Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:47, курсовая работа
Цель данной практической работы - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.
Практическая работа имеет три гипотезы: одну основную и две вспомогательных. Основная гипотеза предполагает, что ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы. Первая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет количество участников имеющих неблагоприятный статус в этой группе. Вторая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.
Введение 2
1.Теоретическая часть. 4
1.1 Теория малых групп 4
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива. 5
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп. 5
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. 11
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив 15
1.3.1 Основной принцип человеческого общения 15
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений. 16
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии. 16
1.3.4 Типы конфликтов и их характеристика. 17
1.4 Метод социометрических измерений 17
1.4.1 История метода. 17
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи. 18
2.Эмпирическая часть. 19
2.1 Выбор методики 19
2.2 Реализация диагностических мероприятий 20
Социоматрица 22
Социограмма………………………………………………… …… 23
Тест на лидерство……………………………………… ……......25
2.3 Анализ и обсуждение полученных результатов 28
Обработка результатов. …28
2.4 Выводы по исследованию………………………………………………………31
Заключение………………………………………………...…………..32
Литература………………………………………………..……………34
Отношения
в группах по мере их
Согласно интеракционистской
теории личность, будучи внутренне
относительно устойчивой в
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:
Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.
Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.
Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны [5].
Для индивида,
входящего в группу, осознание
того, принадлежности к ней
Специфика социально-
По направленности конфликты делятся на "горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные". К "горизонтальным" относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К "вертикальным" конфликтам относятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие. По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые – субъективными [2].
Термин
«социометрия» означает
Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др. [3].
Вместе
с официальной или формальной
структурой общения,
Для
социометрического
Основная гипотеза: ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы.
Вспомогательная гипотеза
1: на формирование
Вспомогательная гипотеза 2: на формирование благоприятного климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.
Цель: измерение степени
сплоченности-разобщенности в
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Так же задачами являются диагностика межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования.
2. Эмпирическая часть
Методика диагностики
межличностных отношений и
Социометрическая процедура
Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия.
Опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 человек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов.
В моем эксперименте на каждый вопрос надо было назвать 2-х членов группы, соответствующих, по мнению, отвечающего каким-либо качествам.
Социометрическая процедура
Ход социометрических исследова
В приведенных
ниже вопросах необходимо
Кто по-вашему мнению из группы может оказывать влияние на окружающих? 1. 2. |
Кто на ваш взгляд не оказывает никакого влияния на окружающих? 1. 2. |
Кому из группы вы могли бы доверить самую сокровенную мысль или ценную вещь? 1. 2. |
Кому бы вы не доверили самую сокровенную мысль или вещь? 1. 2. |
С кем из группы у вас никогда не возникали конфликты? 1. 2. |
С кем из группы у вас часто случались конфликты? 1. 2. |
Кого из своих одногруппников вы бы попросили о помощи в подготовке к занятиям? 1. 2. |
Кого из своих одногруппников вы бы не попросили помочь в подготовке к занятию? 1. 2. |
Кого из членов группы вы бы взяли с собой в длительную поездку? 1. 2. |
Кого из членов своей группы вы не взяли бы в длительную поездку? 1. 2. |
Кто из членов группы лучше всего исполняет функцию лидера? 1. 2. |
Кто из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера? 1. 2. |
К кому в своей группе вы бы обратились в трудной жизненной ситуации за советом? 1. 2. |
У кого из группы вы никогда не спрашивали совета? 1. 2. |
Если бы все члены группы жили бы в одном общежитии, с кем из группы вы хотели послиться в одной комнате? 1. 2. |
Если вашу группу расформируют, с кем вам будет легче всего расстаться? 1. 2. |
Кого из группы вы пригласили бы к себе на день рождения? 1. 2. |
Кого из группы вы не хотели бы видеть на своем дне рождения? 1. 2. |
С кем из группы у вас налажено понимание? 1. 2. |
С кем из группы у вас нет даже намека на понимание? 1. 2. |