Взаимосвязь психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, переживающим кризис становления идентичности, в частности – профессиональной идентичности, что приводит к обострению психосоциальных проблем у молодежи. Проведение исследования определяется также социальным заказом на модернизацию существующих профориентационных технологий в связи со стремительным обновлением ряда областей профессиональной деятельности, а также существенным усложнением социальной ситуации в современном обществе. Цель исследования: изучение психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования психосоциальных проблем старшеклассников и статусов профессиональной идентичности.
1.1 Статусная модель профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте.
1.2 Психосоциальным проблемам старшеклассников с позиции их проблемных переживаний и проблемной нагруженности в юношеском возрасте
Глава 2 Постановка исследования психосоциальных проблем (проблемных переживаний) старшеклассников и статусов профессиональной идентичности
2.1 Организация исследования
2.2 Методы сбора эмпирического материала
2.3 Методы статистической обработки результатов
Глава 3 Результаты исследования статусов профессиональной идентичности старшеклассников и их психосоциальных проблем
3.1 Возрастные и гендерные особенности статусов ПИ и проблемных переживаний старшеклассников, обучающихся в разных профильных классах
3.2 Анализ взаимосвязи между статусами ПИ и выраженностью проблем старшеклассников в различных психосоциальных областях
Выводы
Заключение
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

Образец КУРСОВОЙ РАБОТЫ.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

Единицы измерения показателей  – баллы ( шкала от 0 до 25).

 

* –  средние по возрастам, различающиеся между собой на уровне P < 0,05

Из полученных результатов видно, что самый высокий средний балл учащихся 10-х классов имеет статус моратория ПИ. Это свидетельствует о том, что большинство из них находятся в кризисе своего экзистенциального выбора. Причем у девушек 10-ого класса средний показатель по статусу моратория ПИ выше, чем у юношей (девушки - 13,85, юноши - 10,56). Статистическая значимость этих различий находится на высоком уровне p = 0,05. У юношей 10-ого класса  средний показатель статуса неопределенной ПИ значительно превышает средний показатель  девушек (юноши - 7,81, девушки - 3,05). Статистическая значимость этих различий находится на высоком уровне p = 0,01. Между средними показателями других статусов ПИ у юношей и девушек статистически значимых различий не обнаружено (p > 0,2).

Следует отметить, что в 11-ом классе средний показатель сформированного статуса ПИ значительно превосходит этот показатель у учащихся 10-ого класса (10-ый класс – 5,51, 11-ый класс – 8,48). Различия этого показателя на статистически значимом уровне существуют (p < 0,05) как у юношей (10-ый класс – 5,56, 11-ый – 8,08), так и у девушек (10-ый класс – 5,48, 11-ый класс – 8,75).

Но, тем не менее, интересен тот  факт, что даже у одиннадцатиклассников, для большинства которых достигнутый статус ПИ теоретически должен был бы быть сильно выражен, этот статус получает среднюю степень выраженности, как у юношей, так и у девушек. Скорее всего, это связано с тем, что в массе своей учащиеся 11 класса делают выбор учебного заведения, профессиональной сферы, места будущей работы и т.д., но внутренняя убежденность в правильности своего выбора у большинства их ещё отсутствует.

Сравнение средних показателей статусов ПИ у учащихся классов разной профильной направленности.

Рисунок 1. Средние показатели выраженности статусов ПИ в классах математической и гуманитарной направленностей.

На рисунке 1 видны значимые различия (p < 0,05) между средней выраженностью достигнутого статуса ПИ в классах с математической и гуманитарной направленностью (математические классы – 8,87, гуманитарные – 5,36). Также наблюдаются значимые различия (p < 0,05) между средней выраженностью достигнутого статуса ПИ в классах с математической и гуманитарной направленностью (математические классы – 8,87, гуманитарные – 5,36). Более высокие показатели по сформированному статусу ПИ и наоборот, более низкие по среднему показателю неопределенного статуса ПИ в математических классах связанны с тем, что учащиеся принимались в них на жесткой конкурсной основе, в гуманитарные же классы конкурса не было.

Сравнение средних показателей проблемной нагруженности у сташеклассников.

Нами были выполнены с помощью  «Проблемной анкеты» Krenke (см. Приложение 2) замеры уровня нагруженности проблемами старшеклассников с различными статусами ПИ. Результаты исследования проблемных переживаний старшеклассников в разных жизненных областях приведены в Табл. 2. Результаты получены на независимых выборках.

Таблица 2 Средние показатели выраженности проблемных переживаний в разных жизненных областях у юношей и девушек.

Статус

школа

будущее

отношения с родителями

отношения с друзьями

свободное время

другой пол

собственное «Я»

юноши

10 кл.

n=32

2,32*

2,61

2,92

2,37*

2,30

2,16

2,11*

11 кл.

n=26

2,42*

2,78

2,64

2,74*

2,71

2,55

2,63*

девушки

10 кл.

n=42

2,26*

2,54

2,86

2,42

2,74

2,13

2,26

11 кл.

n=40

2,02*

3,05

2,51

2,65

2,57

2,39

2,28

общие показатели по возрасту

10 кл.

n=74

2,28*

2,57

2,88

2,40

2,55

2,14

2,20*

11 кл.

n=66

2,18*

2,93

2,56

2,69

2,63

2,45

2,42*

общие показатели по полу

юноши

n=58

2,37

2,68*

2,79

2,55

2,49*

2,34*

2,35

девушки

n=82

2,14

2,79*

2,69

2,54

2,66*

2,26*

2,27


Единицы измерения показателей  – баллы ( шкала от 1 до 5).

* –  средние по  возрастам, различающиеся между  собой на уровне P < 0,05

 

Как видно из приведенных  данных, у десятиклассников на первом месте по значимости оказываются проблемы, связанные с отношениями с родителями. На втором месте находятся проблемы, связанные с будущим, на третьем – проблема свободного времени. 

У одиннадцатиклассников на первом месте по значимости оказываются проблемы, связанные с будущим. На втором месте находятся проблемы, связанные с отношениями с друзьями, на третьем – с родителями.

У учащихся 10-ых и 11-ых классов  были выявлены значительные различия в проблемах связанных со школой (10-ый класс – 2,28, 11-ый класс – 2,18). В десятом классе проблема школы несет большую проблемную нагруженность, скорее всего это связано с тем, что в десятом классе учащимся необходимо изучать объективно более сложный материал, в гораздо больших объемах, чем в 11. У учащихся 10-ых и 11-ых классов были выявлены значительные различия в проблемах связанных с собственным «Я» (10-ый класс – 2,20, 11-ый класс – 2,42). В одиннадцатом классе существует гораздо больше проблем, которые отражают проблемные переживания в области собственного «Я». Различия этих показателей являются статистически значимыми (p < 0,05).

Сравнение средних показателей проблемной нагруженности у учащихся классов разной профильной направленности.

При планировании нашего исследования была поставлена гипотеза о том, что существуют значимые различия  в проблемных переживаниях у учащихся классов разной профильной направленности. Результаты этого исследования приведены в рис. 2.

 

Рисунок 2 Средние показатели проблемной нагруженности у учащихся классов разной профильной направленности.

Как мы видим из рис. 2, статистически  значимые различия по проблемным переживаниям у учащихся гуманитарных и математических классов существуют в двух областях – «Школа» и «Будущее». В математических классах больше переживается проблема будущего (2,9), и меньше - проблема связанная со школой (2,13). Возможно, это связанно с тем, что общий уровень знаний в математических классах выше, чем в гуманитарных, поэтому «математики» легче справляются с усвоением учебного материала. И вместе с тем более остро переживают проблему становления ПИ.

3.2. Анализ взаимосвязи  между статусами профессиональной идентичности и выраженностью проблем старшеклассников в различных психосоциальных областях

Для того, чтобы проанализировать взаимосвязь статусов профессиональной идентичности и области проблемных переживаний, мы составили таблицу, где указывается количество учащихся у которых какой-либо из ведущих статусов совпадает с проблемным переживанием, которое имеет максимальное значение проблемной нагруженности. Напомним, что статус «смешанной ПИ», мы будем интерпретировать как статус моратория.  Результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3 Частотное распределение проблемных переживаний и статусов ПИ.

 

Неопределенная

Навязанная

Мораторий

Сформированная

Всего:

школа

2

0

2

2

6

будущее

10

0

28

2

40

отношения с родителями

8

0

16

4

28

отношения с друзьями

4

0

10

4

18

свободное время

6

0

14

6

26

другой пол

6

0

8

2

16

собственное «Я»

2

0

2

2

6

Всего:

38

0

80

22

140


 

Как видно из таблицы, при первичной  обработке результатов частотного распределения, наибольшее количество учащихся в статусе моратория испытывают проблемные переживания  связанные с областями «Будущее», «Отношение с родителями» и «Свободное время». Учащиеся с неопределенным статусом ПИ, испытывают напряжение также в сфере «Будущее» и «Отношение с родителями». В ходе  исследования не было выявлено учащихся с навязанным статусом идентичности. Для того, что доказать существующую взаимосвязь, мы применили исследовательский метод - критерий Хи - квадрат (χ2), но без учета статуса навязанной ПИ (см. таблицу 4).

Таблица 4 Частотное распределение  для подсчета критерия Хи - квадрата.

 

Неопределенная

Мораторий

Сформированная

Всего:

школа

2

2

2

6

будущее

10

28

2

40

отношения с родителями

8

16

4

28

отношения с друзьями

4

10

4

18

свободное время

6

14

6

26

другой пол

6

8

2

16

собственное «Я»

2

2

2

6

Всего:

38

80

22

140


 

Используя критерий Хи-квадрат (χ  2 = 22,5 при степени свободы ν = 12), мы пришли к выводу, что существует тенденция к равномерному распределению между статусами ПИ и проблемными переживаниями (p = 0.087). Можно предположить, что на 5% уровне значимости эмпирическое распределение статусов ПИ и значимых проблем мало отличается от теоретического.

Выводы

При решении поставленных нами задач  исследования, мы сделали следующие выводы:

1. Самый высокий средний балл учащихся 10-х классов имеет статус моратория ПИ. Это свидетельствует о том, что большинство из них находятся в кризисе своего экзистенциального выбора. У девушек 10-ого класса средний показатель по статусу моратория ПИ выше, чем у юношей. У юношей 10-ого класса  средний показатель статуса неопределенной ПИ значительно превышает средний показатель   девушек. Между средними показателями других статусов ПИ у юношей и девушек статистически значимых различий не обнаружено. В 11-ом классе средний показатель сформированного статуса ПИ значительно превосходит этот показатель у учащихся 10-ого класса.

2. Существуют значимые различия  между средней выраженностью  достигнутого статуса ПИ в  классах с математической и гуманитарной направленностью. Более высокие показатели по сформированному статусу ПИ и наоборот, более низкие по среднему показателю неопределенного статуса ПИ в математических классах связанны с тем, что учащиеся принимались в них на жесткой конкурсной основе, в гуманитарные же классы конкурса не было.

3. У десятиклассников  на первом месте по значимости  оказываются проблемы, связанные  с отношениями с родителями. На  втором месте находятся проблемы, связанные с будущим, на третьем – проблема свободного времени. У одиннадцатиклассников на первом месте по значимости оказываются проблемы, связанные с будущим. На втором месте находятся проблемы, связанные с отношениями с друзьями, на третьем – с родителями. У учащихся 10-ых и 11-ых классов существуют значимые различия в проблемах связанных со школой.

4. Статистически значимые различия по проблемным переживаниям у учащихся гуманитарных и математических классов существуют в двух областях – «Школа» и «Будущее».  В математических классах больше переживается проблема будущего, и меньше - проблема связанная со школой.

  5. Используя критерий Хи-квадрат, мы пришли к выводу, что существует тенденция к равномерному распределению между статусами ПИ и проблемными переживаниями. Можно предположить, что на 5% уровне значимости эмпирическое распределение статусов ПИ и значимых проблем мало отличается от теоретического.

Информация о работе Взаимосвязь психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности