Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:34, курсовая работа
Принимая во внимание актуальность темы, сформулируем цель исследования: анализ адаптации первоклассников к школе. Задачи: Психологическое содержание особенностей возраста младших школьников;
Выявить особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте;
Организация и проведение психодиагностического исследования;
Интерпретация полученных результатов;
Представить результаты исследования, используя параметрические математико-статистические методы обработки результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социально-психологической адаптации младшего школьника.
1.1 Возрастные особенности младших школьников……………………………6
1.2 Понятие и сущность социально-психологической адаптации к школе…...8
1.3 Сущность и специфика детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте………………………………………………………………10
Глава II. Исследование влияния детско-родительских отношений на социально-психологическую адаптацию младшего школьника.
2.1 Исследование и диагностика детско-родительских отношений с помощью «Опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)»………………………………………………………………………….16
2.2 Исследование социально-психологической адаптации младших школьников с помощью методики оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП)……………………………………………………22
2.3 Интерпретация результатов исследования, описание методов математической статистики……………………………………………………..27
Заключение
Список литературы
Приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Нижнетагильская
Институт психолого-
Кафедра возрастной педагогики и психологии
Взаимосвязь социально-психологической адаптации младших школьников с типами детско-родительских отношений
Курсовая работа
Исполнитель:
Галышева Кристина Юрьевна,
студентка 22 группы ИППО
Научный руководитель: Рыбакова Людмила Александровна
ст. преподаватель кафедры ВПиП
Нижний Тагил
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретический анализ
взаимосвязи детско-
1.1 Возрастные особенности младших школьников……………………………6
1.2 Понятие и сущность социально-психологической адаптации к школе…...8
1.3 Сущность и специфика детско-
Глава II. Исследование влияния детско-родительских отношений на социально-психологическую адаптацию младшего школьника.
2.1 Исследование и диагностика детско-родительских
отношений с помощью «Опросника родительского
отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)»…………………………………………………………
2.2 Исследование социально-психологической адаптации младших школьников с помощью методики оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП)……………………………………………………22
2.3 Интерпретация результатов исследования,
описание методов математической статистики……………………………………………………
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Младший школьный возраст является
наиболее ответственным этапом школьного
детства. В момент поступления в
школу в жизни ребенка
Задачи:
Объект: детско-родительские отношения.
Предмет: влияние детско-родительских отношений
на адаптацию.
Методы исследования: Тео
Глава I. Теоретический анализ
взаимосвязи детско-
1.1 Возрастные особенности младших школьников.
Начало обучения в школе
- один из наиболее сложных и ответственных
моментов в жизни детей, как в
социально - педагогическом, психологическом,
так и физическом плане. С поступлением
в школу в жизни ребенка происходят существенные
изменения, коренным образом меняется
социальная ситуация развития, формируется
новый для ребенка вид деятельности - учебная
деятельность. На основе этой новой деятельности
развиваются основные психологические
новообразования: в центр сознания выдвигается
мышление. Таким образом, мышление становится
доминирующей психической функцией и
начинает определять постепенно и работу
всех других психических функций (памяти,
внимания, восприятия). С развитием мышления,
другие функции тоже интеллектуализируются
и становятся произвольными.
1.2 Понятие и сущность социально-психологической адаптации к школе.
Понятие социально-психологической адаптации личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности; в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования. В процессе социально-психологической адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я - концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации к социуму, успешность ее протекания. Сущность социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в начальной школе. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к. ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми.
Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин).
1.3. Сущность и
специфика детско-родительских
С поступлением ребенка в
школу происходят изменения в
его взаимоотношениях с окружающими
людьми, причем довольно существенные.
Прежде всего, значительно увеличивается
время, отводимое на общение. Теперь
большую часть дня дети проводят
в контактах с окружающими
людьми: родителями, учителями, другими
детьми. Прилежность, дисциплинированность
младшего школьника, принятие им правил
школьной жизни, успешность или не успешность
учебы сказывается на всей системе детско-родительских
отношений. [] В младшем школьном возрасте
открываются новые возможности для стимулирования
психического развития ребенка через
цикл его отношений с окружающими людьми,
особенно с родителями, к воздействиям
которых в этом возрасте ребенок еще достаточно
открыт. Это позволяет родителям использовать
в воспитании социальные мотивы ребенка.
Речь идет мотивах, как признание, одобрение
со стороны значимых взрослых людей (родителей),
стремление получить высокую оценку и
ряде других. Вместе с тем младший школьник
получает и новые права: право на уважительное
отношение родителей к своим учебным занятиям,
на рабочее место, учебные принадлежности. []
Необходимость самостоятельно
и ответственно изо дня в день
организовывать свою учебную деятельность
вызывает у ребенка чувство покинутости
родителями и высокую сензитивность
к отношению с их стороны. [] При
наличии благоприятных детско-родительских
отношениях родители младшего школьника
озабочены учебными проблемами ребенка.
Именно дома пытаются организовать его
правильное отношение к учебной деятельности
- отношение взятой на себя ответственности.
Многие родители специально берут отпуск
в сентябре, чтобы помочь ребенку войти
в учебную деятельность и определить его
самочувствие и успехи на многие годы
вперед. [] При адекватных детско-родительских
отношениях родители придают особое значение
организации рабочего места (стол, стул,
полки, лампа, часы и др.), ведутся беседы
о необходимости правильно спланировать
свое время, чтобы хорошо учиться и успевать
играть, гулять, заниматься другими приятными
или обязательными делами. Некоторые родители
реально, практически учат организовывать
рабочее время для занятий. Так, в одном
семействе детям для исполнения домашних
заданий давали специально определенное
время, тем самым строго контролируя их
деятельность. Заведенный будильник ставился
перед ребенком на столе. Тикающий будильник,
прыгающая поминутно стрелка довольно
быстро приучили детей контролировать
себя во время работы и не отвлекаться
на постороннее. [] Самое главное, что могут
дать родители младшему школьнику, - научить
его воздерживаться от развлечений в урочное
время, прочувствовать, что значит «делу
время - потехе час», брать ответственность
на себя, тем самым научиться управлять
своей волей. Разумные и любящие родители
помогают ему освоить предъявляемые к
нему требования учебной деятельности
и принять эти требования как неизбежное
и необходимое. Успехи ребенка в освоении
норм жизни в новых условиях формируют
у него потребность в признании не только
в прежних формах отношений, но и в учебной
деятельности. Характер адаптации к условиям
жизни в младшем школьном возрасте и отношение
к ребенку со стороны родителей определяют
состояние и развитие его чувства личности.
В условиях чувствительной к изменению
социального статуса ребенка семьи ребенок
обретает новое место и внутри детско-родительских
отношений: он ученик, он ответственный
человек, с ним советуются, с ним считаются. Ценностное
отношение к ребенку с высокой рефлексией
и ответственностью за него - наиболее
эффективный стиль детско-родительских
отношений в младшем школьном возрасте.
Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность,
с ним играют и разговаривают на интересующие
его темы. При этом его не сажают себе на
голову и предлагают считаться с другими.
Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать
себя. В такой семье растет полноценный
человек с чувством собственного достоинства
и ответственности за близких. В школе
ребенок из такой семьи быстро обретает
самостоятельность, он умеет строить отношения
с одноклассниками, сохраняя чувство собственного
достоинства и знает, что такое дисциплина. []