Взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Подборка литературы по данной проблеме.
Раскрыть понятие «Творческие способности» и «Компьютерная зависимость»
Провести диагностику у подростков с творческими способностями на выявление компьютерной зависимости.
Выявить взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков.
Творческие способности как средство развития личности подростка.
Компьютерная зависимость у подростков.
Взаимосвязь творческих способностей и компьютерной зависимости.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Диагностика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.
2.1. Методики выявления компьютерной зависимости.
2.2. Обработка и анализ результатов диагностики компьютерной зависимости у творческих подростков.
2.3. Профилактика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.56 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в искусстве  компьютер играет не последнюю, но и  не решающую роль. Вначале нужно  научиться владеть техникой искусства, что называется, вручную и лишь потом самостоятельно для себя решить, какой из этапов творчества автоматизировать.

Однако, в силу своей заразительности  компьютер для творческого подростка  может стать одним из основных средств создания произведения, проведения досуга, общения, все более и более  погружая в свой мир. И если на начальном  этапе использование компьютера может носить только прагматический характер, то постепенно – вызывать зависимость. И особенно это касается подростка, психика которого еще  неустойчива, критичность у которого еще недостаточно развита.

 

Вывод по первой главе.

 

 

Подростки,  которые проводят весь день за компьютером, зачастую не понимают, что жизнь идет, а виртуальная  реальность затягивает их всё в более  «глубокую пропасть», заманивая  различными героями, спасающие мир  от врагов, а так же многообразием  якобы живых существ, в принципе не существующих в природе. Подростки же, имеющие склонности к творческим способностям так же могут подвергаться компьютерной зависимости, зачастую забывая о своих талантах, теряя интерес  к общественной жизни. Но есть и такие, которые используют компьютер в целях самосовершенствования, например: ребенок может заниматься компьютерной графикой, дизайном, музицированием проводя за работой много часов. Тут то и разница, либо ребенок только и делает, что играет в игры, или же совершенствует свои творческие способности, пускай даже и с помощью персонального ПК.  
Глава 2. Диагностика компьютерной зависимости у подростков с творческими способностями.

2.1. Методики выявления компьютерной зависимости.

 

В качестве объекта исследования были взяты учащиеся 5 класса Детской  музыкальной школы №1 г. Нижнего  Тагила. Подростки были продиагностированы по тесту Л. Н. Юрьевой на выявления компьютерной зависимости.

Ф.И.О.

Профиль

Использование компьютера, в качестве музицирования.

  1. Тишенков Р.А.

Фортепиано

Да

  1. Зигматуллин Д.Е.

Фортепиано

Да

  1. Воробьев Е.В.

Баян

Нет

  1. Узких А.С.

Хоровое пение

Нет

  1. Петрунина Е.П.

Хоровое пение

Нет

  1. Коробков Е.А.

Аккордеон

Нет

  1. Голубка И.О.

Гитара

Да

  1. Чулков Н.С.

Гитара

Нет

  1. Долгодворова А.А.

Фортепиано

Нет

  1. Щербаков Л.А.

Аккордеон

да


 

 

Способ скриннинговой  диагностики компьютерной зависимости. 
(Л. Н. Юрьева). 
В основу изобретения была поставлена задача создать такой

способ скрининговой диагностики   компьютерной   зависимости, который   путем адаптации  вариантов  ответов  к национальной социально-общественной сфере деятельности повышает объективность конечного   результата при использовании. 
Способ   содержит  11 вопросов   относительно   проявлений

эмоционального   состояния   личности  за компьютером или в Интернете, рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия       удовольствия,   количества времени пребывания за компьютером   и   материальных   расходов, связанных с этим, волевых свойств, ощущений,  получаемых во время   провождения  компьютерного досуга,     ассоциативного  характера восприятия  получаемого   удовольствия,      влияния     увлечения компьютером на социально-бытовые обязанности, роли социальных обязательств в повседневном быте, влияния компьютера на  психофизическое состояние, режим сна и бодрствования. При этом возможным ответам «никогда», «редко»,  «часто» или «очень часто» присваивают баллы   1, 2,  3   и 4, соответственно. При   оценке     результатов    оценивают   стадию сформированной компьютерной зависимости, если сумма составляет 38 и больше баллов;

    —   стадию   риска   компьютерной          зависимости,   если   сумма 

достигает  23-37  баллов;

    — стадию увлеченности, если сумма равняется   16-22 баллам;

    — отсутствие   риска   развития   компьютерной   зависимости, 

если 15 баллов и меньше.

    Отличительными  признаками предложенного способа  является     использование  промежуточных вариантов ответов, а

именно  — «редко»   и   «часто»,  как дополнительных   оценочных

критериев, присвоение баллов, например от 1 до 4, как показателей  симптоматических проявлений компьютерной зависимости.

Это   выводит  ожидаемые   ответы   к   более  достоверной   области,

содействует гибкой интерпретации  состояния личности, поэтому позволяет  дать объективный конечный результат.

    Косвенным образом результаты    тестирования позволяют

выделить «группу риска» с признаками компьютерной зависимости   с   целью   применения эффективных профилактических программ,   которые   направлены   на   предупреждение   развития психических и поведенческих расстройств.

    Использование  способа в психиатрии доказало, что оценка 

эмоционального состояния, волевых качеств, потребительских 

аспектов,  способностей  контролировать поведение, физического   и   психологического влияний на пользователя, которые отражены в вопросах при помощи расширенного ряда «адаптированных» показателей симптоматики компьютерной зависимости,  позволяет дифференцировать  исходные данные между стадиями «зависимости», «увлечения» и «риска возникновения»,  что   информирует о повышении       объективности

результатов диагностики. 
   Таким образом, внедрение данного способа поможет проводить     эффективную скрининг-диагностику компьютерной зависимости  как   среди   отдельных   личностей,  так   и   в   группе пользователей   компьютерными   технологиями,  а   также   одновременно       оценить     эмоциональное        состояние личности, ее волевые   свойства,   способности          к самоконтролю поведения, физическое и психологическое состояние. Высокая объективность конечного результата,   которая   обусловлена   адаптацией

вариантов  ответов   к   национальной   социально-общественной сфере деятельности   посредством   весьма   простых средств,  информирует  о соответствии  предложенного   решения  задачи диагностики .

 

1. Как часто Вы ощущаете  оживление, удовольствие, удовлетворение  или облегчение, находясь за компьютером  (в сети)?  
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

2. Как часто Вы предвкушаете  пребывание за компьютером (в  сети), думая и размышляя о том,  как окажетесь за компьютером,  откроете определенный сайт, найдете  определённую информацию, заведете  новые знакомства?  
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

3. Как часто Вам необходимо  всё больше времени проводить  за компьютером (в сети) или  тратить все больше денег для  того, чтобы получить те же  ощущения?  
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

4. Как часто Вам удаётся  самостоятельно прекратить работу  за компьютером (в сети)?  
(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто

5. Как часто Вы чувствуете  нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту  вне компьютера (вне сети)?  
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

6. Как часто Вы ощущаете  потребность вернуться за компьютер  (в сеть) для улучшения настроения  или ухода от жизненных проблем?  
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

7. Как часто Вы пренебрегаете  семейными, общественными обязанностями  и учебой из-за частой работы  за компьютером (пребывания в  сети)?  
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

8. Как часто Вам приходится  лгать, скрывать от родителей  или преподавателей количество  времени, проводимого за компьютером  (в сети)?  
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

9. Как часто существует  актуализация или угроза потери  дружеских и/или семейных отношений,  изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи  с частой работой за компьютером  (пребыванием в сети)?  
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

10. Как часто Вы отмечаете  физические симптомы, такие как:  онемение и боли в кисти  руки, боли в спине, сухость  в глазах, головные боли; пренебрежение  личной гигиеной, употребление пищи  около компьютера?  
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

11. Как часто Вы отмечаете  нарушения сна или изменения  режима сна в связи с частой  работой за компьютером (в сети)?  
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;  
16-22 балла — стадия увлеченности;  
23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем);  
более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости!

 

2.2. Обработка и  анализ результатов диагностики  компьютерной зависимости у творческих  подростков.

 

Проведя тестирование на выявление  компьютерной зависимости у подростков, учащихся в детской музыкальной  школе были выявлены следующие результаты:

 

Ф.И.О.

Кол-во баллов

Развитие компьютерной зависимости

  1. Тишенков Р.А.

15

0% риска развития компьютерной  зависимости

  1. Зигматуллин Д.Е.

12

0% риска развития компьютерной  зависимости

  1. Воробьев Е.В.

37

Риск развития компьютерной зависимости

  1. Узких А.С.

28

Риск развития компьютерной зависимости.

  1. Петрунина Е.П.

13

0% риска развития компьютерной  зависимости

  1. Коробков Е.А.

16

Стадия увлеченности.

  1. Голубка И.О.

29

Риск развития компьютерной зависимости.

  1. Чулков Н.С.

40

Наличие компьютерной зависимости.

  1. Долгодворова А.А.

18

Стадия увлеченности.

  1. Щербаков Л.А.

22

Стадия увлеченности.


 

 

В ходе исследования выяснилось, что подростки, обучающиеся в  музыкальной школе менее подвержены заболеванию компьютерной зависимости  по сравнению с общепринятой статистикой  детей, не имеющих склонность к творческим способностям. Так же видно, что учащиеся, которые используют компьютер в качестве музицирования, набрали минимальные баллы, что доказывает их непричастность к компьютеру, как к средству развлечения, и показывает на то, что ребенок, использующий компьютер в целях развития своих творческих способностей не погружается в так называемый виртуальный мир, а лишь делает шаг к самосовершенствованию.

 

2.3. Профилактика  компьютерной зависимости у подростков  с творческими способностями. 

 

 

В  большинстве   случаев  людей,   которые   больны   «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках   и   подобными  методиками.  Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными.

        Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей  и сами  пользователи компьютеров не расценивают   признаки,  характеризующие   риск   развития   компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются  к специалистам только  на    этапе      уже сформированной компьютерной зависимости. [12]

         Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя       недостаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение.

        Специалисты   рекомендуют   родителям   использовать следующие   стратегии для профилактики   развития                    компьютерной зависимости:

1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом.  И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.

2. Ограничить время работы  с компьютером, объяснив, что компьютер  — не право, а привилегия, поэтому  общение с ним подлежит контролю  со стороны родителей. Резко  запрещать работать на компьютере       нельзя.    Если  ребенок склонен  к компьютерной зависимости, он  может проводить за компьютером  два часа в будний день и  три — в выходной. Обязательно  с перерывами.

3. Предложить        другие    возможности        времяпровождения. Можно составить  список дел, которыми можно  заняться в свободное  время.  Желательно,  чтобы   в списке  были  совместные занятия (походы  в кино, на природу, и фа в  шахматы и т. д.) .

Информация о работе Взаимосвязь компьютерной зависимости и творческих способностей у подростков