Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение взаимосвязи свойств личности с самооценкой и мотивации достижения успеха.
Мотивация достижения успеха играет важную роль в формировании поведения человека. Изучение ее проблем является актуальным направлением в психологии, что обусловлено определенными тенденциями развития современного общества.

Содержание работы

Введение 3
1. Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения 6
1.1 Характер человека как система наиболее устойчивых черт личности 6
1.2 Понятие самооценки 14
1.3 Подходы к пониманию мотивации достижения и ее взаимосвязь с характером 19
2.1 Исследование взаимосвязи черт личности, мотивации успеха и уровня уверенности в себе 28
2.2 Программа исследования 29
2.3 Результаты исследования 34
Заключение 43
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

курсОВАЯ РАБОТА .docx

— 158.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Программа исследования

В нашем исследовании приняло участие 14 человек, все участники сотрудники магазина <<obi>> , все относятся к одной возрастной группе. Участникам было предложено пройти тестирование по следующим методикам:

  1. Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М. Русалова.
  2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
  3. Тест на выявление уровня самооценки

В свою очередь участники были разделены на две группы: первая группа – это продавцы средней категории с опытом работы не менее 3х лет, вторая группа – это начальники отделов,  заместители директора по продажам, с опытом работы не менее 3х лет.

 

 

 

 

Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) — 9 вопросов. ОСТ содержит следующие шкалы:

  1. ПРЕДМЕТНАЯ ЭНЕРГИЧНОСТЬ - включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремление к умственному и физическому труду.

Высокие значения (ВЗ) (9—12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.

Низкие значения (НЗ) (3—4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание, умственного напряжения, низкую вовлечённость в процесс деятельности.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЧНОСТЬ - содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

ВЗ — коммуникативная энергичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

НЗ — незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

  1. ПЛАСТИЧНОСТЬ — содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

ВЗ — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ — широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления, в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

НЗ — трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

  1. ТЕМП или СКОРОСТЬ — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

ВЗ — высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ — замедленность действий, низкая скорость моторно-двигателъных операций.

  1. СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП— включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

ВЗ — речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигагельного аппарата.

НЗ — слабо развита речедвитателъная система, речевая медлительностъ, медленная вербализация.

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к неудачам в работе.

ВЗ — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам.

НЗ — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

ВЗ — высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

НЗ — низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

  1. «К» - КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

ВЗ — неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

НЗ — адекватное восприятие своего поведения. 

Процедура проведения методики.

Каждому испытуемому предлагается текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов. Процедура опроса занимает от 1ч 30 мин до 2 ч: раздача вопросника и бланков для ответов — 3-7 мин; чтение инструкции — 6 мин; ответы на уточняющие вопросы — 7-10 мин, заполнение бланков — 1ч — 1ч 30 мин

Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.

Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более)по Контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

 

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

 

Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».

Подсчет балов

50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены  в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое я, выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего вы защититесь утверждением, что все врут календари. А жаль...

37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе  доверять. Обладаете ценным умением  находить выход из трудных  ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23-10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас  мучают сомнения и неудовлетворенность  своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что  любить себя плохо? Кто внушил  вам, что думающий человек должен  быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует  от вас самодовольства, но вы  должны принимать себя, уважать  себя, поддерживать в себе этот  огонек.

 

Тест на выявление уровня самооценки

50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены  в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое я, выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего вы защититесь утверждением, что все врут календари. А жаль...

37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе  доверять. Обладаете ценным умением  находить выход из трудных  ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23-10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас  мучают сомнения и неудовлетворенность  своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что  любить себя плохо? Кто внушил  вам, что думающий человек должен  быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует  от вас самодовольства, но вы  должны принимать себя, уважать  себя, поддерживать в себе этот  огонек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Результаты исследования

Полученные результаты сведены в таблицы представленные ниже.

Таблица с результатами ОСТ начальников отдела

 

Имя

энергичность

Социальная энергичность

пластичность

Социальная пластичность

Темп

Социальный темп

Эмоциональность

Социальная эмоциональность

<k>

Игорь А.

4

11

12

9

12

10

3

5

3

Алексей Б.

5

10

13

10

14

12

2

4

2

Андрей В.

6

11

14

12

11

12

4

3

3

Николай У.

5

12

13

10

13

11

3

5

1

Денис К.

3

11

12

8

13

12

2

2

2

Иван Б.

4

13

13

12

12

11

3

5

3

Сергей К.

5

10

12

10

13

9

1

3

2

Средний показатель

4.5

11

12

10

12

11

2.5

4

2




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица с результатами ОСТ продавцов отдела

Имя

энергичность

Социальная энергичность

пластичность

Социальная пластичность

Темп

Социальный темп

Эмоциональность

Социальная эмоциональность

<k>

Александр Б.

3

9

10

9

11

9

3

4

1

Денис Г.

4

8

11

9

10

11

2

3

2

Сергей Г.

4

9

11

10

10

7

4

1

3

Дмитрий М.

5

10

11

11

9

10

3

4

1

Евгений И.

2

10

10

7

11

9

2

2

2

Артем М.

3

11

11

9

10

10

2

4

2

Антон М.

4

9

11

9

9.5

8

1

3

1

Средний показатель

3.5

9.5

10

10

12

8

2.4

3

1.7

Информация о работе Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения успеха