Взаимоотношения в семьях воспитывающие детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и апробация программы психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
Исследовать личностные особенности и особенности психоэмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы изучения отношений родителей и детей в психолого-педагогической литературе
Проблема отношений родителей и детей в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..8
Роль фактора отношений детей и родителей в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...13
Особенности семьи воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью …………………………………………………………………18
2 Ребенок с проблемами интеллектуального развития в семье
2.1 Положение ребенка в семье…………………………………………………22

2.2 Помощь специалиста в воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью в семье. ……………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.20 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

 

 

Кафедра коррекционной работы

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по курсу «Психолого-педагогическая диагностика»

 

Взаимоотношения в семьях воспитывающие детей с интеллектуальной недостаточностью

 

                                                  студентка 

педагогического факультета

 

________________________

                                                                                   (подпись, дата)

 

 

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

Швед Мария Войтеховна, 

 

_______________________

(подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

2014

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа  31 с., 26 источников.

 

Объект исследования: родители, воспитывающие детей с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования: личностные и эмоциональные характеристики родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью, и изменение их психоэмоционального состояния, на основании выявленных особенностей эмоционально-личностной сферы.

Цель исследования: разработка и апробация программы психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.

Актуальность проблемы настоящего исследования заключается, прежде всего, в необходимости определения особенностей личностно-эмоциональной сферы матерей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью и выявления взаимосвязи этих особенностей с отношением к детям. Актуальность определяется и практическими задачами, связанными с необходимостью разработки программы и технологии оказания эффективной психологической помощи родителям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью, как субъектам образовательного процесса в коррекционной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Теоретические основы  изучения отношений родителей  и детей в психолого-педагогической литературе

    1. Проблема отношений родителей и детей в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..8
    2. Роль фактора отношений детей и родителей в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...13
    3. Особенности семьи воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью …………………………………………………………………18

2 Ребенок с проблемами интеллектуального развития в семье

2.1 Положение ребенка в семье…………………………………………………22

 

2.2 Помощь специалиста в воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью в семье. ……………………………………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рост числа детей с проблемами развития, в том числе и интеллектуального является острой социальной проблемой современного общества. Напряжение, возникающее в процессе воспитания аномального ребенка, приводит к неудовлетворенности родителей выполнением своих функций, что в свою очередь, является причиной конфликтов в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии, внутриличностных конфликтов самих родителей и нарушения процесса общения с социумом. Таким образом, семья перестает быть институтом социализации проблемного ребенка, растет социальное сиротство. Задачи гуманизации, стоящие перед современным обществом, актуализируют вопросы психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.

В связи с социально важной задачей разработки технологий психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью ощущается необходимость изучения вопросов, связанных с проблемами семей, имеющей аномального ребенка, родительского отношения в этих семьях и создание программы комплексного психологического сопровождения.

Изучением вопросов, возникающих перед родителями, воспитывающими детей с проблемами в развитии, занимались многие специалисты (Б.Д.Корсунская, Г.А.Выготская, М.В.Ипполитова, А.Р.Маллер, Н.Л.Белопольская, Е.М.Мастюкова, Л.И.Солнцева, И.И.Мамайчук, В.Л. Мартынов, Г.В.Пятакова и др.). В их исследованиях чаще всего затрагивается аспект участия семьи в воспитании и развитии аномального ребенка. К настоящему времени имеются лишь единичные исследования, отражающие состояние родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии (Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго, В.А. Вишневский, Б.А. Воскресенский, В.В. Ткачева). Эти работы посвящены изучению особенностей постреактивных расстройств и их динамике при появлении в семье ребенка или ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Результаты исследований указывают на наличие серьезных нарушений во всех сферах проявления человека (эмоциональная сфера, проблемы общения с социумом, соматические нарушения), весь этот комплекс нарушений авторы определяют как родительский кризис. Уровень его тяжести зависит от ряда обстоятельств: степени выраженности дефекта ребенка, времени, прошедшего с момента постановки диагноза, личностных особенностей матерей и помощи, оказанной специалистами (психологами, дефектологами и т.д.), то есть самостоятельно, без помощи специалистов, родители не могут преодолеть этот кризис. На основании этого некоторые авторы (Майрамян Р.Ф. и др.) делают вывод о необходимости помещения ребенка с тяжелой патологией в специализированные государственные учреждения. Данный подход, по нашему мнению, является неприемлемым в свете принимаемых государством мер, направленных на преодоление проблемы социального сиротства, а также психологически неверен.

Трудности, с которыми сталкиваются родители детей с проблемами в развитии, чаще всего являются причинами их негативного отношения к своим детям. Вопросами изучения родительского отношения и его влияния на ребенка в нашей стране занимались психологи, социологи, психиатры и психотерапевты (В. И. Гарбузов, АЛ Захаров, ДЛ Исаев, А.А. Бодалев, В.В.Столин, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, А.С.Спиваковская, И.М.Марковская и др.). Все работы, посвященные данному вопросу, подтверждают выводы о прямой зависимости отношения родителей к детям от особенностей личности самих родителей, их состояния, жизненного опыта и, в меньшей степени, от особенностей детей.

Таким образом, существует противоречие между остротой проблемы, ее психотравмирующей значимостью и отсутствием разработанных технологий психологической помощи семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью.

Одним из путей психологической помощи данной категории населения является психологическое сопровождение. Идеологию и технологии психологического сопровождения разрабатывали такие специалисты, как И.А. Баева, М.Р. Битянова, Г.Р. Бардиер, А.В. Волосников, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, B.C. Мухина, Ю.В. Слюсарев и др. В современной науке еще не сложился единый методологический подход к определению сущности психологического сопровождения. Оно трактуется как вся система профессиональной деятельности психолога (Р. М. Битянова); общий метод работы психолога (Н. С. Глуханюк); одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога (Р. В. Овчарова).

Актуальность проблемы настоящего исследования заключается, прежде всего, в необходимости определения особенностей личностно-эмоциональной сферы матерей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью и выявления взаимосвязи этих особенностей с отношением к детям. Актуальность определяется и практическими задачами, связанными с необходимостью разработки программы и технологии оказания эффективной психологической помощи родителям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью, как субъектам образовательного процесса в коррекционной школе.

Объект исследования: родители, воспитывающие детей с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования: личностные и эмоциональные характеристики родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью, и изменение их психоэмоционального состояния, на основании выявленных особенностей эмоционально-личностной сферы.

Цель исследования: разработка и апробация программы психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи исследования:

  1. Исследовать личностные особенности и особенности психоэмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
  2. Исследовать особенности родительского отношения к детям с интеллектуальной недостаточностью.
  3. Указать положение ребенка в семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы изучения отношений родителей  и детей в психолого-педагогической  литературе

1.1 Проблема отношений родителей и детей в психолого-педагогической литературе

 

Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Е.Личко, Э.Г. Эйдемиллер, и др.). Проблема взаимоотношений родителей и детей является традиционной для отечественной и зарубежной психологии. В исследование данной проблемы внесли свой вклад А.Г.Ковалев, В.Леви, В.Я.Титаренко, а также зарубежные: Я.Корчак, К.Росс, В.Сатир, и др. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

В отечественной психологии основы исследования родительского отношения заложены Л.С. Выготским. Он показал, что в силу моторной, физиологической и психической незрелости ребенка, его путь к удовлетворению своих потребностей всегда проходит через отношение к близкому взрослому. Взаимодействие матери с младенцем с самых первых дней опосредует отношение ребенка к внешнему миру.

Большую ценность для понимания структуры и генезиса детско-родительских отношений представляют работы Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.С. Спиваковской, Л.И. Божович, А.В. Добрович, А.А. Бодалева, В.А. Петровского. В их работах отражены общие закономерности психического развития ребенка, природа детства, его периодизации, закономерности развития личности ребенка в системе отношений с взрослыми. В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий.

Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю каждая семья является уникальной, что, в свою очередь, обусловливает уникальность процесса семейных взаимоотношений. Специальные исследования показали, что характеристики членов семьи не являются постоянными и изменяются во времени по мере продвижения семьи по стадиям своего жизненного цикла: в семье появляются новые члены, из нее уходят взрослые дети. Меняется не только состав, но и возраст, и другие характеристики семьи. Эти изменения влияют на успешность семейных взаимодействий. [14; с. 175]

Культурный стиль семьи включает особенности, связанные с этническими и расовыми факторами, различиями в религиозной принадлежности, социально-экономическом и образовательном статусе. Культурный стиль является наиболее статическим компонентом семейной системы. Он непосредственно влияет на формирование семейного идеологического стиля, способов семейного взаимодействия и функциональных приоритетов.

Идеологический стиль семьи складывается из верований, убеждений, ценностных ориентиров и адаптивности поведения. Идеологический стиль является критерием в выборе способов адаптации семьи и сильно влияет на способность семьи успешно функционировать на протяжении всего жизненного цикла.

Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. [14; с. 175]

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. [14; с. 175]

Информация о работе Взаимоотношения в семьях воспитывающие детей с интеллектуальной недостаточностью