Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:34, курсовая работа
Принимая во внимание актуальность темы, сформулируем цель исследования: анализ адаптации первоклассников к школе. Задачи: Психологическое содержание особенностей возраста младших школьников;
Выявить особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте;
Организация и проведение психодиагностического исследования;
Интерпретация полученных результатов;
Представить результаты исследования, используя параметрические математико-статистические методы обработки результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социально-психологической адаптации младшего школьника.
1.1 Возрастные особенности младших школьников……………………………6
1.2 Понятие и сущность социально-психологической адаптации к школе…...8
1.3 Сущность и специфика детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте………………………………………………………………10
Глава II. Исследование влияния детско-родительских отношений на социально-психологическую адаптацию младшего школьника.
2.1 Исследование и диагностика детско-родительских отношений с помощью «Опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)»………………………………………………………………………….16
2.2 Исследование социально-психологической адаптации младших школьников с помощью методики оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП)……………………………………………………22
2.3 Интерпретация результатов исследования, описание методов математической статистики……………………………………………………..27
Заключение
Список литературы
Приложение
Глава II. Исследование влияния детско-родительских отношений на социально-психологическую адаптацию младшего школьника.
2.1 Исследование и диагностика детско-родительских отношений с помощью «Опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)».
Назначение теста
Тест-опросник родительского отношения
(ОРО) представляет собой психодиагностический
инструмент, ориентированный на выявление
родительского отношения у лиц,
обращающихся за психологической помощью
по вопросам воспитания детей и общения
с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных
чувств и поступков взрослых людей по
отношению к детям, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ними, особенностей
восприятия и понимания характера личности
ребенка, его поступков. С психологической
точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка
по отношению к детям, включающая в себя
рациональный, эмоциональный и поведенческий
компоненты. Все они в той или иной степени
оцениваются при помощи опросника, составляющего
основу данной методики. Отвечая на вопросы методики, испытуемый
должен выразить свое согласие или несогласие
с ними с помощью оценок «Да»
или «Нет». Структура опросника Опросник состоит из 5 шкал: Описание шкал Принятие / отвержение
ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально
положительное (принятие) или эмоционально
отрицательное (отвержение) отношение
к ребенку. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых
к сотрудничеству с ребенком, проявление
с их стороны искренней заинтересованности
и участие в его делах. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на
то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый
к единению с ребенком или, напротив, старается
сохранить между ребенком и собой психологическую
дистанцию. Это – своеобразная контактность
ребенка и взрослого человека. Контроль. Данная шкала характеризует то, как
взрослые контролируют поведение ребенка,
насколько они демократичны или авторитарны
в отношениях с ним. Отношение к неудачам ребенка.
Эта, шкала показывает, как взрослые относятся
к способностям ребенка, к его достоинствам
и недостаткам, успехам и неудачам. Интерпретация результатов теста Шкала
"Принятие / Отвержение" Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого
имеется выраженное положительное отношение
к ребенку. Взрослый в данном случае принимает
ребенка таким, какой он есть, уважает
и признает его индивидуальность, одобряет
его интересы, поддерживает планы, проводит
с ним достаточно много времени и не жалеет
об этом. Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает
по отношению к ребенку в основном только
отрицательные чувства: раздражение, злость,
досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый
считает ребенка неудачником, не верит
в его будущее, низко оценивает его способности
и нередко своим отношением третирует
ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности
взрослый не может быть хорошим педагогом. Шкала
"Кооперация" Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый
проявляет искренний интерес к тому, что
интересует ребенка, высоко оценивает
способности ребенка, поощряет самостоятельность
и инициативу ребенка, старается быть
с ним на равных. Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла)
– говорят о том, что взрослый по отношению
к ребенку ведет себя противоположным
образом и не может претендовать на роль
хорошего педагога. Шкала "Симбиоз" Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать
вывод о том, что данный взрослый человек
не устанавливает психологическую дистанцию
между собой и ребенком, старается всегда
быть ближе к нему, удовлетворять его основные
разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по
шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый,
напротив, устанавливает значительную
психологическую дистанцию между собой
и ребенком, мало заботится о нем. Вряд
ли такой взрослый может быть хорошим
учителем и воспитателем для ребенка. Шкала
"Контроль" Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек
ведет себя слишком авторитарно по отношению
к ребенку, требуя от него безоговорочного
послушания и задавая ему строгие дисциплинарные
рамки. Он навязывает ребенку почти во
всем свою волю. Такой взрослый человек
далеко не всегда может быть полезным,
как воспитатель, для детей. Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том,
что контроль за действиями ребенка со
стороны взрослого человека практически
отсутствует. Это может быть не очень хорошо
для обучения и воспитания детей. Наилучшим
вариантом оценки педагогических способностей
взрослого человека по этой шкале являются
средние оценки, от 3 до 5 баллов. Шкала
"Отношение к неудачам ребенка" Высокие баллы по
шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый
человек считает ребенка маленьким неудачником
и относится к нему как к несмышленому
существу. Интересы, увлечения, мысли и
чувства ребенка кажутся взрослому человеку
несерьезными, и он игнорирует их. Вряд
ли такой взрослый может стать хорошим
учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по
шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что
неудачи ребенка взрослый считает случайными
и верит в него. Такой взрослый, скорее
всего, станет неплохим учителем и воспитателем. Источники
Текст опросника
Ключи к опроснику
За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.
2.2 Исследование
социально-психологической
Методика оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП) для учителей разработана на основе опросника Л.М. Ковалевой и преставлений о четырех сферах школьной адаптации (педагогической, социальной, психологической и физиологической).
Методика оценки школьной адаптации, состоящий из 80 утверждении, представляет собой опросник. Необходимо отметить номера тех высказываний в бланке ответов, которые относятся к конкретному ученику. Максимальная сумма баллов — 80. Обработка и анализ результатов позволяет получить достоверные сведения об особенностях адаптации ребенка. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно вычислить коэффициент дезадаптации:
К= |
А |
х100 %, |
80 |
где К — коэффициент дезадаптации; а — количество отмеченных учителем пунктов. Также можно определить К для различных сфер школьной адаптации:
Кi= |
B |
х100 %, |
N |
где Кi - коэффициент адаптации для определенного компонента I; B — количество вычеркнутых учителем пунктов в соответствующем блоке; п — количество утверждений в данном блоке.
Такой детальный анализ позволяет выделить ведущие симптомы в целостной картине дезадаптации конкретного первоклассника.
Чем меньше К, тем успешнее адаптация ребенка к школе. В результате апробации методики в первых классах общеобразовательных школ выделены группы детей: 0-15% — хорошо адаптированные дети; 15—45% — умеренная (средняя) степень дезадаптации; свыше 45% — выраженная дезадаптация.
Методика оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП)
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, которые помогут вам оценить успешность школьной адаптации каждого ученика вашего класса, а также выявить области дезадаптации. В бланке ответов следует отмечать номера тех утверждений, которые относятся именно к обследуемому ребенку.
10. Боится отвечать у доски.
11. Чрезмерно беспокоен на уроках.
12. Долго переживает неудачи («застревает»).
13. Часто не может повторить за учителем простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах.
14. Впервые школьные месяцы болел ОРЗ более 1 раза.
15. У ребенка не совсем здоровый вид (бледный, худой).
16. Для ребенка характерны навязчивые движения (бесцельно двигает руками, раскачивается и т.п.).
29 Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после «персонального обращения».