Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:47, курсовая работа
Цель данной практической работы - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.
Практическая работа имеет три гипотезы: одну основную и две вспомогательных. Основная гипотеза предполагает, что ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы. Первая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет количество участников имеющих неблагоприятный статус в этой группе. Вторая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.
Введение 2
1.Теоретическая часть. 4
1.1 Теория малых групп 4
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива. 5
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп. 5
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. 11
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив 15
1.3.1 Основной принцип человеческого общения 15
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений. 16
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии. 16
1.3.4 Типы конфликтов и их характеристика. 17
1.4 Метод социометрических измерений 17
1.4.1 История метода. 17
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи. 18
2.Эмпирическая часть. 19
2.1 Выбор методики 19
2.2 Реализация диагностических мероприятий 20
Социоматрица 22
Социограмма………………………………………………… …… 23
Тест на лидерство……………………………………… ……......25
2.3 Анализ и обсуждение полученных результатов 28
Обработка результатов. …28
2.4 Выводы по исследованию………………………………………………………31
Заключение………………………………………………...…………..32
Литература………………………………………………..……………34
Обработка
результатов социометрического
изучения коллектива
Потом, соединив линиями выбора участников, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».
Следующий
этап работы – определение
диагностических показателей
а) социометрический статус человека в системе межличностных отношений.
Статус определяется числом полученных им выборов. Участники могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «звезды»:
2 – «предпочитаемые»
3 – «принятые» -
4 – «не принятые» - 1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого участника в группе. Иными словами, насколько человек желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему остальные участники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство участников группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе людей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства участников в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы участников, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);
г) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
д) половая дифференциация взаимоотношений.
В результате проведенного социометрического исследования в 78 группе с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:
Статусные категории каждого участника. В итоге: «звезды» - 3 человека, «предпочитаемые» - 2 человека, «принятые» - 3 человек, «не принятые» - 2 человека Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) - 50% . Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений , существующих в группе. КВ - 34% (из чего следует, что данная группа относится ко 3-ому уровню взаимности (высокий уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о достаточной сплоченности группы, т.е. в группе практически нет деления на разобщенные группировки. В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения "завязаны" именно на них, причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований, кроме последнего (тех участников, которые не получили не одного выбора, хотя и их выборы находят своего адресата во всех статусных уровнях). Причем мы заметили, что девушки и юноши не создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть, не наблюдается половая дифференциация в группе, что опровергает вспомогательную гипотезу 2. Из условного распределения людей на группы мы видим, что участники, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) – 25 процентов, т.е. данную группу можно отнести к неблагополучной.
Оценка результатов и выводы к тесту на лидерство.
В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.
Ключ: 1а, 2а, 36,4а, 5а, 6б,7а, 86,96,10а, 11а, 12а, 136,146,15а, 166,17а, 186,196,20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256,26а, 276,28а, 296,306, 31а, 32а, 336,34а, 356,366,37а, 386,39а, 406,41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а,476,48а, 496,506.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.
Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.
Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
И, наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.
В процессе проведения исследования мои гипотезы подтвердились не полностью, так как по полученным результатам мы видим, что на выбор участников совершенно не влияет пол. Возможно, зависит от меньшего количества участников мужского пола в коллективе. Ведущим мотивом является мотив межличностных отношений, и только на втором месте - деловой, что тоже говорит не в пользу выдвинутой мною основной гипотезы. Полностью подтвердилась лишь первая вспомогательная гипотеза, т.к. видно, что на выбор мотивов влияет неблагоприятный статус участников коллектива.
Изучение
природы межличностных
Проведенные
исследования также дают
Литература