Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа
Задачи:
1. Подборка литературы по данной проблеме.
Раскрыть понятие «Творческие способности» и «Компьютерная зависимость»
Провести диагностику у подростков с творческими способностями на выявление компьютерной зависимости.
Выявить взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.
Творческие способности как средство развития личности подростка.
Компьютерная зависимость у подростков.
Взаимосвязь творческих способностей и компьютерной зависимости.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Диагностика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.
2.1. Методики выявления компьютерной зависимости.
2.2. Обработка и анализ результатов диагностики компьютерной зависимости у творческих подростков.
2.3. Профилактика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Нижнетагильская
социально-педагогическая академия»
Кафедра психологии
Курсовая работа
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
Выполнил: студент 31 группы ФСИ
Руководитель: к.психол.н.,
доцент кафедры психологии
Дьяченко Елена Анатольевна
Нижний Тагил
2013
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Диагностика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.
2.1. Методики выявления компьютерной зависимости.
2.2. Обработка и анализ
результатов диагностики
2.3. Профилактика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Появление таких неизвестных
ранее зависимостей, как компьютерная
зависимость и Интернет-
В большей степени компьютерными
аддиктами становятся дети и подростки,
имеющие нестабильные и конфликтные
семейные и школьные отношения, не приверженные
никаким серьезным увлечениям. Именно
они находят в виртуальном
мире отдушину и считают свои успехи
в компьютерной игре достаточными для
самоутверждения и для
Так же под «шапку» компьютерной
зависимости попадают дети, с широко
развитыми творческими
Таким образом, в рамках данного исследования была поставлена цель: изучить особенности взаимосвязи творческих способностей и компьютерной зависимости у подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи творческих способностей и компьютерной зависимости у подростков.
Задачи:
1. Подборка литературы по данной
проблеме.
Методы исследования: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, опросные методы, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся, метод экспертных оценок, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования: результаты работы могут оказать методическую помощь по организации учебного процесса на уроках музыки направленного на развитие творческих способностей в практической работе школы.
Глава 1. Теоретические
аспекты взаимосвязи
Способности - это индивидуальные
психологические особенности
Развитие способностей является сложным процессом. Каждая специальная способность проявляется в своё время. Так, раньше всего проявляются музыкальные способности, художественные способности проявляются позже и наиболее ярко выражены в 13-14 лет, в детские годы проявляются также литературные, математические и прочие способности.
Подростковый возраст
является сложным периодом для развития
творческих способностей. Подростки
стремятся к
Изучение основных аспектов развития способностей выявляет два ключевых условия развития творческих способностей подростков [1].
Первое условие проявляется
в зависимости, которую сформулировал
А. Н. Лук: «… если учитель обладает
высшими творческими
Второе условие, по мнению В. А. Левина [3], заключается в том, что для развития способности к творчеству необходимо развивать творческую деятельность, а не сводить обучение только к овладению знаниями, умениями и навыками. В противном случае многие качества творческой личности (художественный вкус, стремление к новому, чувство прекрасного и др.) остаются невостребованными и прекращают развиваться.
Актуальность развития творческой
деятельности именно в подростковом
возрасте обусловлена ещё и тем,
что подросток стремится к
решению максимально трудных
для него задач. При этом следует
помнить, что в подростковом возрасте
ведущей деятельностью
Современные представления
об организации и развитии творческой
деятельности подростков основываются
на использовании в учебном
Применение проблемных ситуаций (ситуаций затруднения) в учебном процессе обеспечивает включение подростков в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение специально созданных учителем проблем. Однако не всякая проблемная ситуация содержит творческую задачу. Например, ситуация выбора из двух или более известных ученику способов решения относится к проблемным, хотя не предполагает решения творческих задач. Творческая задача возникает только тогда, когда ученику необходимо найти новый для него способ, сформулировать новое знание, применить что-то уже известное в принципиально новых условиях.
Итак, можно выделить следующие пути развития творческих способностей подростков [2]:
Таким образом, творческие способности подростков являются одним из основных способов актуализации важной для данного возраста потребности – потребности в самовыражении, следовательно, являются одним из основных средств развития личности подростка, в целом.
1.2. Компьютерная зависимость у подростков
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером [14]. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом изменения собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.
По данным российских психологов [14] от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.
Одной из причин формирования
компьютерной зависимости у подростка
является жажда приключений, которые
ребенок может получить в различных
компьютерных играх. Другой причиной может
стать детская безнадзорность, т.
е. родители настолько заняты решением
своих проблем, что у них совершенно
не хватает времени на ребенка. Такие
родители не интересуются успехами в
школе, чувствами и переживаниями
ребенка, они не знают, чем живет
их ребенок и что он хочет. Они
просто купили ему компьютер, считая,
что таким образом выполнили
свой родительский долг. И ребенок
имеет полную свободу действий, он
предоставлен сам себе. Следующей
причиной могут стать постоянные
ссоры между родителями или лицами,
их заменяющими. В таких семьях царит
эмоционально-психологическое
Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности. Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.
Если ребенка не устраивает его семья, а именно, отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.
Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.
В итоге нужно сказать,
что все эти причины приводят
к уходу ребенка от проблем
повседневной жизни в новую, неизведанную
и манящую реальность. Зачастую,
когда дети погружаются в виртуальный
мир, они не могут ему сопротивляться.
Подростки и дети еще не имеют
необходимых психологических
Информация о работе Взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков