Взаимоотношения личности и коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной практической работы - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.
Практическая работа имеет три гипотезы: одну основную и две вспомогательных. Основная гипотеза предполагает, что ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы. Первая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет количество участников имеющих неблагоприятный статус в этой группе. Вторая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.

Содержание работы

Введение 2
1.Теоретическая часть. 4
1.1 Теория малых групп 4
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива. 5
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп. 5
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. 11
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив 15
1.3.1 Основной принцип человеческого общения 15
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений. 16
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии. 16
1.3.4 Типы конфликтов и их характеристика. 17
1.4 Метод социометрических измерений 17
1.4.1 История метода. 17
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи. 18
2.Эмпирическая часть. 19
2.1 Выбор методики 19
2.2 Реализация диагностических мероприятий 20
Социоматрица 22
Социограмма………………………………………………… …… 23
Тест на лидерство……………………………………… ……......25
2.3 Анализ и обсуждение полученных результатов 28
Обработка результатов. …28
2.4 Выводы по исследованию………………………………………………………31
Заключение………………………………………………...…………..32
Литература………………………………………………..……………34

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_Psikhologii_na_temu_Vzaimootn.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

2.3. Анализ и обсуждение полученных результатов

Обработка результатов

    Обработка  результатов социометрического  изучения коллектива осуществляем следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице) мы фиксируем выборы участников. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым участником, которые подсчитываем  и записываем. Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Вначале чертим четыре концентрические окружности. Юношей изобразим в виде треугольников, девушек в виде кружков. Размещение людей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться люди, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.

     Потом, соединив  линиями выбора участников, мы  увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».

     Следующий  этап работы – определение  диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социометрический статус человека в системе межличностных отношений.

  Статус определяется числом полученных им выборов. Участники могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «звезды»:

2 – «предпочитаемые» 

3 – «принятые» -

4 – «не принятые» - 1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого участника в группе. Иными словами, насколько человек желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему остальные участники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство  участников группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе людей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства участников в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;

в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы участников, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.  По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);

г) индекс изолированности (ИИ).  Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;

д) половая дифференциация взаимоотношений.

     В результате проведенного  социометрического исследования в 78 группе с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:

       Статусные  категории каждого участника. В итоге: «звезды» - 3 человека, «предпочитаемые» - 2 человека, «принятые» - 3 человек,  «не принятые» - 2 человека      Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) - 50% .    Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности,  выражает различный характер отношений , существующих в группе. КВ - 34% (из чего следует, что данная группа относится ко 3-ому уровню взаимности (высокий уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о достаточной сплоченности группы, т.е. в группе практически нет деления на разобщенные группировки. В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения "завязаны" именно на них, причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований, кроме последнего (тех участников, которые не получили не одного выбора, хотя и их выборы находят своего адресата во всех статусных уровнях). Причем мы заметили, что девушки и юноши не создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть, не наблюдается  половая дифференциация в группе, что опровергает вспомогательную гипотезу 2. Из условного распределения людей на группы мы видим, что участники, которых  выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для  более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) – 25 процентов, т.е. данную группу можно отнести к  неблагополучной.

       

Оценка результатов  и выводы к тесту на лидерство.

В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.

Ключ: 1а, 2а, 36,4а, 5а, 6б,7а, 86,96,10а, 11а, 12а, 136,146,15а, 166,17а, 186,196,20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256,26а, 276,28а, 296,306, 31а, 32а, 336,34а, 356,366,37а, 386,39а, 406,41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а,476,48а, 496,506.

За каждый ответ, совпадающий с  ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.

Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась  равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

И, наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

 

2.4.  Выводы по исследованию

 

  1. В исследуемой группе большинство участников имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства участников коллектива в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе. Половая дифференциация в группе не наблюдается. Возможно, это связано с небольшим количеством юношей в коллективе. Коэффициент удовлетворенности своими взаимоотношениями довольно высокий. Индекс изолированности 25%, данную группу нельзя считать благополучной. В основе мотива выбора у девушек или юношей   находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым человеком. В данной группе  положение, как девушек, так и юношей благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
  2. Проведенный тест на лидерство показал, что студенты, у которых хорошо развиты качества лидера, в системе межличностных отношений также, в большинстве имеют хорошие, а иногда и высокие баллы.
  3. Необходимо изучить систему личных отношений в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого члена в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной деятельности тренера.
  4. Нельзя оставлять без внимания непопулярных участников коллектива. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе  межличностных отношений. Также необходимо тренеру пересмотреть свое личное отношение к этим людям.

Заключение

 

     В процессе проведения исследования мои гипотезы подтвердились не полностью, так как по полученным результатам мы видим, что на выбор участников совершенно не влияет пол. Возможно, зависит от меньшего количества участников мужского пола в коллективе. Ведущим мотивом является мотив межличностных отношений, и только на втором месте - деловой, что тоже говорит не в пользу выдвинутой мною основной гипотезы. Полностью подтвердилась лишь первая вспомогательная гипотеза, т.к. видно, что на выбор мотивов влияет неблагоприятный статус участников коллектива.     

     Изучение  природы межличностных отношений  непростая задача. Особенно сложно  она решаема в коллективах.  В своей работе мы попытались  решить одну достаточно важную  задачу – процесс влияния взаимоотношений между его участниками,  в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера.

    Проведенные  исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений, как в данном возрасте, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших  учебных заведений в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии – 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.
  2. Старобинский Э.Е., “Как управлять коллективом”, -М.: 1995г.
  3. Руденский Е.В., Социальная психология. Курс лекций. Москва - Новосибирск, 1999г.
  4. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. М., 2002г.
  5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е издание., Питер 2003г.
  6. Крылов А.А., С.А. Маничев. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е издание, «Питер» 2003г.

 

 

 





Информация о работе Взаимоотношения личности и коллектива