эмоциональных (удовлетворенность настоящим и результатами предыдущего этапа жизни) и регулятивных (локус контроля-я и локус контроля-жизнь) компонентов. Исследователем выделены основные параметры, характеризующие индивидуальные особенности смысловой регуляции личности. к числу которых он относит:

-теологичность – каузальность как биполярный конструкт, характеризующий или доминирование смысловой регуляции над всеми остальными регуляторными системами (теологичность), или большую зависимость личности от ситуации и социального давления (каузальность);

-общий уровень осмысленности жизни (ОЖ), определяющий количественную меру степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл и проявляющийся в ее жизнестойкости, энергии. Способности выстоять в кризисных ситуациях;

-соотношение ценностной и потребностной регуляции в рамках смысловой: доминирование ценностной регуляции проявляется в подчиненности поведения личности внеситуативной, абсолютной ориентации, а потребностной – в большей подчиненности сиюминутным желаниям;

-структурная организация смысловых систем, отражающая систему и иерархию личностных смыслов;

-степень осознанности смысловой регуляции, характеризующаяся степенью рефлексивного выделения себя личностью из потока своей жизни, осознания несовпадения своего «Я» и объективно разворачивающегося жизненного процесса, того, насколько я как субъект успешно управляю своим поведением;

- временная локализация смысловых ориентиров: степень соотнесения временных факторов и локализация смысла в прошедшем, настоящем или будущем. Данный конструкт отражает способность личности к построению временной перспективы, которая выступает как важнейший показатель ее готовности к смысловой регуляции вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Психолого – педагогическая характеристика подросткового возраста в психологии.

2.1. Психологические  особенности подросткового возраста

Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Тинейджер - (10 - 19). Герою романа Достоевского "Подросток" исполнилось 20 лет, а Толстой границей между отрочеством и юностью считал возраст 15 лет. Отрок - "не имеющий права говорить", значение этого слова - раб, слуга. Это понятие подчеркивает социальный статус человека. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Активизация и сложное  взаимодействие гормонов роста и  половых гормонов вызывают интенсивное  физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем  пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько  лет).[14, c.236]

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и  ответственной взрослости. Подросток  занимает промежуточное положение  между детством и взрослостью. Социальная ситуация развития – Эмансипация от взрослых и группирование.

Переходный возраст –  период повышенной эмоциональности, что  проявляется в легкой возбудимости, странности, страстности, частой смене  настроений и т.д. Подростки –  возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Эмоциональные реакции и поведение подростков зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Эмоции подростков отличаются большой силой и низкой степенью управляемости. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. При встрече с трудностями возникает сильное чувство противодействия, подросток бросает дело, реже – становится настойчивее. У подростков сильные эмоции часто блокируют разумное решение. Психологические особенности подросткового возраста могут приобрести, при резкой выраженности, «подростковый комплекс», а обусловленный ими нарушения поведения проявляются как «пубертатный криз».

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием, желанием быть признанным и оцененным другими. 

Старший подростковый возраст  – возраст кризиса  а, следовательно, особенно уязвимый. В этот период происходят значительные перемены не только на физиологическом  уровне, но и в душевной организации  взрослеющего человека. «Образ Я», создаваемый  в «муках самотворчества», определяет психологическое и социальное самочувствие подростка, его веру, надежду, волю.

Данный период является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения, и отношения к окружающей действительности. У подростков появляется вопрос: «Кто я? На что я годен?»

Развитие личности происходит через межличностные отношения. Для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для  них становится важным:

- умение познакомиться  с понравившимся человеком;

- свободно чувствовать  себя в компании, разделяя нормы  и интересы значимой для него  группы;

- ощущать, что при этом  он не теряет индивидуальность, может высказать свои мысли  и выразить чувства.

Одной из главных особенностей переходного возраста становится формирование самосознания. В течение этого периода ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к миру и самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. [32, c. 35]

Наиболее сложным в  старшем подростковом возрасте является новообразование, которое представляет собой идентичность. Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Проблемной ситуацией в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам.

Я –  концепция» - это «теория самого себя», или установка относительно собственной личности – имеет более динамический, изменчивый характер, нежели «Я – идентичность». Различаются две формы «Я – концепции»: реальная и идеальная. Реальная – представление о себе (необязательно реалистичное), собственная оценка. Идеальная «Я – концепция» - это самооценка в координатах, «каким бы я хотел быть».

Источник бурных переживаний  заключается в различии между  реальной и идеальной самооценками, проявляющемся особенно ярко в старшем  подростковом возрасте. Большое влияние  здесь имеет неадекватное представление о своём физическом облике, что может привести к развитию комплекса неполноценности.

Важным механизмом самосознания является личностная рефлексия – осознание своего внутреннего мира. Параллельно происходит и понимание внутреннего мира других людей.

Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.

Часто в противовес чувству  взрослости у подростков проявляется инфантилизм – незрелость личности. В основном он порождается гиперопекой, поздним половым созреванием.

Признаки инфантилизма:

1. Импульсивность и незавершённость  действий.

2. Неспособность объяснить  причины своих поступков.

3. Неспособность планировать  свою деятельность.

4. Неспособность брать  на себя ответственность.

В подростковом возрасте происходит расширение жизненного пространства (интерес к путешествиям, расширение социального окружения). Существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении. У подростка появляется будущее, жизненная перспектива. Это становится одним из фундаментальных факторов развития личности.

Суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфические  подростковые поведенческие реакции  на воздействия окружающей среды. К  ним относятся реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби – реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. С одной стороны, в общении  с товарищами подростки проявляют  стремление во что бы то ни стало стать такими, как все, с другой стороны – желание выделиться. При этом самооценка зависит от мнения референтной группы.

В общении со взрослыми появляются новые черты – стремление к независимости, уважению, серьёзному отношению со стороны взрослых. Если взрослые меняют систему взаимоотношений с подростками, учитывая появившееся чувство взрослости, тогда отношения строятся на новой основе без каких-то кризисов.

Слабость и неудачливость  в какой-либо области подросток  старается компенсировать успехами в другой.

 

2.2 Психологические  особенности выпускников средней школы

 

Психологические особенности  выпускников школы представлены работами исследователей подросткового  и юношеского возраста – Л.И. Божович, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна, И.В. Дубровиной, Н.Н. Толстых, А.В. Мудрика, Н.И. Крылова и др.

По мнению Божович Л.И., Кона И.С., Фельдштейна Д.И. и др., главными психологическими приобретениями юности являются формирование Я - образа, открытие своего внутреннего мира, самоидентификация. В процессе развития самосознания «центр» личности все более переносится от внешней стороны «Я» (интерсоциальной) к внутренней (интрасоциальной) позиции. В это время усиливается значимость собственных ценностей, усложняется отношение к себе. В 9 классе возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Учащиеся чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Повышение уровня такого рода тревожности вызвано, главным образом, положением выпускного класса, предстоящими впереди экзаменами, отбором в 10 класс и, возможно, началом нового жизненного пути. Тревожность одинаково высока и у девочек, и у мальчиков, тогда как раньше мальчики были менее тревожными.

Юность – это переход  от зависимого детства к самостоятельной  и ответственной взрослости, что, с одной стороны, предлагает завершение полового созревания, а, с другой, - достижение социальной зрелости.

Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. [31, 35].

В юношеском возрасте меняются отношения с окружающими людьми. По мнению ученых, снижается «острота восприятия сверстников» [20, 163], больший  интерес вызывают взрослые. Эта тенденция  усиливается в старших классах. «Личность как сознательный субъект  осознает себя в своих отношениях с окружающими», и в структуре  самосознания старшеклассников значительную роль играют «образы» окружающих - ученика, родителя, учителя - и оценка социально - психологической ситуации в группе. Развитие самосознания направлено от « наивного неведения в отношении самого себя к все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем с более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой». Таким образом, психологической чертой выпускника школы является внутренняя (интрасоциальная) позиция наряду с осознанием себя в своих отношениях с окружающими.[20, 37].

Информация о работе Временная перспектива в подростковом возрасте