Взаимосвязь психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, переживающим кризис становления идентичности, в частности – профессиональной идентичности, что приводит к обострению психосоциальных проблем у молодежи. Проведение исследования определяется также социальным заказом на модернизацию существующих профориентационных технологий в связи со стремительным обновлением ряда областей профессиональной деятельности, а также существенным усложнением социальной ситуации в современном обществе. Цель исследования: изучение психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования психосоциальных проблем старшеклассников и статусов профессиональной идентичности.
1.1 Статусная модель профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте.
1.2 Психосоциальным проблемам старшеклассников с позиции их проблемных переживаний и проблемной нагруженности в юношеском возрасте
Глава 2 Постановка исследования психосоциальных проблем (проблемных переживаний) старшеклассников и статусов профессиональной идентичности
2.1 Организация исследования
2.2 Методы сбора эмпирического материала
2.3 Методы статистической обработки результатов
Глава 3 Результаты исследования статусов профессиональной идентичности старшеклассников и их психосоциальных проблем
3.1 Возрастные и гендерные особенности статусов ПИ и проблемных переживаний старшеклассников, обучающихся в разных профильных классах
3.2 Анализ взаимосвязи между статусами ПИ и выраженностью проблем старшеклассников в различных психосоциальных областях
Выводы
Заключение
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

Образец КУРСОВОЙ РАБОТЫ.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

Заключение

В этой работе мы проанализировали взаимосвязь  статусов ПИ и проблемных переживаний юношей и девушек в старшем школьном возрасте.   Результаты исследования могут использоваться в индивидуальном и групповом психологическом консультировании старшеклассников, при разработке для них программ психологического сопровождения. Мы надеемся, что работа не только позволит по-новому взглянуть на некоторые аспекты профориентации и профессионального просвещения, но и даст возможность повысить эффективность психологической помощи школьникам, решающим свои экзистенциальные проблемы.

 

Литература

  1. Азбель А.А. Как помочь современному выпускнику выбрать профессию. / Психология современного подростка / Под. Ред. Л. А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005. - 338-355.
  2. Азбель А.А. Методика изучения статусов профессиональной идентичности. / Выбираем профессию. Советы практического психолога. А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2005. – 40 – 49.
  3. Азбель А.А. (Сомова Н.Л.) Взаимосвязь статусов профидентичности и жизненных проблем старшеклассников. // Ананьевские чтения – 2005: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2005» / Под. ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипициной. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та 2003г. - 295-297.
  4. Азбель А.А. (Грецов А.Г.) Психологическое сопровождение формирования профидентичности старшеклассников // Ананьевские чтения – 2005: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2005» / Под. ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипициной. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та 2003г. - 302-304.
  5. Азбель А.А. Способы диагностики статусов профессиональной идентичности у студентов. // Материалы научно-практической конференции «Психологическая подготовка педагога в России: история и современность» / Под. ред. Л.А. Регуш – СПб.: 2005. – 25 - 34.
  6. Азбель А.А. (Грецов А.Г.) Узнай себя. Практическая психология для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
  7. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М.: 1972.
  8. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: 2001.
  9. Басимов М. М. Типология личности и профессиональной среды Дж. Холланда. – СПб.: 1998.
  10. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Азбука профориентации. – М.: 1997.
  11. Бююль А. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. – СПб.: 2001.
  12. Возрастная и педагогическая психология: тексты. / Сост. и коммент. Шуаре М. О. – М.: 1992.
  13. Вус М.А., Ходаков А.И. Петербургский старшеклассник юбилейного года. – СПб.: 2003.
  14. Выготский Л. С. Психология. (Мир психологии). – СПб.: 2000.
  15. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в период юности и взросления: Автореф. дис. … д–ра психол. наук. – СПб.: 1996.
  16. Гофман И. Представление себя другими в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. – М.: 2000.
  17. Грецов А.Г. Тренинг компетентности в общении. – СПб.: 2004.
  18. Грецов А.Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психологические проблемы подростков: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. – СПб.: 2003.
  19. Жизненный путь и профессиональная карьера специалиста. – Кишинев: 1997.
  20. Заковоротная М.В. Идентичность человека. – Ростов-на-Дону: 1999.
  21. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: 1988.
  22. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: 2003.
  23. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: 2002.
  24. Ильченков М.З. Где начать делать карьеру. – М.: 2003.
  25. Климов Е.А. Психология профессионала. – Воронеж: 1996.
  26. Козлова А. А. Подходы к управлению процессом профессиональной идентичности старшеклассников // Философские и духовные проблемы науки и общества./ Под. ред. А.В. Цыба и др. – СПб.: 2002.
  27. Козлова А. А. Смысловая дифференциация профориентационных понятий у старшеклассников // Психология XXI века: материалы международной научно–практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века» / Под.ред. В.Б. Чеснокова. – СПб: 2003г.
  28. Кон И.С. Открытие Я. – М.: 1978.
  29. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: 2000.
  30. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. – М.: 2001.
  31. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: 2001.
  32. Лихтарников А.Л. Школьник – проблемы и ценности // Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб.: 1999
  33. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. – 1998. – №2.
  34. Мамбеева А.С. Изучение российской этнической самоидентичности. – М.: 1994.
  35. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: 1996.
  36. Маслоу А. Х. Новые рубежи человеческой природы. – СПб.: 1999.
  37. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М.: 1981.
  38. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. / Пер. с англ. А. Боковикова. – М.: 2001.
  39. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: 1997.
  40. Байтингер О.Е. Переживание будущего как проблемы в ранней юности. // Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Регуш Л.А. – – СПб.: 1999. – с. 42–49.
  41. Новочадов В.В. Как быть успешным в ВУЗе. – СПб.: 2003.
  42. Островска К. В поисках ценностей. – М.: 2000.
  43. Панферов В.Н. Социально–психологические проблемы дисциплинированности и трудовой активности личности. – Л.: 1987.
  44. Платонов Ю.П. Психологические портреты персонала: типология и диагностика. – СПб.: 2003.
  45. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становление человека. – М.: 2002.
  46. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: 2003.
  47. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под. ред. Бодрова В.А. – М.: 1991.
  48. Психологическое сопровождение выбора профессии. – СПб.: 1998.
  49. Путилова Л.М. Сущность самопознания в опыте ментальной идентификации (в контексте философской антропологии): Автореф. дне. на соиск. уч. ст. док. философ, наук. – М.: 1999.
  50. Райгородский Д.Я. (ред.–сост.). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: 1998.
  51. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. – СПб.: 2001.
  52. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: 2001.
  53. Рогов Е. И. Выбор профессии. – М.: 2003.
  54. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростка // Вопросы психологии. – М.: 1997. – №4.
  55. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. – М.: 1988.
  56. Сивец С. Д. Я хочу работать!!!...или...Бальзам на уши работодателя. – М.: 1999.
  57. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: 1990.
  58. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: 2000.
  59. Хоменко А. Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников. – М.: 2002.
  60. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности / Проблемы сознания. Материалы симпозиума. – М.: 1966.
  61. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М.: 1982.
  62. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль: 1979.
  63. Шанин В. А. Карьерные игры, или Психология делового общения. – М.: 2001.
  64. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. – М.: 2003.
  65. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: 2000.
  66. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: 1996.
  67. Юнг К. Психологические типы. – М.: 1996.
  68. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – М.: 1979.
  69. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. – М.: 1994. – №1.
  70. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М.: 1980.
  71. Marcia J. E., Friedman M. L. Ego identity status in college women // Journal of Personality. – 1970. – Vol. 38., № 2.
  72. Waterman A.S., Waterman C.K. Fathers and sons: A study of ego identity across two generations. // Journal of Youth and Adolescence. – 1975. №4.

 

Приложение 1 

 

Методика групповой  диагностики статусов профессиональной

идентичности (ПИ) в старшем школьном возрасте.

 

Инструкция:

Опросник состоит из 20 пунктов, по каждому из которых возможны четыре варианта ответов: a, b, c, d. Внимательно прочитай их и выбери тот, который лучше всего выражает твою точку зрения. Возможно, что какие-то варианты ответов покажутся тебе равноценными, тем не менее, выбери тот, который в наибольшей степени отвечает твоему мнению. Запиши номера вопросов и выбранный вариант ответа на каждый из них (a, b, c, d). Старайся быть максимально правдивым! Среди ответов нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайся угадать, какой из них является «правильным» или «лучшим».

 

  1. Меня не беспокоит мое профессиональное будущее.
    1. Согласен: еще не пришло время решать, где мне дальше учиться или работать.
    2. Согласен, я уверен, что мои родители помогут мне в моем профессиональном будущем.
    3. Согласен, т.к. я уже давно все решил по поводу своего профессионального будущего, и нет смысла беспокоиться.
    4. Не согласен, ведь если о будущем не беспокоиться сейчас, то потом будет слишком поздно.
  2. Мне трудно принять решение, куда пойти получать дальнейшее образование.
    1. Согласен, т.к. меня интересует сразу несколько специальностей, которые хотелось бы получить
    2. Согласен, поэтому я лучше прислушаюсь к мнению авторитетного человека (родителя, хорошего знакомого, друга).
    3. Не согласен, я уже принял решение о том, где я буду учиться или работать в дальнейшем.
    4. Не согласен, поскольку еще пока не задумывался над этой проблемой.
  3. Я регулярно изучаю спрос на представителей той специальности, которую я планирую получить.
    1. Согласен, ведь от спроса на рынке труда зависит, какую специальность я выберу.
    2. Не согласен, поскольку родители знают лучше, какую специальность мне предложить.
    3. Не согласен, т.к. время анализировать спрос на профессии еще не пришло.
    4. Не согласен, т.к. я уже решил, что все равно получу ту специальность, которую я хочу.
  4. Я до сих пор не обсуждал с родителями свои будущие профессиональные планы.
    1. Согласен, т.к. моими родителями уже давно решено, кем я буду, и со мной не советовались по данному вопросу.
    2. Не согласен, мои родители как раз постоянно со мной обсуждают мои профессиональные предпочтения.
    3. Согласен, т.к. у нас в семье не принято обсуждать мои профессиональные планы.
    4. Не согласен, мы с родителями давно все обсудили, и я принял решение по поводу своей профессионализации.
  5. Мои родители выбрали мне дальнейшую специальность.
    1. Согласен, и надо признать, что они вообще лучше меня разбираются в этом вопросе.
    2. Не согласен, но мы регулярно обсуждаем вопрос моей будущей специальности.
    3. Не согласен, поскольку родители не вмешиваются в мои проблемы с выбором профессии.
    4. Н<span class="dash041e_0431_044

Информация о работе Взаимосвязь психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности