Взаимосвязь мотивации достижения и характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы явилось определение зависимости мотивации достижения у старшеклассников от акцентуаций его характера, что оказывает влияет на успешность учебной деятельности.
Объект исследования: мотивация достижения успеха, акцентуации характера.
Предмет исследования: влияние акцентуаций характера на формирование мотивации к достижению успеха.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА I Теоретическая основа мотивации достижения. 7
1.1 Основные подходы к исследованию мотивации достижения 7
1.2 Мотивация в старшем школьном возрасте 14
1.3 Стремление к достижению у старших школьников 16
1.4 Стимулирование успешности обучения 20
ГЛАВА II Эмпирическое исследование. 25
2.1. Цель, процедура проведения исследования. 25
2.2. Методики диагностики 26
2. 3 Анализ эмпирических данных исследования 27
2.4 Общие выводы исследования 32
2.5 Практические рекомендации педагогам для повышения успешности обучения 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

obshaya_psihologiya - копия.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

-  Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

-    Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны.

- Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса - "остранение", т. е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала - важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Использование прежде усвоенных знаний - одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска, живое слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а конкретно - факторов социально-психологических и социально-педагогических. Влияет на успешность учебной деятельности и сила мотивации, и ее структура как таковая.

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Другими словами, все люди обладают способностью быть заинтересованными в достижении успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением.

Преобладание той или иной мотивационной тенденции всегда сопровождается выбором трудности цели и зависит от определенных черт характера. Мотивация на успех чаще всего свойственна людям с дистимической, гипертимной, педантичной, застревающей и экзальтированной акцентуациями Люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Они предпочитают рисковать расчетливо. Мотивированные на неудачу обладают такими чертами как возбудимость, тревожность и эмотивность, они склонны к эстремальным выборам, одни из них нереалистично занижают, а другие - нереалистично завышают цели, которые ставят перед собой.

          Если  человек ориентирован на успех, он не испытывает страха перед  неудачей, а если ориентирован на избегание неудачи, то будет тщательнее взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Поскольку лица с мотивацией избегания неудачи боятся критики, они в качестве психологической защиты чаще, чем лица, стремящиеся к достижению успеха, мотивируют свои поступки с помощью декларируемой нравственности.

Мотивация достижения — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в обучении и жизнедеятельности в коечном итоге.

 Целью моего эмпирического исследования было определение  зависимости  мотивации достижения  у старшеклассников от акцентуаций его характера, что оказывает влияет на успешность учебной деятельности.

В эксперименте принимали участие  две группы старшеклассников.  В первую  подгруппу  были включены учащиеся мотивированные на достижение успеха, во второй подгруппе учащиеся  мотивированные на избегание неудач.

Я выявила, что в испытуемым с различными акцентуациями характера свойственны различающиеся мотивы достижений: при дистимической, гипертимной, педантичной, застревающей и экзальтированной акцентуациях характера преобладает мотивация на достижение. Такие учащиеся более успешны при обучение, они имеют адекватную самооценку, что говорит о правильной постановке целей и оценке полученного результата. При возбудимой, тревожной и эмотивной акцентуациях чаще проявляется мотивация на избегание неудач. Такие учащиеся менее успешны в обучении, у них чаще встречается нестабильная самооценка, что говорит о переоценке или недооценке своих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Айзенк М «Психология. Комплексный  подход» Минск ООО Новое знание» 2002г.

2.Альманах психологических тестов –М «КСП», 1995г.

3.Асмолов. А. «Психология личности» Смысл ИЦ «Академия» 2002г

4.Вилюнас В.К, Психологические механизмы мотивации человека. - М.,1990.

5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1996г. Т.5

6.Гельмонт А.Н. «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления». М., 1954. http://www.zachetka.ru

7.Горчакова Е.Б. Исследование мотивации достижения в отечественной психологии (статья) Вопросы психологии, 1982, №7.

8. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Проф. Никифорова.-Спб.: Речь, 2007.-950с.

9. Ермоленко В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук – М., 1984г

10.Зинченко В.П. Психологический словарь. - М.: Педагогика-Пресс, 1996, С. 440

11. Ильин. Е. П. Мотивация и мотивы. Питер.: 2000, С.512

12. Капрара Дж., Сервон Д.Психология личности . Питер- 2003.- 640с.:ил.(«Серия мастера психологии»)

13. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988.

 

14. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии. – 1994 - №4

15. Педагогическая психология (www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_ psychology)

16. Подласный И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. Вузов: В 2 кн.-М.: Гуманит. Изд.центр ВДАДОС, 1999.-Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.-576с.: С-359

17. Практикум  по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под.ред Л.А.Голдовей, Е.Ф.Рыбалка._СПб.: Речь.-6888с.:ил.

18.Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам». М., 1958. С-167

19.Столяренко Л.Д. «Основы психологии : Практикум» Ростов-на-Дону 2001г

20. Шпаковская Е. Влияние мотивации достижения успеха и избежания неудач на поведение человека (www.komanda.ru)

21.Чирков В.И. Самодерминация  и внутренняя мотивация поведения человека Вопросы психологии 1996г, №3

22.Хеккаузен Х «Мотивация и деятельность» 2-е издание  Питер 2003г.

23.Хьелл Л, .Зиглер Д.. «Теории личности». Питер- 1997г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

« Тест мотивации достижения » Сравнительная гистограмма %

« Тест мотивации достижения ».(%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА

Г. Н. Казанцевой

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению мною поручений или дел мешают различные препятствия, которые не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16 Окружающие меня люди  гораздо более привлекательны, чем  я сам.

  1. Я думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  2. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  3. Мне чаще везет, чем не везет.
  4. В жизни я всегда чего-то боюсь.

 

 

Результаты Теста Самооценка

 

№п/п, Группа А

Числовые значения

№п/п, Группа Б

Числовые значения

1

-6

1

-4

2

-2

2

-6

3

-3

3

-3

4

-4

4

+9

5

-2

5

-5

6

+3

6

-2

7

-7

7

+10

8

-1

8

-10

9

+2

9

-1

10

-10

10

0

11

-3

11

-9

12

-1

12

+1

13

+1

13

-8

14

-2

14

+2

15

+5

15

-7

16

+3

16

+3

17

0

17

+5

18

+3

18

-4

19

+8

19

+1

20

+2

20

-6

21

+1

21

-2

22

-5

22

-5

23

-3

23

0

24

+4

24

+6

25

+3

25

-4

   

26

+8

   

27

-7


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная гистограмма по тесту Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая сводная таблица по результатам всего эмпирического исследования

 

№ п/п

Гр.А

Само

ценка

мотив

№ п/п

Гр.В

Само

ценка

мотив

1

-6

70

1

-4

90

2

-2

72

2

-6

100

3

-3

100

3

-3

91

4

-4

159

4

+9

129

5

-2

98

5

-5

112

6

+3

198

6

-2

109

7

-7

80

7

+10

67

8

-1

73

8

-10

59

9

+2

153

9

-1

131

10

-10

90

10

0

62

11

-3

110

11

-9

66

12

-1

170

12

+1

59

13

+1

120

13

-8

69

14

-2

155

14

+2

64

15

+5

122

15

-7

61

16

+3

132

16

+3

114

17

0

128

17

+5

68

18

+3

154

18

-4

55

19

+8

130

19

+1

66

20

+2

129

20

-6

57

21

+1

178

21

-2

128

22

-5

135

22

-5

58

23

-3

70

23

0

123

24

+4

202

24

+6

124

25

+3

133

25

-4

59

     

26

+8

149

     

27

-7

62

Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и характера