Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 14:57, курсовая работа
Цель исследования: разработка и апробация программы психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
Исследовать личностные особенности и особенности психоэмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы изучения отношений родителей и детей в психолого-педагогической литературе
Проблема отношений родителей и детей в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..8
Роль фактора отношений детей и родителей в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...13
Особенности семьи воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью …………………………………………………………………18
2 Ребенок с проблемами интеллектуального развития в семье
2.1 Положение ребенка в семье…………………………………………………22
2.2 Помощь специалиста в воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью в семье. ……………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30
Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка» либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.
Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности, а также с «фобией утраты ребенка». Гипертрофированный страх за ребенка передается от матери самому ребенку, формируя у него «избегающее» поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идет даже об элементах самостоятельности у ребенка.
Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.
Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери — необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.
Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.
Наиболее эффективными формами работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая психотерапия с матерями, работа с несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия
2.2 Помощь специалиста в воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью в семье
Оказывая помощь семье, специалист дает родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указывает его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчеркивая последние.
Он на примерах убеждает мать,
что больной ребенок, как это ни парадоксально,
является не столько обузой для нее, сколько
источником ее духовного роста. Ежедневное
общение с ним коренным образом меняет
ее мировоззрение, она становится гуманнее,
мудрее, осознавая, что все люди имеют
право на существование и любовь независимо
от того, похожи они или непохожи на других,
учатся они или нет. Такое «прозрение»
матери является благом для обоих — матери
и ребенка — и играет решающую роль в гармонизации
семейных отношений. Ребенок пробуждает
в матери ее творческое начало. Начиная
помогать собственному ребенку, она творчески
подходит к его воспитанию и делится своим
опытом с окружающими. .[15, c. 181]
Специалист напоминает родителям о необходимости сохранять физическое и психическое здоровье. Для этого полезно выполнять некоторые рекомендации относительно общего режима, а также владеть отдельными приемами аутогенной тренировки. Умение управлять своим дыханием (урежение дыхания) способствует регуляции эмоционального состояния, особенно в стрессовых ситуациях.
Специалист разъясняет родителям важность сохранения контактов с социальным окружением, что способствует социальной адаптации ребенка. При этом не стоит внушать ребенку, что он больной. Нужно использовать все средства, чтобы воспитать ребенка жизнерадостным, активным, уверенным в своих силах. Полезно хвалить его при посторонних, повышая его самооценку.
Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье, заботы о близких должно быть минимальным.
Родители должны организовать охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребенка. Режим освобождает ребенка и родителей от ненужных усилий. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения режима.
Важно, чтобы родители активно и систематически наблюдали за развитием своего ребенка с рождения. Это поможет своевременно обратить внимание на те особенности ребенка, по поводу которых следует посоветоваться со специалистами.
Полезно фиксировать в дневнике свои наблюдения и те приемы, которые оказались эффективными. Это поможет критически оценить свое отношение к ребенку, учесть успехи и неудачи.
Надо учитьребенка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить ребенка с различными явлениями окружающего мира в естественных для них условиях. Ребенок должен знать, где и как покупается еда, уметь самостоятельно покормить другого и т. д. Предметы познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда.
Малыша побуждают не только отвечать на вопросы, но и делать умозаключения, оценивать свои и чужие действия, рассказывать. В процессе такого воспитания у ребенка развиваются познавательная деятельность, внимание, мышление, память, речь, необходимые навыки и умения. Вся деятельность детей должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. В игре с ребенком мама комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).
Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:
—постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
— создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;
— формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.
Это будет способствовать социальной
адаптации ребенка и предупреждению формирования
патологического поведенческого стереотипа.
Критерием правильного воспитательного
подхода может служить состояние психофизиологического
комфорта у ребенка и остальных членов
семьи. .[15, c. 185]
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам детско-родительских отношений, семейного воспитания, типов родительского отношения определил важное значение семьи в формировании личности ребенка, ее первостепенную роль в дальнейшей его социализации. В психологических исследованиях семья рассматривается как система, каждый член которой влияет на других и испытывает на себе их ответное влияние. Семья определяет некоторые свойства и особенности, входящих в нее членов, поэтому при анализе семьи как системы важны все типы отношений. Тип осуществляемого родителями воспитания - родительская установка - является немаловажным фактором, от которого во многом зависит дальнейшая социализация ребенка в обществе. Анализ по изучаемому вопросу убеждает нас в том, что проблемы, связанные с воспитанием ребенка с интеллектуальной недостаточностью влекут за собой нарушения эмоциональной и социальной сферы родителей и семьи в целом, что ведет к искажению родительского отношения к детям. Если семья не оказывает необходимой поддержки в развитии в этот момент, то позднее влияние искажённых эмоциональных связей проявляется как в социальных отклонениях поведения ребёнка, так и в расстройствах личностного развития.
Семейное воспитание содержит значительный педагогический потенциал, который может и должен быть использован в устранении нарушений развития эмоциональной и познавательной сфер личности ребенка. Он заключается в организации социально и личностно значимой, эмоционально привлекательной, воспитывающей и развивающей совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой складывается педагогически эффективное детско-родительское взаимодействие.
Тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности: педагогически эффективное взаимодействие со своими детьми с в состоянии организовать лишь родители с высоким уровнем сформированности готовности к такому взаимодействию, т.е. в полной мере владеющие знаниями природы задержки психического развития и особенностей ее проявления, адекватно воспринимающие таких детей, эмоционально-позитивно относящиеся к ним и стремящиеся помочь в преодолении трудностей, обусловленных отставанием психического развития, способные организовать их развивающую совместную деятельность.
ебенок с интеллектуальной недостаточностью проходит специфический путь развития, и это особый процесс присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых. Социальная среда (в данном случае внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка с родителями возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности, в том числе и личностные качества.
В связи с увеличением в последние десятилетия количества детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, осложненную сопутствующими нарушениями, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, где он воспитывается. Социальная адаптация напрямую зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии аномального ребенка.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Это является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь, матерью. Переживания, выпавшие на долю, матери проблемного ребенка, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах, психическом и эмоциональном напряжении. Все это в свою очередь отражается и на развитии ребенка и на его самочувствии.
Все надежды связанные с рождением ребенка рушатся, семья замыкается на своих проблемах, ограничиваются социальные контакты семьи, развивается комплекс неполноценности.
Оказание психологической поддержки такой семье - первоочередная задача психолога. Особо нуждается в ней мать ребенка. Работа психолога должна быть направлена на то, чтобы помочь женщине сориентироваться на активную помощь ребенку. Воспитание ребенка с проблемами в развитии требует больших физических и духовных сил.
Так как, психологическое состояние матери напрямую связано с имеющимся у ребенка нарушением и эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены, то психокоррекционная работа проводилась как с родителями, так и с детьми. Данная проблема мало изучена, но является актуальной в связи с ростом числа детей, имеющих сложные нарушения развития. Решение психологических проблем в семьях, имеющих детей-инвалидов особо актуально на сегодняшний день в связи с увеличением количества детей с отклонениями в развитии.
Список литературы
1 Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // "Дошкольное воспитание". 2002. № 9. С. 52-58.
2 Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М.: Просвещение, 2000.
3 Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка?: книга для родителей- 2 издание - М.Дрофа 2008 г.
4 Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного учреждения.//Дефектология.- 1994. - №4
5 Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. Т. 4.
6 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т., Т. 3, М.: АпрельПресс, 2005. - 564 с.
7 Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // "Дошкольное воспитание". 1998. №2. С.67.
8 Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для вузов. М.: "Академия", 2002. 272с.
9 Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и сред. Спец. учеб. Заведений. М.: ТЦ «Сфера». 2000г.
10 Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003.-374с.
11 Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. Вопросы психологии, № 1, 2007. - с. 13 - 23.
12 Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация. М.: ПЭРСЭ, 2008. - 186 с.
13 Куликова Т.А. Семейная педагогика
и домашние воспитание: Учебник для студ.сред.пед.учебзаведений.-
14 Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992
15 Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии - М., Владос, 2004
16 Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей. Дефектология, №2, 2007. - с. 38.
17 Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - с. 28 - 36.
Информация о работе Взаимоотношения в семьях воспитывающие детей с интеллектуальной недостаточностью