Выбор стратегии взаимодействия третьей стороной в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Данная работа обращена к одной из наиболее актуальных современных проблем — урегулированию конфликтов посредством вмешательства третьей стороны.
Можно жить, обходясь без слова конфликт, но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как столкновение, разногласие, спор, схватка, борьба и т.п. И, наверное, нашлось бы какое-то слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Стили или стратегии конфликтного поведения
1.1 Понятия: конфликт и стратегия
1.2 Стили или стратегии конфликтного поведения
1.3 Конфликтное поведение и эмоциональное состояние
Глава 2. Разрешения конфликтов с помощью третьей стороны
2.1 Уровни конфликтов
2.2 Способы урегулирования конфликтов
2.3 Основные формы разрешения конфликтов с помощью третьей стороны
2.4 Психологический консалтинг
Заключение

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Различаются несколько возможных форм вмешательства третьей стороны.

Формы посредничества

1. Арбитраж

2. Консультирование

3. Фасилитация

4. Медиация

Медиаторство, медиация, или посредничество, при котором консультативные рекомендации не обязательно должны приниматься во внимание спорящими сторонами. Далее, это примирение, в котором акцент делается не столько на улаживании вопросов, сколько на процессе, с помощью которого конфликт прекращается. Еще одна форма вмешательства третьей стороны — это арбитраж, при котором рекомендации третьей стороны являются обязательными. Дойч добавляет к указанным формам рабочие группы по разрешению проблем и «советование». Медиаторство и примирение, как правило, либо вообще не различаются, либо относятся к одному и тому же типу вмешательства третьей стороны в спорную ситуацию — на том основании, что в обоих случаях ей принадлежат консультативные, рекомендательные функции (в отличие от арбитража). При этом примирение часто рассматривается как одна из разновидностей медиативного процесса. .

Фасилитация. Дж. Бертон предлагает отличать от медиаторства фасилитацию. Традиционная медиация обычно направлена на поиск и выдвижение разумных компромиссов, соглашений в процессе перехода от одной стороны к другой. Фасилитатор стремится помочь сторонам прийти к общему пониманию их отношений, ясно определить их отдельные цели и через облегченный анализ открыть варианты, которые удовлетворяют интересам всех. Фасилитатор может быть командой из четырех-пяти человек, которые работают в непосредственном контакте («лицом к лицу») со сторонами или создают такую ситуацию, используя прямой обмен текстами с помощью электронных средств

Р. Дарендорф указывает в качестве существенных параметров различий между разными формами урегулирования конфликтов с участием третьей стороны такие параметры, как добровольность/обязательность приглашения

третьей стороны и добровольность/обязательность принятия ее решений. [7]

Вышеизложенное можно оформить в таблицу.

 

Формы регулирования конфликтов (Р. Дарендорф, 1994)           Таблица 1

Приглашение третьей стороной

Принятие решения третьей стороной

Наименование

Добровольное

Добровольное

Посредничество

Обязательное

Обязательное

Добровольное

Арбитраж

Обязательное

Обязательный арбитраж

 

Арбитраж. В зависимости от степени контроля третьей стороной за принимаемым решением А.Я Анцупов и А.И. Шипилов выделяют несколько ее возможных ролей в разрешении конфликта: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель. Наибольшими возможностями обладает третейский судья, который выносит неоспариваемое решение. Арбитр также имеет право принять решение, однако оно может быть обжаловано сторонами. Посредник обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Функции помощника аналогичны, но, очевидно, с меньшими полномочиями. Наблюдатель выполняет роль сдерживающего начала во взаимодействии сторон. Целесообразность той или иной формы участия третьей стороны в разрешении конфликта определяется, прежде всего, особенностями конфликта.[2]

В настоящее время в рамках объектно-субъектного подхода известны две модели разрешения конфликта: модель арбитража и посредническая. Арбитр изучает суть проблемы, обсуждает ее с участниками конфликта, а затем выносит окончательное и обязательное для выполнения решение.

С.Е. Аксененко выделяет два способа разрешения конфликтов: «самообобщение», т. е. «создание условий для продуктивного обмена информацией в конфликте», и «вмешательство других лиц», окружающих, и прежде всего официальных. Подобный путь автор считает наиболее подходящим для использования в организаторской и педагогической работе [1].

Особо значимым фактором, воздействующим на успешность разрешения конфликта является присутствие посредника, который должен уметь сохранить (и внешне и внутренне) определенную нейтральность по отношению к позиции участника конфликта, не стать его «адвокатом», что исключит возможность посредничества. По мнению Дж. Макграта, ситуация переговоров, разрешение конфликта с участием посредника могут быть описаны как пространство трех основных разнонаправленных «сил», влияющих на поведение каждого из участников и преследующих цели:

1) отстоять позицию, которую поручено защищать;

2) найти согласие с противостоящей стороной;

3) выработать такое решение, которое было бы оценено как качественное и конструктивное посредником, представляющим ту социальную общность, в которую «вписан» конфликт.

Сам же посредник является объектом действия двух «сил», ставящих различные цели:

1) привести участников переговоров к той позиции, которая будет одобрена стоящей за ним социальной системой;

2) способствовать достижению согласия между сторонами. [12]

Консультирование. Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений «Авторы Психотерапевтической энциклопедии» считают, что в психологическом консультировании можно выделить, по меньшей мере, три основных подхода:

1) проблемно-ориентированное консультирование (consulting) направлено на анализ проблемы и ситуацию, внешние причины ее возникновения;

2)личностно-ориентированное консультирование (counseling) предполагает  анализ личностных детерминант возникновения проблемы у человека и работу с ними;

3) решение-ориентированное консультирование (solution talk) направлено, как явствует из его названия, на решение проблемы, поиск ресурсов и вариантов ее решения.

Особо подчеркивается, что при личностно-ориентированном консультировании консультант воздерживается от советов и организационной помощи при решении проблемы; тем самым предполагается, что другие виды консультирования их, очевидно, допускают принципы психологического посредничества.

При этом могут быть выделены следующие принципы психологического посредничества.

1. Посредник нейтрален, он не выносит собственных оценок и суждений, не присоединяется к сторонам конфликта.

2. Посредник работает с процессом и не влияет на характер принимаемых решений.

3. Посредник стимулирует переход участников обсуждения от конфронтации

к договоренностям.

4. Посредник обеспечивает защищенность участников переговоров.

5. Посредник несет ответственность за процесс, но не за характер принимаемых решений.

Психологическое посредничество направлено на процесс организации диалога между людьми, а не на принятие ими решений в сложной ситуации. Подобно тому, как это обсуждалось при описании традиционных форм психологической помощи, посредник исходит из невозможности влияния на конкретные решения человека. Только сами участники конфликтного взаимодействия в полной мере могут оценить приемлемость для них тех или иных способов преодоления кризиса в их отношениях

 

 

Достоинства и недостатки форм регулирования конфликтов     Таблица 2

 

Достоинства

Недостатки

Медиаторство

1, снижению конфронтации и усилению сотрудничества, а значит, и к смягчению противостояния и восстановлению отношений

2, как минимум два аспекта позитивного влияния

3, направленно на организацию диалога между сторонами

4, доверие сторон к медиативному процессу

1, нет конкретного решения проблемы, что может увеличить время поиска «истины»

2, если стороны не заинтересованы в решении конфликта, значит Медиаторство бесполезно

Арбитраж

1, В основном принимают решения несколько компетентных людей

2, Решение является обязательным к выполнению.

1, Принятие решения в пользу одной из сторон

2, Не возможность оспорить решение.

 

Медиатор

1, обеспечивает конструктивное решение проблемы

2, Затрагивает аспект взаимодействия участников ситуации

3, успешные техники, используемые медиатором

1, осуществляет лишь посредническую деятельность

2, начинает действовать только после приглашения

Арбитр

1, выявление и уяснение сути проблемы, предполагающее сбор и анализ информации, направленный на формулирование проблемы;

2, всестороннее рассмотрение альтернатив; выбор варианта решения на основе определенных критериев его эффективности.

1, принятие решения руководителем закрепляет его ответственность за реализацию и последствия этого решения.

2, решение проблемы конфликта руководителем затрагивает лишь его предметный слой, тем самым полного разрешения конфликта, предполагающего достижение соглашения между его участниками, не происходит

3, Анализ ситуации руководителем, направленный на установление «истины» и выработку собственной позиции

 

Достоинства и недостатки форм урегулирования конфликтов

Продолжение таблицы №2

Фасилитаторство

1, Помогает прийти к общему пониманию цели

2, Стремиться к удовлетворению интересов всех участников конфликта

1, Боязнь оценки и отвлечение внимания

Фасилитатор

1, команда из 4-5 человек

2, работа «лицом к лицу»

1, пристальное внимание к клиенту

Консультирование

1, путь создания новой ситуации и взаимодействия

2, практика

3, участие психолога в коммуникативном процессе

1, обязательный контакт с посредником

Консультант

1, посредник нейтрален

2, Обеспечивает защищенность участников переговоров

3, Посредник работает с конфликтом, а не влияет на характер принимаемых решений

1, В решении конфликта принимает участие только один посредник

 


2,4 Психологический консалтинг

Консалтинг - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в оценке, анализе и разработке обоснованных конкретных предложений по развитию и повышению эффективности бизнеса с учетом особенностей заказчика.

Зачем нужен консалтинг?

Консалтинговые услуги позволяют получить квалифицированную помощь профессионалов, решить многие проблемы организации, вывести ее на желаемый результат, создать новые конкурентные преимущества.

Направления:

1) Организационный консалтинг

2) Кадровый консалтинг

Основные темы консультирования

- организационная диагностика: оптимизация системы работы персонала

- оптимизация организационной структуры компании

- принципы и методы подбора, включая оценку профессионально личностных качеств (психодиагностика)

- возможности мотивации персонала

- обучение и развитие персонала

- методы аттестации персонала

- индивидуальный коучинг (индивидуальное консультирование и развитие) для топ и middle менеджмента

- внедрение клиентоориентированного подхода в работу сотрудников компании

- специальные формы обучения организация on job стажировок, обучение действием. [21]


Заключение

Определение ситуации как конфликтной, с одной стороны, опирается на знание этой ситуации, с другой стороны, на существующие у участников взаимодействия  когнитивные репрезентации (репрезентационные системы – те теоретические конструкты, которые создаются, чтобы объяснять мышление и действия живого организма) ситуаций разного типа, причем сила влияния обоих «источников» может различаться в зависимости от ситуации. Чем более определенным является знание ситуации, тем более реакции, которые она вызывает, приближаются к однотипным. Например, в случае возникновения опасности самые разные люди, независимо от их индивидуальных особенностей, отношения к жизни, убеждений и вкусов, часто поддаются панике, спасаются бегством, переживают эмоциональные потрясения. Хотя в их поведении и можно увидеть индивидуальные особенности, ситуация, в которой они оказались, настолько однозначна, что фактически не оставляет места разным субъективным интерпретациям.

Не существует ни одной стратегии, однозначно приемлемой в любой ситуации. Каждая стратегия хорошо срабатывает в конкретных обстоятельствах, определенных выше как условия эффективности стиля поведения. Большинство людей склонны употреблять привычные сценарии конфликтного взаимодействия, имея в репертуаре одну – две стратегии поведения, тогда как высокая конфликтологическая компетентность состоит в том, чтобы уметь варьировать ими и адекватно осуществлять выбор необходимой для данных отношений именно здесь и сейчас.

Информация о работе Выбор стратегии взаимодействия третьей стороной в конфликте