Выбор стратегии взаимодействия третьей стороной в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Данная работа обращена к одной из наиболее актуальных современных проблем — урегулированию конфликтов посредством вмешательства третьей стороны.
Можно жить, обходясь без слова конфликт, но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как столкновение, разногласие, спор, схватка, борьба и т.п. И, наверное, нашлось бы какое-то слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Стили или стратегии конфликтного поведения
1.1 Понятия: конфликт и стратегия
1.2 Стили или стратегии конфликтного поведения
1.3 Конфликтное поведение и эмоциональное состояние
Глава 2. Разрешения конфликтов с помощью третьей стороны
2.1 Уровни конфликтов
2.2 Способы урегулирования конфликтов
2.3 Основные формы разрешения конфликтов с помощью третьей стороны
2.4 Психологический консалтинг
Заключение

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)


2

 

Министерство образования и науки российской федерации

Березниковский филиал

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Пермский Государственный Университет»

 

 

 

Кафедра психологии

и социальной работы

 

 

 

 

 

Выбор стратегии взаимодействия третьей стороной в конфликте

 

 

 

Курсовая работа

студентки БФ/З-ПСХ-1-09

Алены Сергеевны Рудковской

 

Научный руководитель

старший преподаватель

Тамара Витальевна Михеева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Березники, 2011


Содержание

Введение

Глава 1. Стили или стратегии конфликтного поведения

1.1 Понятия: конфликт и стратегия

1.2 Стили или стратегии конфликтного поведения

1.3 Конфликтное поведение и эмоциональное состояние

Глава 2. Разрешения конфликтов с помощью третьей стороны

2.1 Уровни конфликтов

2.2 Способы урегулирования конфликтов

2.3 Основные формы разрешения конфликтов с помощью третьей стороны

2.4 Психологический консалтинг

Заключение

Библиография


Введение

Данная работа обращена к одной из наиболее актуальных современных проблем — урегулированию конфликтов посредством вмешательства третьей стороны.

Можно жить, обходясь без слова конфликт, но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как столкновение, разногласие, спор, схватка, борьба и т.п. И, наверное, нашлось бы какое-то слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах.

Вряд ли среди взрослых людей найдется хотя бы один, который бы не попадал ни в одну конфликтную ситуацию. Среди конфликтологов даже закрепилась шутка: Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс. Это такое же естественное состояние, как и обратное ему согласие, мир, единство. Но, если за вторым закрепилось представление о легкости и комфорте, то первое связывают с проблемами, ресурсными издержками, ограничениями и т.д. В связи с этим обыденным представлением люди стремятся всеми возможными способами уходить от конфликтов, избегать их. Конфликтологам практикам хорошо известна следующая закономерность: участники конфликта не хотят признать, что между ними конфликт, чаще всего они называют это разногласиями, расхождением во мнениях и пр. Однако наши желания и объективная реальность не всегда совпадают между собой. И необходимо признать, что состояние конфликта так же естественно для человеческого взаимодействия, как и мир.

Более того, если в семье, организации или стране нет конфликтов, значит ли это, что в ней царит мир и согласие? Отсутствие разногласий чаще говорит о двойном стандарте, чем о гармонии; о застое, самодовольстве и деградации, а не о развитии; о психосоматических болезнях, а не о самообладании. Поэтому конфликты надо изучать, как необходимо знать, что делать с конфликтами, чтобы они не портили нашу жизнь.

С древних времен для урегулирования конфликтов привлекалась третья сторона, которая вставала между конфликтующими с тем, чтобы найти мирное решение. Обычно в качестве третьей стороны выступали наиболее уважаемые в обществе люди. Они судили, кто прав, а кто виноват, и выносили решения о том, на каких условиях должен заключаться мир.

В настоящее время существует ряд исследований по изучению взаимодействия третьей стороной в конфликте. Но выбор стратегии взаимодействия третьей стороной в конфликте заслуживает особого внимания.

Объектом является конфликт.

Предметом является стратегия взаимодействия третьей стороной в конфликте.

Целью данной работы является описание стратегий взаимодействия третьей стороной в конфликте.

Предполагается, что выбор правильной стратегии взаимодействия третьей стороной в конфликте приведет к быстрому и компетентному решению проблем.

Задачи:

1.               Научный обзор источников;

2.               Определение стратегий в решении проблемы;

3.               Провести сравнение основных форм взаимодействия третьей стороной в конфликте.

В работе дана характеристика основных  стилей и форм конфликтного поведения. Так же их возможного решения. Впервые объедены в одну таблице достоинства недостатки стратегии взаимодействия третьей стороной в конфликте.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы в работе педагогов психологов, включены в тексты лекций по групповой психологии по теме выбор стратегии взаимодействия третьей стороной в конфликте.

Понятийный аппарат. Рассмотрим следующие определения: выбор, стратегия, взаимодействие, стратегия, сторона, конфликт.

Стратегия

Стратегия - в психологии - общий план, процедура ведения психологических исследований, терапии и пр.; искусство их проведения.[5]

Взаимодействие

Взаимодействие  в психологии - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.[5]

Выбор

Выбор — наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека. Выбор — свободный процесс становления причиной в настоящем одного из вариантов возможного будущего [2]

Сторона

Сторона, -ы, вин. сторону (сторону обл.), мн. стороны, сторон, сторонам, направление, пространство или местность, расположенные в каком-нибудь направлении от чего-нибудь. В стороне леса. Пошли в сторону леса. Пойти в разные стороны. Ветер с восточной стороны. С милого севера в сторону южную и т.д.

Конфликт

Конфликт — это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни [10]

 


Глава 1 Стили или стратегии конфликтного поведения

1.1    Понятия: Конфликт и стратегия

Понятия взаимодействия и понятие конфликта абсолютно разнополярны. Эти понятия разными авторами рассматриваются с разных сторон, и каждый их них дает свое определение. Рассмотрим поподробнее.

Взаимодействие - понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания. В понятии взаимодействия фиксируются прямые и "обратные" воздействия вещей друг на друга, обмены веществом, энергией и информацией между различными объектами, между организмами и средой, формы кооперации людей в различных ситуациях сотрудничества. Взаимодействие охватывает прямые и опосредованные отношения между объектами и системами. [14]

Взаимодействие — количественный результат, обусловленный соотношением между действием двух или нескольких   независимых переменных, выделенный в факторном эксперименте. Вычисляется как разность между различиями значений зависимой переменной, полученных при действии равных условий первой, второй и т. д. переменных, и иллюстрируется  графически. По графическому изображению взаимодействия выделяют три его вида: нулевое, или отсутствие взаимодействия, расходящееся  и пересекающееся взаимодействие;

взаимодействие 1-го порядка - взаимодействие между двумя независимыми переменными (факторами), взаимодействие 2-го порядка - взаимодействие трех независимых переменных и т. д.[6]

Взаимодействие - процесс непосредственного (межличностного) или опосредованного (средствами связи, материальными носителями культуры, информации и т.п.) воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную психическую обусловленность и связь. [11]

Взаимодействие  (Interaction) — взаимосвязь, при которой влияние одного фактора (например, биологического) зависит от другого фактора (например, от окружающей среды).[13]

Взаимодействие  в психологии - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт. Нужно иметь в виду, что эти виды - не только взаимодействие двух личностей: они происходят и между частями групп, и между целыми группами. Так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются.[5]

Взаимодействие — это статистический термин, характеризующий такую ситуацию, где влияние одной независимой переменной зависит от уровня влияния или состояния другой независимой переменной.[17]

Взаимное воздействие или влияние. В социальном взаимодействии – поведение одного выступает стимулом для поведения другого, и наоборот. В статистическом взаимодействии – эффекты двух (или более) переменных взаимозависимы; например, трудность задачи и уровень возбуждения часто взаимодействуют таким образом, что усиление возбуждения приводит к увеличению успешности решения простых задач, но уменьшает успешность решения трудных задач.[15]

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Большая советская энциклопедия 

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.

Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы. (общее определение) Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Конфликт — форма проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта и обусловлено противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями, осознаваемыми или неосознаваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие противоречия.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (=> конфликт, внутриличностный). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

1) либо противоречивые позиции сторон по какому - то поводу;

2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;

3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр. Конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Но, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный; далее он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный (-> конфликт продуктивный; организация: конфликт: тип). Как субъект взаимодействия в конфликте может выступать и отдельное лицо (конфликт внутриличностный), и несколько лиц (конфликт межличностный). В зависимости от конфликтной ситуации выделяются конфликты межгрупповые (-> дискриминация межгрупповая), межорганизационные (-> конфликт организационный), классовые, межгосударственные. В особую группу выделяются конфликты межнациональные (-> отношение межэтническое). [5]

Таким образом, можно сделать выводы.

1.                            Взаимодействие это  воздействие одного фактора на другой. Процесс взаимодействия проходит как минимум с двумя переменными или объектами.

2.                            Конфликт это противоречие, которое требует определенного решения.

Далее рассмотрим остальные понятия.

Выбор - духовно-практическая процедура, в ходе которой сознание личности осуществляет избирательное предпочтение одних ценностей и норм, отвергая другие. В сложных условиях цивилизованного существования с многообразием различных требований к человеку и с существованием альтернативных поведенческих моделей В. выступает как необходимый компонент социального поведения. Онтологическим основанием необходимости выбор является многообразие форм действительности, многогранность бытия, объективная противоречивость любой из реалий и невозможность человека охватить все сразу, овладеть всем сущим. Вынужденный ограничиваться чем-то одним, сосредоточиться на одном из фрагментов или элементов, он самой логикой бытия регулярно ставится перед необходимостью выбора. Аксеологическим основанием выбора выступает наличие свободы как социального пространства для интеллектуально-духовных маневров в ходе предположений, взвешиваний альтернативных возможностей, прогнозирования последствий, принятия гипотетических и окончательных решений. Способность достоверного прогнозирования хода событий является одним из критериев мудрости человека. Антропологическое основание выбора – это неоднозначность человеческой природы, синтезирующей в себе телесные, социальные, духовные начала. Каждая из этих ипостасей ориентирована на свой реестр ценностей и нормативов, которые могут соотноситься между собой на началах противоречивости, а то и взаимоисключения. При осуществлении выбора единое, интегральное человеческое «Я» вынуждено прислушиваться к требованиям каждой из своих ипостасей. Когда ему не удается синтезировать, свести в фокус все интенции и найти универсальное решение, устраивающее каждое из его частных «Я», Выбор чего-то одного становится неизбежен. В таких условиях очень важно определить меру всего, найти путь к гармонизации противоречивых сторон целостной ситуации для направленности выбора. [18]

Стратегия – это выбор компанией ключевых направлений своего развития, постановка глобальной цели с дальнейшей выработкой путей ее достижения.[19]

Сегодня цель любой стратегии – максимизация прибыли. Это – начало начал. Любая компания пытается стать первой в конкурентной борьбе, получить лучших клиентов и выгоднейших партнеров. Последовательность действий, предпринимаемых для достижения этих целей, и есть стратегия.[7]

Информация о работе Выбор стратегии взаимодействия третьей стороной в конфликте