Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:05, курсовая работа
Актуальность исследования: обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, переживающим кризис становления идентичности, в частности – профессиональной идентичности, что приводит к обострению психосоциальных проблем у молодежи. Проведение исследования определяется также социальным заказом на модернизацию существующих профориентационных технологий в связи со стремительным обновлением ряда областей профессиональной деятельности, а также существенным усложнением социальной ситуации в современном обществе. Цель исследования: изучение психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности.
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования психосоциальных проблем старшеклассников и статусов профессиональной идентичности.
1.1 Статусная модель профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте.
1.2 Психосоциальным проблемам старшеклассников с позиции их проблемных переживаний и проблемной нагруженности в юношеском возрасте
Глава 2 Постановка исследования психосоциальных проблем (проблемных переживаний) старшеклассников и статусов профессиональной идентичности
2.1 Организация исследования
2.2 Методы сбора эмпирического материала
2.3 Методы статистической обработки результатов
Глава 3 Результаты исследования статусов профессиональной идентичности старшеклассников и их психосоциальных проблем
3.1 Возрастные и гендерные особенности статусов ПИ и проблемных переживаний старшеклассников, обучающихся в разных профильных классах
3.2 Анализ взаимосвязи между статусами ПИ и выраженностью проблем старшеклассников в различных психосоциальных областях
Выводы
Заключение
Литература
Приложения
Единицы измерения показателей – баллы ( шкала от 0 до 25).
* – средние по возрастам, различающиеся между собой на уровне P < 0,05
Из полученных результатов видно, что самый высокий средний балл учащихся 10-х классов имеет статус моратория ПИ. Это свидетельствует о том, что большинство из них находятся в кризисе своего экзистенциального выбора. Причем у девушек 10-ого класса средний показатель по статусу моратория ПИ выше, чем у юношей (девушки - 13,85, юноши - 10,56). Статистическая значимость этих различий находится на высоком уровне p = 0,05. У юношей 10-ого класса средний показатель статуса неопределенной ПИ значительно превышает средний показатель девушек (юноши - 7,81, девушки - 3,05). Статистическая значимость этих различий находится на высоком уровне p = 0,01. Между средними показателями других статусов ПИ у юношей и девушек статистически значимых различий не обнаружено (p > 0,2).
Следует отметить, что в 11-ом классе средний показатель сформированного статуса ПИ значительно превосходит этот показатель у учащихся 10-ого класса (10-ый класс – 5,51, 11-ый класс – 8,48). Различия этого показателя на статистически значимом уровне существуют (p < 0,05) как у юношей (10-ый класс – 5,56, 11-ый – 8,08), так и у девушек (10-ый класс – 5,48, 11-ый класс – 8,75).
Но, тем не менее, интересен тот факт, что даже у одиннадцатиклассников, для большинства которых достигнутый статус ПИ теоретически должен был бы быть сильно выражен, этот статус получает среднюю степень выраженности, как у юношей, так и у девушек. Скорее всего, это связано с тем, что в массе своей учащиеся 11 класса делают выбор учебного заведения, профессиональной сферы, места будущей работы и т.д., но внутренняя убежденность в правильности своего выбора у большинства их ещё отсутствует.
Сравнение средних показателей статусов ПИ у учащихся классов разной профильной направленности.
Рисунок 1. Средние показатели выраженности статусов ПИ в классах математической и гуманитарной направленностей.
На рисунке 1 видны значимые различия (p < 0,05) между средней выраженностью достигнутого статуса ПИ в классах с математической и гуманитарной направленностью (математические классы – 8,87, гуманитарные – 5,36). Также наблюдаются значимые различия (p < 0,05) между средней выраженностью достигнутого статуса ПИ в классах с математической и гуманитарной направленностью (математические классы – 8,87, гуманитарные – 5,36). Более высокие показатели по сформированному статусу ПИ и наоборот, более низкие по среднему показателю неопределенного статуса ПИ в математических классах связанны с тем, что учащиеся принимались в них на жесткой конкурсной основе, в гуманитарные же классы конкурса не было.
Сравнение средних показателей проблемной нагруженности у сташеклассников.
Нами были выполнены с помощью «Проблемной анкеты» Krenke (см. Приложение 2) замеры уровня нагруженности проблемами старшеклассников с различными статусами ПИ. Результаты исследования проблемных переживаний старшеклассников в разных жизненных областях приведены в Табл. 2. Результаты получены на независимых выборках.
Таблица 2 Средние показатели выраженности проблемных переживаний в разных жизненных областях у юношей и девушек.
Статус |
школа |
будущее |
отношения с родителями |
отношения с друзьями |
свободное время |
другой пол |
собственное «Я» | |
юноши |
10 кл. n=32 |
2,32* |
2,61 |
2,92 |
2,37* |
2,30 |
2,16 |
2,11* |
11 кл. n=26 |
2,42* |
2,78 |
2,64 |
2,74* |
2,71 |
2,55 |
2,63* | |
девушки |
10 кл. n=42 |
2,26* |
2,54 |
2,86 |
2,42 |
2,74 |
2,13 |
2,26 |
11 кл. n=40 |
2,02* |
3,05 |
2,51 |
2,65 |
2,57 |
2,39 |
2,28 | |
общие показатели по возрасту |
10 кл. n=74 |
2,28* |
2,57 |
2,88 |
2,40 |
2,55 |
2,14 |
2,20* |
11 кл. n=66 |
2,18* |
2,93 |
2,56 |
2,69 |
2,63 |
2,45 |
2,42* | |
общие показатели по полу |
юноши n=58 |
2,37 |
2,68* |
2,79 |
2,55 |
2,49* |
2,34* |
2,35 |
девушки n=82 |
2,14 |
2,79* |
2,69 |
2,54 |
2,66* |
2,26* |
2,27 |
Единицы измерения показателей – баллы ( шкала от 1 до 5).
* – средние по
возрастам, различающиеся
Как видно из приведенных данных, у десятиклассников на первом месте по значимости оказываются проблемы, связанные с отношениями с родителями. На втором месте находятся проблемы, связанные с будущим, на третьем – проблема свободного времени.
У одиннадцатиклассников на первом месте по значимости оказываются проблемы, связанные с будущим. На втором месте находятся проблемы, связанные с отношениями с друзьями, на третьем – с родителями.
У учащихся 10-ых и 11-ых классов были выявлены значительные различия в проблемах связанных со школой (10-ый класс – 2,28, 11-ый класс – 2,18). В десятом классе проблема школы несет большую проблемную нагруженность, скорее всего это связано с тем, что в десятом классе учащимся необходимо изучать объективно более сложный материал, в гораздо больших объемах, чем в 11. У учащихся 10-ых и 11-ых классов были выявлены значительные различия в проблемах связанных с собственным «Я» (10-ый класс – 2,20, 11-ый класс – 2,42). В одиннадцатом классе существует гораздо больше проблем, которые отражают проблемные переживания в области собственного «Я». Различия этих показателей являются статистически значимыми (p < 0,05).
Сравнение средних показателей проблемной нагруженности у учащихся классов разной профильной направленности.
При планировании нашего исследования была поставлена гипотеза о том, что существуют значимые различия в проблемных переживаниях у учащихся классов разной профильной направленности. Результаты этого исследования приведены в рис. 2.
Рисунок 2 Средние показатели проблемной нагруженности у учащихся классов разной профильной направленности.
Как мы видим из рис. 2, статистически значимые различия по проблемным переживаниям у учащихся гуманитарных и математических классов существуют в двух областях – «Школа» и «Будущее». В математических классах больше переживается проблема будущего (2,9), и меньше - проблема связанная со школой (2,13). Возможно, это связанно с тем, что общий уровень знаний в математических классах выше, чем в гуманитарных, поэтому «математики» легче справляются с усвоением учебного материала. И вместе с тем более остро переживают проблему становления ПИ.
3.2. Анализ взаимосвязи
между статусами профессиональн
Для того, чтобы проанализировать взаимосвязь статусов профессиональной идентичности и области проблемных переживаний, мы составили таблицу, где указывается количество учащихся у которых какой-либо из ведущих статусов совпадает с проблемным переживанием, которое имеет максимальное значение проблемной нагруженности. Напомним, что статус «смешанной ПИ», мы будем интерпретировать как статус моратория. Результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3 Частотное распределение проблемных переживаний и статусов ПИ.
Неопределенная |
Навязанная |
Мораторий |
Сформированная |
Всего: | |
школа |
2 |
0 |
2 |
2 |
6 |
будущее |
10 |
0 |
28 |
2 |
40 |
отношения с родителями |
8 |
0 |
16 |
4 |
28 |
отношения с друзьями |
4 |
0 |
10 |
4 |
18 |
свободное время |
6 |
0 |
14 |
6 |
26 |
другой пол |
6 |
0 |
8 |
2 |
16 |
собственное «Я» |
2 |
0 |
2 |
2 |
6 |
Всего: |
38 |
0 |
80 |
22 |
140 |
Как видно из таблицы, при первичной обработке результатов частотного распределения, наибольшее количество учащихся в статусе моратория испытывают проблемные переживания связанные с областями «Будущее», «Отношение с родителями» и «Свободное время». Учащиеся с неопределенным статусом ПИ, испытывают напряжение также в сфере «Будущее» и «Отношение с родителями». В ходе исследования не было выявлено учащихся с навязанным статусом идентичности. Для того, что доказать существующую взаимосвязь, мы применили исследовательский метод - критерий Хи - квадрат (χ2), но без учета статуса навязанной ПИ (см. таблицу 4).
Таблица 4 Частотное распределение для подсчета критерия Хи - квадрата.
Неопределенная |
Мораторий |
Сформированная |
Всего: | |
школа |
2 |
2 |
2 |
6 |
будущее |
10 |
28 |
2 |
40 |
отношения с родителями |
8 |
16 |
4 |
28 |
отношения с друзьями |
4 |
10 |
4 |
18 |
свободное время |
6 |
14 |
6 |
26 |
другой пол |
6 |
8 |
2 |
16 |
собственное «Я» |
2 |
2 |
2 |
6 |
Всего: |
38 |
80 |
22 |
140 |
Используя критерий Хи-квадрат (χ 2 = 22,5 при степени свободы ν = 12), мы пришли к выводу, что существует тенденция к равномерному распределению между статусами ПИ и проблемными переживаниями (p = 0.087). Можно предположить, что на 5% уровне значимости эмпирическое распределение статусов ПИ и значимых проблем мало отличается от теоретического.
Выводы
При решении поставленных нами задач исследования, мы сделали следующие выводы:
1. Самый высокий средний балл учащихся 10-х классов имеет статус моратория ПИ. Это свидетельствует о том, что большинство из них находятся в кризисе своего экзистенциального выбора. У девушек 10-ого класса средний показатель по статусу моратория ПИ выше, чем у юношей. У юношей 10-ого класса средний показатель статуса неопределенной ПИ значительно превышает средний показатель девушек. Между средними показателями других статусов ПИ у юношей и девушек статистически значимых различий не обнаружено. В 11-ом классе средний показатель сформированного статуса ПИ значительно превосходит этот показатель у учащихся 10-ого класса.
2. Существуют значимые различия между средней выраженностью достигнутого статуса ПИ в классах с математической и гуманитарной направленностью. Более высокие показатели по сформированному статусу ПИ и наоборот, более низкие по среднему показателю неопределенного статуса ПИ в математических классах связанны с тем, что учащиеся принимались в них на жесткой конкурсной основе, в гуманитарные же классы конкурса не было.
3. У десятиклассников на первом месте по значимости оказываются проблемы, связанные с отношениями с родителями. На втором месте находятся проблемы, связанные с будущим, на третьем – проблема свободного времени. У одиннадцатиклассников на первом месте по значимости оказываются проблемы, связанные с будущим. На втором месте находятся проблемы, связанные с отношениями с друзьями, на третьем – с родителями. У учащихся 10-ых и 11-ых классов существуют значимые различия в проблемах связанных со школой.
4. Статистически значимые различия по проблемным переживаниям у учащихся гуманитарных и математических классов существуют в двух областях – «Школа» и «Будущее». В математических классах больше переживается проблема будущего, и меньше - проблема связанная со школой.
5. Используя критерий Хи-квадрат, мы пришли к выводу, что существует тенденция к равномерному распределению между статусами ПИ и проблемными переживаниями. Можно предположить, что на 5% уровне значимости эмпирическое распределение статусов ПИ и значимых проблем мало отличается от теоретического.