Взаимоотношения личности и коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной практической работы - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.
Практическая работа имеет три гипотезы: одну основную и две вспомогательных. Основная гипотеза предполагает, что ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы. Первая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет количество участников имеющих неблагоприятный статус в этой группе. Вторая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.

Содержание работы

Введение 2
1.Теоретическая часть. 4
1.1 Теория малых групп 4
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива. 5
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп. 5
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. 11
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив 15
1.3.1 Основной принцип человеческого общения 15
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений. 16
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии. 16
1.3.4 Типы конфликтов и их характеристика. 17
1.4 Метод социометрических измерений 17
1.4.1 История метода. 17
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи. 18
2.Эмпирическая часть. 19
2.1 Выбор методики 19
2.2 Реализация диагностических мероприятий 20
Социоматрица 22
Социограмма………………………………………………… …… 23
Тест на лидерство……………………………………… ……......25
2.3 Анализ и обсуждение полученных результатов 28
Обработка результатов. …28
2.4 Выводы по исследованию………………………………………………………31
Заключение………………………………………………...…………..32
Литература………………………………………………..……………34

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_Psikhologii_na_temu_Vzaimootn.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

    Отношения  в группах по мере их превращения  в коллективы  закономерно   изменяются. Сначала они бывают  относительно безразличными (люди,  не знающие или слабо знающие  друг  друга, не  могут  определённо  относится друг к другу),  затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться  в  коллективистские.  Всё это обычно происходит за сравнительно короткое время,  в течение  которого  индивиды, составляющие  группу,  не  могут измениться как личности.  У каждого человека есть  свои  положительные  и  отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей   стороной,  положительной или отрицательной,  он выступит  во взаимоотношениях с людьми,  зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в  данный момент времени.

    Согласно интеракционистской  теории личность, будучи внутренне   относительно устойчивой в своих   базовых  свойствах,  внешне  может  проявлять себя по-разному  в зависимости от складывающихся обстоятельств.  Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу,  тем более благоприятные условия она создаёт для проявления  лучших  сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отличается  от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений [5].

1.3.2  Личность  и группа. Проблема взаимоотношений.

В самом общем виде развитие личности можно представить  как  процесс  её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.  Этапы  развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности: 

Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих  в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.  Принеся с собой в новую группу всё, что составляет  его индивидуальность,  субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше,  чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами  деятельности, которыми владеют другие члены группы.

Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом  адаптации - тем,  что субъект стал таким,  "как все" в   группе и не удовлетворяемой на первом этапе  потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей  индивидуальности,  её фиксации. 

Детерминируется противоречиями между  сложившимися на предыдущей фазе  стремлением  субъекта  быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны,  и потребностью общности принять,  одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности,  которые ей импонируют,  соответствуют её ценностям,  стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны [5].

1.3.3 Проблема  общности в социальной психологии

      Для индивида,  входящего в группу, осознание  того, принадлежности к ней осуществляется  прежде  всего  через  принятие этих  характеристик,  т.е. через осознание факта некоторой психической общности с  другими  членами  данной  социальной группы.  Можно сказать,  что "граница" группы воспринимается как граница этой психической общности.  Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого "мы-чувства".  Это означает, что универсальным принципом  психического  оформления общности является различение для индивидов,  входящих в  группу,  некоторого  образования   "мы",  в отличие от другого образования "они".  "Мы-чувство" выражает потребность  отдифференцировать  одну  общность  от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе.   

    Специфика социально-психологического  анализа группы именно здесь и проявляется:  рассматриваются выделенные средствами социологии реальные  социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической  общностью, т.е.  позволяют  каждому  её члену идентифицировать себя с группой [3].

1.3.4 Типы конфликтов и их характеристика.

     По направленности  конфликты  делятся  на "горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные".  К "горизонтальным"  относятся  такие конфликты, в которых  не задействованы лица, находящиеся  в подчинении друг другу.  К "вертикальным" конфликтам относятся те из них,  в которых участвуют лица,  находящиеся в  подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены  и  "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие.  По значению для организации конфликты делятся на конструктивные   и деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда  оппоненты не выходят за рамки этических норм,  деловых отношений и разумных аргументов.  Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях:  когда одна из сторон упорно и жестко  настаивает  на  своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;  когда один из оппонентов прибегает к нравственно  осуждаемым методам борьбы,  стремится психологически подавить партнёра,  дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые – субъективными [2].

 

1.4 Метод социометрических измерений

1.4.1 История  метода.

     Термин  «социометрия» означает измерение  межличностных взаимоотношений в коллективе. Основоположник социометрии известные американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал это метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по мнению Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

     Внедрение  этого метода в исследования  советских психологов связано  с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л.  Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др. [3].

     Вместе  с официальной или формальной  структурой общения, отражающей  рациональную, нормативную, обязательную  сторону человеческих взаимоотношений,  в любой социальной группе  всегда имеется психологическая  структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и т.п. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.

       Для  социометрического исследования  важно, чтобы любая структура  неформального характера, хотим  мы этого или нет, всегда  в тех или иных отношениях  проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.

     Основная гипотеза: ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы.

    Вспомогательная гипотеза 1: на формирование психологического  климата в группе влияет количество  участников, имеющих благоприятный  статус в группе, наличие лидеров.

    Вспомогательная гипотеза 2: на формирование благоприятного климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.

   Цель: измерение степени  сплоченности-разобщенности в группе; выявление "социометрических  позиций", т.е. соотносительного  авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отверженный"; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

   Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Так же задачами являются диагностика межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования.

 

 

2. Эмпирическая  часть

2.1. Выбор методики

 

Методика диагностики  межличностных отношений и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено выбрана  не случайно. Социометрическая техника  применяется для диагностики  межличностных и межгрупповых отношений  в целях изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Также был выбран специальный тест на определения возможных лидеров в группе. Именно такая цель поставлена в практической работе [6].

 

2.2  Реализация диагностических мероприятий

Ход исследования

Социометрическая  процедура

     Для того чтобы использовать  количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия.

     Опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 человек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов.

     В моем эксперименте на каждый  вопрос надо было назвать 2-х членов группы, соответствующих, по мнению, отвечающего каким-либо качествам.

     Социометрическая процедура требует  от экспериментатора четкого  определения критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Результатом этого является карточка опроса. Её содержание составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень вопросов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.

      Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с членами группы, объяснить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометрической разминкой [6].

      

       В приведенных  ниже вопросах необходимо назвать  2-ух членов группы, чьи личные  качества соответствуют поставленному   вопросу. Тест состоит из 10 вопросов, каждый из которых включает 2 противоположных по смыслу вопроса.

 

 

Кто по-вашему мнению из группы может  оказывать влияние на окружающих?

1.

2.

Кто на ваш взгляд не оказывает  никакого влияния на окружающих?

1.

2.

Кому из группы вы могли бы доверить самую сокровенную мысль или  ценную вещь?

1.

2.

Кому бы вы не доверили самую сокровенную  мысль или вещь?

1.

2.

С кем из группы у вас никогда  не возникали конфликты?

1.

2.

С кем из группы у вас часто  случались конфликты?

1.

2.

Кого из своих одногруппников вы бы попросили о помощи в подготовке к занятиям?

1.

2.

Кого из своих одногруппников вы бы не попросили помочь в подготовке к занятию?

1.

2.

Кого из членов группы вы бы взяли  с собой в длительную поездку?

1.

2.

Кого из членов своей группы вы не взяли бы в длительную поездку?

1.

2.

Кто из членов группы лучше всего исполняет функцию лидера?

1.

2.

Кто из членов группы тяжело будет  исполнять обязанности лидера?

1.

2.

К кому в своей группе вы бы обратились в трудной жизненной ситуации за советом?

1.

2.

У кого из группы вы никогда не спрашивали совета?

1.

2.

Если бы все члены группы жили бы в одном общежитии, с кем  из группы

 вы хотели послиться в  одной комнате?

1.

2.

Если вашу группу расформируют, с  кем вам будет легче всего  расстаться?

1.

2.

Кого из группы вы пригласили бы к  себе на день рождения?

1.

2.

Кого из группы вы не хотели бы видеть  на своем дне рождения?

1.

2.

С кем из группы у вас налажено понимание?

1.

2.

С кем из группы у вас нет даже намека на понимание?

1.

2.

Информация о работе Взаимоотношения личности и коллектива