Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 21:28, курсовая работа
Целью моей работы явилось определение зависимости мотивации достижения у старшеклассников от акцентуаций его характера, что оказывает влияет на успешность учебной деятельности.
Объект исследования: мотивация достижения успеха, акцентуации характера.
Предмет исследования: влияние акцентуаций характера на формирование мотивации к достижению успеха.
Введение 3
ГЛАВА I Теоретическая основа мотивации достижения. 7
1.1 Основные подходы к исследованию мотивации достижения 7
1.2 Мотивация в старшем школьном возрасте 14
1.3 Стремление к достижению у старших школьников 16
1.4 Стимулирование успешности обучения 20
ГЛАВА II Эмпирическое исследование. 25
2.1. Цель, процедура проведения исследования. 25
2.2. Методики диагностики 26
2. 3 Анализ эмпирических данных исследования 27
2.4 Общие выводы исследования 32
2.5 Практические рекомендации педагогам для повышения успешности обучения 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37
1. Методика Леонгарда.
Методика нацелена на выявление характерологических особенностей, а точнее, акцентуированности характера индивида. Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, экзальтированный, эмотивный).
2. Изучение самооценки с помощью опросника Г.Н.Казанцевой
Данная методика позволяет определить общий уровень самооценки. Опросник состоит из 20 вопросов, на которые нужно дать положительный или отрицательный ответ. Затем подсчитывается количество согласий под нечётными номерами, затем- количество согласий с положениями под чётными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до + 10.
Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой общей самооценке; от -3 до +3- о средней самооценке; от +4 до + 10- о высокой самооценке.19
3. Тест мотивации достижения ( М.Ш. Магомед- Эминов)
Данный тест- опросник предназначен для измерения мотивации достижения (ТМД) предназначен для диагностики двух обобщённых устойчивых мотивов личности- мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи- с целью выявления среди них доминирующего.
Методика применяется для исследовательских целей. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы- мужскую( форма А) и женскую (форма Б).
Опросник состоит из 30 вопросов, касающихся отдельных сторон характера, а так же мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. оценочная шкала дифференцирована от +3 до – 3 ( от полностью согласен до полностью не согласен)
При обработке результатов производится подсчёт баллов. На основе подсчёта суммарного балла, определяют какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого.20
1. Тест мотивации достижения ( М.Ш. Магомед- Эминов)
После проведения исследования были получены следующие результаты:
Высокие значения по данному тесту ( для юношей более 150 баллов и для девушек более 140 баллов ) у 36% респондентов. Эти значения говорят о том, что у данных респондентов существует высокий уровень мотивации достижения. Для таких людей свойственно — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало — является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Средние значения (для юношей от 75 до 149 баллов и для девушек от 70 до 139 баллов) у 48% респондентов.
Низкие значения (для юношей от 75 до 149 баллов и для девушек от 70 до 139 баллов) у 16% респондентов.
( Результаты Теста мотивации
достижения и Сравнительная
Таблица 1
« Тест мотивации достижения ».(%)
Группа |
Высокая % |
Средняя % |
Низкая % |
Группа ипытуемых |
36 |
48 |
16 |
В результате этой методике мы разделили всех респондентов на 2 группы:
Группа А - старшеклассники с высоким и выше среднего уровнем мотивации достижений. Для таких учащихся свойственно — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Данная мотивация определяющая стремление старшеклассника выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности. Принципиально важным является то, что мотивация достижения тесно связана с такими качествами личности, как инициативность, ответственность, добросовестное отношение к учёбе, что проявляется в успешности обучения.
Группа В - старшеклассники с низким и ниже среднего уровнем мотивации достижений, проявляющаяся тенденцией избегать неудачи которая подавляет у старшеклассников выполнение заданий, которые, как он ожидают, приведут к неудаче. Тенденция избегать неудачи проявляется в том, что человек стремится выйти из ситуации, содержащей угрозу неудачи. Эта тенденция создается личностным фактором - мотивом избегания и ситуационным - ожиданием, или субъективной вероятностью неудачи.
2.Изучение общей самооценки с помощью опросника Г.Н.Казанцевой
Группа А - заниженная общая самооценка у 20% учащихся, (учащиеся набрали от -10 до -4 баллов), эта самооценка ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать, недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.
Адекватная общая самооценка у 68% учащихся. При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.
Завышенная самооценка у 12% учащихся. На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние - аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел, увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.
В группе Б заниженная самооценка у 44% учащихся, адекватная у 37% учащихся, завышенная у 18% учащихся ( Бланк опросника, результаты Теста Самооценка и Сравнительная гистограмма, Приложение 2) («Самооценка». Сравнительная таблица 2).
Таблица 2
Самооценка. Сравнительная таблица (%)
Группа |
Заниженная % |
Адекватная % |
Завышенная % |
Группа А |
20 |
68 |
12 |
Группа Б |
44 |
37 |
18 |
Таким образом в Группе А на 31% больше учащихся с адекватной самооценкой. Этот уровень самооценки является наиболее приемлемым, учащийся правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. В группе Б на 30% , в общей сложности, больше учащихся с неадекватной самооценкой. Или заниженной или завышенной. Данные уровни самооценки являются не достаточно благоприятными. При заниженной самооценке у учащихся проявляется неуверенность в себе, робости повышенный уровень тревожности, а этот может привести к отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности, и настроенность на мотив избегания неудач. При завышенной самооценке у учащихся чаще всего формируется внешний локус контроля, т.е они во всём винят обстоятельства и людей , не отдавая себе отчёт в том, что взросление происходит лишь тогда, когда человек готов принять ответственность не только за свои поступки, но и за свою жизнь в целом.
3. Акцентуации характера по
У испытуемых группы А были выявлены следующие акцентуации характера: гипертимный тип – 50%, демонстративный – 35%, экзальтированный – 31%, дистимичный – 24%, застревающий тип – 22%, педантичный – 17%, циклотимный – 12%, эмотивный тип – 2%, возбудимый тип – 1%, тревожный – 3%.
У испытуемых группы В были выявлены следующие акцентуации характера: возбудимый тип – 67%, эмотивный тип – 35%, тревожный – 28%, гипертимный тип – 18%, циклотимный – 10%, демонстративный –2%, застревающий тип – 5%, педантичный – 5%, экзальтированный – 4%, дистимичный – 0%. (Приложение 3).
Эмпирическая часть моей работы выстраивалась из понимания того, что следует определить основные факторы влияющие на успешность или неуспешность обучения.
Целью моего эмпирического исследования было определение факторов влияющих на формирование успешности в обучении. И исследование зависимости мотивации достижения у старшеклассников от характерологических особенностей.
В эксперименте принимали участие 52 учащихся десятых классов. ГОУ Центра Образования, г.Москвы, г.Зеленограда. Дети обучаются по программе общеобразовательной школы.
После проведения исследования были получены следующие результаты: при помощи методики изучения мотивации достижений респонденты были разделены на две группы: группа А, мотивированная на достижения и группа В, мотивированная на избегание неудач.
Таким образом мы видим, что в группе А больше респондентов с высоким уровнем мотивации достижения. Для таких учащихся свойственно — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. В группе старшеклассников с низким уровнем мотивации больше респондентов, мотивированных на неуспех проявляется тенденция избегать неудачи которая подавляет у старшеклассников выполнение заданий, которые, как он ожидают, приведут к неудаче.
В Группе А больше учащихся с адекватной самооценкой. В группе Б больше учащихся с неадекватной самооценкой. Или заниженной или завышенной. Данные уровни самооценки являются не достаточно благоприятными. При заниженной самооценке у учащихся проявляется неуверенность в себе, робости повышенный уровень тревожности, а этот может привести к отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности, и настроенность на мотив избегания неудач. При завышенной самооценке у учащихся чаще всего формируется внешний локус контроля, т.е они во всём винят обстоятельства и людей , не отдавая себе отчёт в том, что взросление происходит лишь тогда, когда человек готов принять ответственность не только за свои поступки, но и за свою жизнь в целом.
Также я выявила, что в испытуемым с различными акцентуациями характера свойственны различающиеся мотивы достижений: при дистимической, гипертимной, педантичной, застревающей и экзальтированной акцентуациях характера преобладает мотивация на достижение. При возбудимой, тревожной и эмотивной акцентуациях чаще проявляется мотивация на избегание неудач.
Проведённое мною исследование позволило подтвердить выдвинутую гипотезу: Успешность обучения в старшем школьном возрасте обусловлена уровнем интеллектуального развития, внутренними мотивами обучения, уровнем самооценки и осмысленности жизни в целом. Что создаёт позитивные предпосылки для формирования мотивации достижения.
- Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Основное средство воспитания устойчивого интереса — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и характера