Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:05, курсовая работа
Актуальность исследования: обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, переживающим кризис становления идентичности, в частности – профессиональной идентичности, что приводит к обострению психосоциальных проблем у молодежи. Проведение исследования определяется также социальным заказом на модернизацию существующих профориентационных технологий в связи со стремительным обновлением ряда областей профессиональной деятельности, а также существенным усложнением социальной ситуации в современном обществе. Цель исследования: изучение психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности.
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования психосоциальных проблем старшеклассников и статусов профессиональной идентичности.
1.1 Статусная модель профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте.
1.2 Психосоциальным проблемам старшеклассников с позиции их проблемных переживаний и проблемной нагруженности в юношеском возрасте
Глава 2 Постановка исследования психосоциальных проблем (проблемных переживаний) старшеклассников и статусов профессиональной идентичности
2.1 Организация исследования
2.2 Методы сбора эмпирического материала
2.3 Методы статистической обработки результатов
Глава 3 Результаты исследования статусов профессиональной идентичности старшеклассников и их психосоциальных проблем
3.1 Возрастные и гендерные особенности статусов ПИ и проблемных переживаний старшеклассников, обучающихся в разных профильных классах
3.2 Анализ взаимосвязи между статусами ПИ и выраженностью проблем старшеклассников в различных психосоциальных областях
Выводы
Заключение
Литература
Приложения
Профессиональная идентичность начинает формироваться на пятой стадии жизненного цикла по схеме Э. Эриксона , т.е. приходится на возраст от 12-13 лет до 19-20 лет. В этом возрасте человек сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями.
На основе теоретических работ Э.Эриксона, Д. Марсиа осуществлял Эмпирическое изучение идентичности этого периода через изучение статусов идентичности. Он выделил четыре самостоятельных ориентации, или статуса эго-идентичности: 1) диффузия идентичности; 2) предрешенность; 3) мораторий; 4)достижение идентичности. Эти состояния (таблица 1) описаны с помощью двух самостоятельных параметров: наличие кризиса и принятие обязательств в двух основных сферах функционирования (профессиональной и идеологии).
Критерии для выделения статусов идентичности.
Позиция касательно профессии и идеологии |
Статусы идентичности | |||
Достигнутая идентичность |
Предрешенная |
Диффузная идентичность |
Мораторий | |
Кризис |
пройден (present) |
отсутствует (absent) |
присутствует или отсутствует |
в кризисе |
Приятие на себя обязательств |
присутствует |
присутствует |
отсутствует |
присутствует, но размыто |
Термин кризис относится к тому периоду больших усилий в жизни человека, когда он раздумывает какую выбрать карьеру и каким убеждению следовать в жизни. Принятие обязательств предполагает принятие твердых решений относительно выбора профессии и идеологии, а также выработку целевых стратегий для реализации принятых решений [Л.Хьелл, Д. Зиглер ]. На основе этой теории была разработана статусная модель профессиональной идентичности старшекласника [А. А. Азбель].
Эта часть работы посвящена теоретическому осмыслению профессиональной идентичности человека в старшем школьном возрасте через призму общей теории статусов идентичности, а также значению статусов профессиональной идентичности для дальнейшего профессионального развития.
В современном обществе развитие идентичности субъекта определяется самоидентификациями в сфере социального, отражает «психосоциальную тождественность» человека [Кузьмин А.В., 1998]. Это отождествление как с людьми, так и с какой-либо социальной общностью, т.е. умение, не выходя из собственных границ и сохраняя свои потребности и ценности, пережить чувство реальности другого человека [Хохлов В.К., 1998]. Установленный в исследованиях приоритет социального характера становления идентичности позволяет специальным образом организовывать условия и моделировать ситуации, способствующие развитию идентичности человека.
В связи с этим под профессиональной идентичностью мы понимаем отождествление себя с определенной профессиональной группой людей, принятие ее целей и ценностей, осознание путей своего становления в качестве члена этой профессиональной группы.
В соответствии со статусной моделью личностной идентичности человека, разработанной Дж. Марсиа, нами была предложена статусная модель профессиональной идентичности старшеклассника, изучающая особенности формирования четырех статусов идентичности именно в профессиональной сфере. Кроме того, модель рассматривает профессиональную сферу исключительно с точки зрения старшеклассника, т.е. с позиции выбора дальнейшего места учебы. В дальнейшем, по мере профессионального обучения или работы, статус идентичности человека, как уже указывалось, может меняться в ту или другую сторону, но это уже выходит за рамки нашей модели.
Основанием для выделения
Азбель А.А. (2003) выделила четыре, так называемых, статуса профессиональной идентичности – «ступеньки», на которых человек может находиться в процессе профессионального самоопределения.
Характеристика статусов учащихся: Состояние характерно для учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов, и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Чаще всего этим статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей. Такой статус бывает и у подростков, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии. (Азбель А.А., 2006)
Характеристика статусов учащихся: Это состояние характерно для человека, который выбрал свой профессиональный путь, но сделал это не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей. На какое-то время это, как правило, обеспечивает комфортное состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного будущего. Но нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия будет отвечать интересам и способностям самого человека.
Характеристика статусов учащихся: Такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты профессионально развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать про разные специальности и пути их получения. На этой стадии нередко складываются неустойчивые отношения с родителями и друзьями: полное взаимопонимание может быстро сменяться непониманием, и наоборот. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходят к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности. (Азбель А.А., 2006)
Характеристика статусов учащихся: Этим статусом обладают те юноши и девушки, которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе и о своих профессиональных ценностях, целях и жизненных убеждениях. Они могут осознанно выстраивать свою жизнь потому, что определились, чего хотят достигнуть (Азбель А.А., 2006)
Существуют значимые возрастные различия в формировании статусов профессиональной идентичности старшеклассников.
В 10-м классе сильно выражен статус моратория профессиональной идентичности, а статус достигнутой ПИ выражен слабо. А к одиннадцатому классу статус моратория становится выражен слабо, а статус достигнутой ПИ становится сильно выраженным.
Гендерных различий в формировании статусов ПИ не было выявлено.
В этом параграфе мы рассмотрели основные концепции зарубежной и отечественной науки по вопросам феномена идентичности, профессиональной идентичности и формирования статуса профессиональной идентичности. По мнению ученых, кризис формирования профессиональной идентичности приходится на юношеский возраст, что приводит к обострению и других психосоциальных проблем старшеклассников (А. А. Азбель, 2004).
1.2. Психосоциальные проблемы
старшеклассников с позиции их
проблемных переживаний в
Юношеский возраст считается в психологическом плане довольно сложным, сопровождающимся большим количеством переживаний. Именно на этот возраст приходится самый острый этап кризиса идентичности. Перед старшеклассником стоит задача объединения всего того, что он знает о себе в различных социальных ролях, в единое целое, нахождения своего места в мире. Процесс поиска идентичности в большинстве случаев сопровождается интенсивными переживаниями проблем, которые резко обостряются, когда подросток встречает на этом пути препятствия (А. Г. Грецов).
Такие известные ученые, как Ш. Бюллер, Л. С. Выготский, Э. Шпрангер, Э. Штерн, А. Фрейд, К. Хорни связывали подростково-юношеский период с понятиями «кризис», «конфликт», «негативизм», «проблема».
Выделяют несколько
К психоаналитическому направлению можно отнести работы П.Блос, А.Фрейд, К.Хорни. Например, П.Блос рассматривает подростково-юношеский период как процесс «второй индивидуализации» по аналогии с «первой индивидуализацией», которая по его мнению заканчивается к четырёхлетнему возрасту. Как и в первом, так и во втором случае перед индивидуумом стоят задачи адаптации, продиктованные необходимостью достижения большей зрелости. Если личность не успевает приспосабливаться к новым ситуациям, возникает опасность нарушения психического равновесия. Плохая адаптивность и непоследовательность поведения объясняются внутренними конфликтами и стрессами, связанными с необходимостью разорвать сложившиеся ранее эмоциональные связи, чтобы выстроить систему новых, взрослых эмоциональных отношений.
По мнению Э.Эриксона и его последователей, проблемы юношеского возраста рассматриваются через представления о кризисе идентичности ( Erikson E. H. Identity Youth and crisis. L. 1968). В схеме жизненного цикла Э.Эрикссна, юность считается очень важным этапом в психосоциальном развитии человека. Новый психосоциальный параметр, появляющейся в юности, на положительном полюсе представляется в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе - в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Дж. Марсиа предполагал, что идентичность, являясь гипотетической структурой, проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны решения подростком жизненных проблем (Антонова Б.Г. Проблема личностной идентичности в интерпритации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии, 1996, № 1. – с. 131-143). Дж.Марсиа подчеркивал, что решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит вклад в достижение идентичности. Можно сказать, что в своем взгляде на проблемы подросткового возраста Э. Эриксон и Дж.Марсиа синтезируют положения психоаналитического и социально-психологического подходов.
К.Н. Поливанова, в рамках культурно-исторического подхода, отмечает, что внутренняя логика поведения старшеклассника заключается в противопоставлении идеалистических и реалистических способов поведения. Идеалистичность заключается в стремлении непосредственно воспроизвести, внести в реальную жизнь некоторый идеал.
Наступление такого периода, как считает Л. С. Выготский, закономерно, поэтому расценивается как нормативное. Наряду с нормативными, возможны критические ситуации, обусловленные неблагоприятной социальной ситуацией. Они могут привести к проблемам развития личности и самоидентификации в юношеском возрасте.
Э. Эриксон и Л. С. Выготский сходны в том, что главным источником формирования личности является социальная среда. По этому, в нашей работе, мы рассматриваем именно психосоциальные проблемы, такие как:
Психосоциальными являются те проблемы старшеклассников, которые проявляются в различных ситуациях жизненного выбора, и характеризуются осознанием противоречий между собственными потребностями и запросом общества, а также желанием разрешить эти противоречия.
По данным Л. А. Регуш и А. Л. Лихтарникова, наиболее значимой областью переживаний старшеклассников, независимо от пола, является будущее. Второе место по значимости занимают проблемы во взаимоотношениях с родителями, третье – взаимоотношения с друзьями.
О. Е. Байтингер считает, что представление личности о будущем является основой жизненного самоопределения. Ожидаемые юношами события имеют для них разную значимость. Получение образования, выбор подходящей профессии и боязнь потерять себя в повседневной рутине наиболее актуальны для выпускников. Интересен тот факт, что проблема выбора наиболее подходящей профессии более актуальна для старшеклассников, чем проблема «не знаю, что делать после школы». Получается, что многие не уверены в правильности выбора профессии, при этом все точно знают, куда идти учиться после школы.
Во временной перспективе