Взаимоотношения личности и коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной практической работы - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.
Практическая работа имеет три гипотезы: одну основную и две вспомогательных. Основная гипотеза предполагает, что ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы. Первая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет количество участников имеющих неблагоприятный статус в этой группе. Вторая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.

Содержание работы

Введение 2
1.Теоретическая часть. 4
1.1 Теория малых групп 4
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива. 5
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп. 5
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. 11
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив 15
1.3.1 Основной принцип человеческого общения 15
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений. 16
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии. 16
1.3.4 Типы конфликтов и их характеристика. 17
1.4 Метод социометрических измерений 17
1.4.1 История метода. 17
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи. 18
2.Эмпирическая часть. 19
2.1 Выбор методики 19
2.2 Реализация диагностических мероприятий 20
Социоматрица 22
Социограмма………………………………………………… …… 23
Тест на лидерство……………………………………… ……......25
2.3 Анализ и обсуждение полученных результатов 28
Обработка результатов. …28
2.4 Выводы по исследованию………………………………………………………31
Заключение………………………………………………...…………..32
Литература………………………………………………..……………34

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_Psikhologii_na_temu_Vzaimootn.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

Член группы поставленный на 1 место 3 балла, 2-ще место 2 балла.

Член группы поставленный на 1 место -3 балла. 2-ще место -2 балла.


 

Социоматрица

     Результаты ответов переносят  на так называемые  матрицы  выбора. Их число соответствует  числу критериев. Матрица выбора  является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавитного списка.

    

    Исходя  из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:

  

   

Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,

Ri- - отрицательные.

Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству.

Результаты  отношений испытуемых друг к другу  при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно, чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы. Для передачи содержания взаимодействий  выбирающих друг друга членов принята следующая символика:

 

 А  В (А выбирает В)



 А  В (А отвергает В)


 

 А  В (А выбирает В в первую очередь и С - во


C                    вторую)

 

 А  В (взаимный выбор)


 

  А    (изолированный член)



 А  В (А выбирает В, но В не выбирает А)


 

 А  В (триада, "ядро")


  С    


                 (Цепь при сотрудничестве и  при  


           А       B        C       D        E        определенных формах передачи


                                                                информации; при изоляции или

                                                              выпадении С цепь прерывается)

 


                         


          А        В                   Е                               (расщепленная цепь)


                                D  

 

    


 

В  С  (структура типа "звезда": при изоляции А

А   группа перестает функционировать,

D  Е  распадается)

 

 

 


  А - юноша,  А - девушка.   [5].

 

Социограмма

Социограмма наглядно показывает картину эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы длительное время.

Имеется около 30 индексов, которые, как следует  из социометрической литературы, могут характеризовать уровень межличностного общения в группе и некоторые групповые характеристики (сплоченность, интегративность, конфликтность и т.д.).

Упомянутые  индексы выводятся исключительно  на основе анализа коммуникативных связей в группе, и это не может не вызвать к ним настороженного отношения, так как количество выборов, полученное тем или иным индивидом, еще ничего не говорит о природе этих выборов – в стороне остается мотивационная сторона выбора. Конечно, каждую группу и как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия и общения её членов.

Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее  описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для  определения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими. Лежащая в основе социометрических исследований модель группы как эмоционально-психологического феномена не дает возможности осуществлять анализ межличностных отношений людей на основе определенных общественно определенных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и взаимных эмоциональных оценок и влечений. При таком сугубо специфическом подходе целенаправленная деятельность группы и её членов просто не принимается во внимание, не являясь объектом исследования и изучения.

Внешняя картина  внутригруппового взаимодействия может рассматриваться как следствие невидимых глубинных отношений между членами группы, но социометрия не приближает нас к выяснению причин предпочтения и изоляции [5].

В связи с  этим возникает важная социально  – психологическая задача, которая должна быть включена в социометрическое изучение - выявление мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, т. е. выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный (а также и любой другой) контакт с одними членами группы и отвергать других.

Благодаря введению методической процедуры  выделения мотивационного ядра возникает  возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к исследованию более глубинных его пластов. Под мотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Выявление мотивационного ядра предпочтительности оказывается полезным всякий раз, когда возникает вопрос, почему социометрическая картина в данной группе именно такова; почему такой –то член группы предпочитает такого – то; почему некоторая часть группы числится в категории "звезд", а другая – в категории "отверженных". Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально – личностных симпатий, но затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется – выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на её моральные и деловые качества.

    После этого членам группы был предложен тест, с целью выявить у них наличие или отсутствие качеств лидера.

 

Тест на Лидерство

      В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один [6].

 

Текст опросника

1. Часто ли вы бываете в  центре внимания окружающих? а)  да, б) нет. 

2. Считаете ли вы, что многие  из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да, б) нет.

3. Находясь на собрании людей,  равных вам по служебному положению,  испытываете ли вы желание  не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? а)  да, б) нет. 

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

а) да, б) нет.

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то? а) да, б) нет.

6. Случается ли, что вас называют  нерешительным человеком? а) да', б) нет. 

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

а) да, б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную  необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

а) да, б) нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие  в разговоре с людьми? а) да, б) нет. 

10. Доставляет ли вам удовольствие  видеть, что окружающие побаиваются  вас? 

а) да, б) нет.

11. Стараетесь ли вы занимать  за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? а) да, б) нет.

12. Считаете ли вы, что производите  на людей внушительное (импозантное)  впечатление? а) да, б) нет. 

13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да, б) нет. 

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

а) да, б) нет.

15. Случалось ли вам по личной  инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? а) да, б) нет.

16. Если то, что вы наметили, не  дало ожидаемых результатов, то вы:

а) будете рады, если ответственность  за это дело возложат на кого-нибудь другого;

б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.

17. Какое из этих двух мнений  вам ближе: 

а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете  работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать  острых дискуссий? а) да, б) нет. 

20. Когда вы были ребенком, часто  ли вы сталкивались с властностью  вашего отца? а) да, б) нет. 

21. Умеете ли вы в дискуссии  на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет.

22. Представьте себе такую сцену:  во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?

а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая  на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше  быть первым в деревне, чем  последним в городе». Справедлива  ли она? а) да, б) нет. 

24. Считаете ли вы себя человеком,  оказывающим влияние на других?

а) да, б) нет.

25. Может ли неудача в проявлении  инициативы заставить вас больше  никогда этого не делать? а)  да, б) нет. 

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? 

а) самый компетентный человек;

б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь  понять и по достоинству оценить  людей? 

а) да, б) нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину? а) да, б) нет. 

29. Какой из следующих двух  руководителей для вас предпочтительнее?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей  руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

а) коллегиальный, б) авторитарный.

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

а)да, б) нет.

32. Какой из следующих двух  «портретов» больше напоминает вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в  карман не полезет;

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя на  собрании и совещании, если  считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?

а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы  и поведение других людей делу, которым занимаетесь? а) да, б) нет.

35. Возникает ли у вас чувство  тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? а) да, б) нет.

36. Что бы вы предпочли? 

а) работать под руководством хорошего человека;

б) работать самостоятельно, без руководителя.

37. Как вы относитесь к утверждению:  «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?

а) согласен, б) не согласен.

38. Случалось ли вам покупать  что-либо под влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности? а) да, б) нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские  способности хорошими? а) да, б)  нет. 

40. Как вы ведете себя, столкнувшись  с трудностями? 

а) у меня опускаются руки;

б) у меня появляется сильное желание  их преодолеть.

41. Делаете ли вы упреки людям,  если они этого заслуживают?  а) да, б) нет. 

42. Считаете ли вы, что ваша  нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? а) да, б) нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения?

а) введу нужные изменения немедленно;

б) не буду торопиться и сначала  все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли вы прервать  слишком болтливого собеседника, если это необходимо? а) да, б) нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да, б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый  человек должен сделать что-либо  выдающееся?

а) да, б) нет.

47. Кем вы предпочли бы стать? 

а) художником, поэтом, композитором, ученым;

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее  слушать? 

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? а) да, б) нет.

50. Часто ли вы встречали людей  с более сильной волей, чем  ваша?  а) да, б) нет. 

Информация о работе Взаимоотношения личности и коллектива