Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа
Задачи:
1. Подборка литературы по данной проблеме.
Раскрыть понятие «Творческие способности» и «Компьютерная зависимость»
Провести диагностику у подростков с творческими способностями на выявление компьютерной зависимости.
Выявить взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.
Творческие способности как средство развития личности подростка.
Компьютерная зависимость у подростков.
Взаимосвязь творческих способностей и компьютерной зависимости.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Диагностика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.
2.1. Методики выявления компьютерной зависимости.
2.2. Обработка и анализ результатов диагностики компьютерной зависимости у творческих подростков.
2.3. Профилактика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список литературы.
Таким образом, в искусстве компьютер играет не последнюю, но и не решающую роль. Вначале нужно научиться владеть техникой искусства, что называется, вручную и лишь потом самостоятельно для себя решить, какой из этапов творчества автоматизировать.
Однако, в силу своей заразительности
компьютер для творческого
Вывод по первой главе.
Подростки, которые проводят
весь день за компьютером, зачастую не
понимают, что жизнь идет, а виртуальная
реальность затягивает их всё в более
«глубокую пропасть», заманивая
различными героями, спасающие мир
от врагов, а так же многообразием
якобы живых существ, в принципе
не существующих в природе. Подростки
же, имеющие склонности к творческим способностям
так же могут подвергаться компьютерной
зависимости, зачастую забывая о своих
талантах, теряя интерес к общественной
жизни. Но есть и такие, которые используют
компьютер в целях самосовершенствования,
например: ребенок может заниматься компьютерной
графикой, дизайном, музицированием проводя
за работой много часов. Тут то и разница,
либо ребенок только и делает, что играет
в игры, или же совершенствует свои творческие
способности, пускай даже и с помощью персонального
ПК.
Глава 2. Диагностика
компьютерной зависимости у подростков
с творческими способностями.
2.1. Методики выявления компьютерной зависимости.
В качестве объекта исследования были взяты учащиеся 5 класса Детской музыкальной школы №1 г. Нижнего Тагила. Подростки были продиагностированы по тесту Л. Н. Юрьевой на выявления компьютерной зависимости.
Ф.И.О. |
Профиль |
Использование компьютера, в качестве музицирования. |
|
Фортепиано |
Да |
|
Фортепиано |
Да |
|
Баян |
Нет |
|
Хоровое пение |
Нет |
|
Хоровое пение |
Нет |
|
Аккордеон |
Нет |
|
Гитара |
Да |
|
Гитара |
Нет |
|
Фортепиано |
Нет |
|
Аккордеон |
да |
Способ скриннинговой
диагностики компьютерной зависимости.
(Л. Н. Юрьева).
В основу изобретения была поставлена
задача создать такой
способ скрининговой диагностики
компьютерной зависимости, который
путем адаптации вариантов ответов
к национальной социально-общественной
сфере деятельности повышает объективность
конечного результата при использовании.
Способ содержит 11 вопросов
относительно проявлений
эмоционального состояния личности за компьютером или в Интернете, рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия, количества времени пребывания за компьютером и материальных расходов, связанных с этим, волевых свойств, ощущений, получаемых во время провождения компьютерного досуга, ассоциативного характера восприятия получаемого удовольствия, влияния увлечения компьютером на социально-бытовые обязанности, роли социальных обязательств в повседневном быте, влияния компьютера на психофизическое состояние, режим сна и бодрствования. При этом возможным ответам «никогда», «редко», «часто» или «очень часто» присваивают баллы 1, 2, 3 и 4, соответственно. При оценке результатов оценивают стадию сформированной компьютерной зависимости, если сумма составляет 38 и больше баллов;
— стадию риска компьютерной зависимости, если сумма
достигает 23-37 баллов;
— стадию увлеченности, если сумма равняется 16-22 баллам;
— отсутствие риска развития компьютерной зависимости,
если 15 баллов и меньше.
Отличительными
признаками предложенного
именно — «редко» и «часто», как дополнительных оценочных
критериев, присвоение баллов, например от 1 до 4, как показателей симптоматических проявлений компьютерной зависимости.
Это выводит ожидаемые ответы к более достоверной области,
содействует гибкой интерпретации состояния личности, поэтому позволяет дать объективный конечный результат.
Косвенным образом результаты тестирования позволяют
выделить «группу риска» с признаками компьютерной зависимости с целью применения эффективных профилактических программ, которые направлены на предупреждение развития психических и поведенческих расстройств.
Использование способа в психиатрии доказало, что оценка
эмоционального состояния, волевых качеств, потребительских
аспектов, способностей контролировать поведение, физического и психологического влияний на пользователя, которые отражены в вопросах при помощи расширенного ряда «адаптированных» показателей симптоматики компьютерной зависимости, позволяет дифференцировать исходные данные между стадиями «зависимости», «увлечения» и «риска возникновения», что информирует о повышении объективности
результатов диагностики.
Таким образом, внедрение данного
способа поможет проводить
эффективную скрининг-диагностику компьютерной
зависимости как среди отдельных
личностей, так и в группе
пользователей компьютерными
технологиями, а также одновременно
оценить эмоциональное
состояние личности, ее волевые свойства,
способности
к самоконтролю поведения, физическое
и психологическое состояние. Высокая
объективность конечного результата,
которая обусловлена адаптацией
вариантов ответов к национальной социально-общественной сфере деятельности посредством весьма простых средств, информирует о соответствии предложенного решения задачи диагностики .
1. Как часто Вы ощущаете
оживление, удовольствие, удовлетворение
или облегчение, находясь за компьютером
(в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень
часто
2. Как часто Вы предвкушаете
пребывание за компьютером (в
сети), думая и размышляя о том,
как окажетесь за компьютером,
откроете определенный сайт, найдете
определённую информацию, заведете
новые знакомства?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень
часто
3. Как часто Вам необходимо
всё больше времени проводить
за компьютером (в сети) или
тратить все больше денег для
того, чтобы получить те же
ощущения?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень
часто
4. Как часто Вам удаётся
самостоятельно прекратить
(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень
часто
5. Как часто Вы чувствуете
нервозность, снижение
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень
часто
6. Как часто Вы ощущаете
потребность вернуться за
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень
часто
7. Как часто Вы пренебрегаете
семейными, общественными
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень
часто
8. Как часто Вам приходится
лгать, скрывать от родителей
или преподавателей количество
времени, проводимого за
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень
часто
9. Как часто существует
актуализация или угроза
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень
часто
10. Как часто Вы отмечаете
физические симптомы, такие как:
онемение и боли в кисти
руки, боли в спине, сухость
в глазах, головные боли; пренебрежение
личной гигиеной, употребление пищи
около компьютера?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень
часто
11. Как часто Вы отмечаете
нарушения сна или изменения
режима сна в связи с частой
работой за компьютером (в
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень
часто
До 15 баллов — 0 % риска развития
компьютерной зависимости;
16-22 балла — стадия увлеченности;
23-37баллов — риск развития компьютерной
зависимости (необходимость проведения
профилактических программ в последующем);
более 38 баллов — наличие компьютерной
зависимости!
2.2. Обработка и
анализ результатов
Проведя тестирование на выявление компьютерной зависимости у подростков, учащихся в детской музыкальной школе были выявлены следующие результаты:
Ф.И.О. |
Кол-во баллов |
Развитие компьютерной зависимости |
|
15 |
0% риска развития компьютерной зависимости |
|
12 |
0% риска развития компьютерной зависимости |
|
37 |
Риск развития компьютерной зависимости |
|
28 |
Риск развития компьютерной зависимости. |
|
13 |
0% риска развития компьютерной зависимости |
|
16 |
Стадия увлеченности. |
|
29 |
Риск развития компьютерной зависимости. |
|
40 |
Наличие компьютерной зависимости. |
|
18 |
Стадия увлеченности. |
|
22 |
Стадия увлеченности. |
В ходе исследования выяснилось,
что подростки, обучающиеся в
музыкальной школе менее
2.3. Профилактика
компьютерной зависимости у
В большинстве случаев людей, которые больны «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками. Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными.
Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости. [12]
Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя недостаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение.
Специалисты рекомендуют родителям использовать следующие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости:
1. Показывать личный
2. Ограничить время работы
с компьютером, объяснив, что компьютер
— не право, а привилегия, поэтому
общение с ним подлежит
3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, и фа в шахматы и т. д.) .
Информация о работе Взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков