Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 10:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение взаимосвязи свойств личности с самооценкой и мотивации достижения успеха.
Мотивация достижения успеха играет важную роль в формировании поведения человека. Изучение ее проблем является актуальным направлением в психологии, что обусловлено определенными тенденциями развития современного общества.
Введение 3
1. Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения 6
1.1 Характер человека как система наиболее устойчивых черт личности 6
1.2 Понятие самооценки 14
1.3 Подходы к пониманию мотивации достижения и ее взаимосвязь с характером 19
2.1 Исследование взаимосвязи черт личности, мотивации успеха и уровня уверенности в себе 28
2.2 Программа исследования 29
2.3 Результаты исследования 34
Заключение 43
Список литературы 44
2.2 Программа исследования
В нашем исследовании приняло участие 14 человек, все участники сотрудники магазина <<obi>> , все относятся к одной возрастной группе. Участникам было предложено пройти тестирование по следующим методикам:
В свою очередь участники были разделены на две группы: первая группа – это продавцы средней категории с опытом работы не менее 3х лет, вторая группа – это начальники отделов, заместители директора по продажам, с опытом работы не менее 3х лет.
Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) — 9 вопросов. ОСТ содержит следующие шкалы:
Высокие значения (ВЗ) (9—12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.
Низкие значения (НЗ) (3—4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание, умственного напряжения, низкую вовлечённость в процесс деятельности.
ВЗ — коммуникативная энергичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.
НЗ — незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.
ВЗ — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
ВЗ — широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления, в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
НЗ — трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
ВЗ — высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
НЗ — замедленность действий, низкая скорость моторно-двигателъных операций.
ВЗ — речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигагельного аппарата.
НЗ — слабо развита речедвитателъная система, речевая медлительностъ, медленная вербализация.
ВЗ — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам.
НЗ — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
ВЗ — высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
НЗ — низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.
ВЗ — неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ — адекватное восприятие своего поведения.
Процедура проведения методики.
Каждому испытуемому предлагается текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов. Процедура опроса занимает от 1ч 30 мин до 2 ч: раздача вопросника и бланков для ответов — 3-7 мин; чтение инструкции — 6 мин; ответы на уточняющие вопросы — 7-10 мин, заполнение бланков — 1ч — 1ч 30 мин
Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.
Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более)по Контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».
Подсчет балов
50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое я, выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего вы защититесь утверждением, что все врут календари. А жаль...
37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
23-10 баллов.
Очевидно, вы недовольны собой, вас
мучают сомнения и
Тест на выявление уровня самооценки
50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое я, выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего вы защититесь утверждением, что все врут календари. А жаль...
37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
23-10 баллов.
Очевидно, вы недовольны собой, вас
мучают сомнения и
Полученные результаты сведены в таблицы представленные ниже.
Таблица с результатами ОСТ начальников отдела
| |||||||||
Имя |
энергичность |
Социальная энергичность |
пластичность |
Социальная пластичность |
Темп |
Социальный темп |
Эмоциональность |
Социальная эмоциональность |
<k> |
Игорь А. |
4 |
11 |
12 |
9 |
12 |
10 |
3 |
5 |
3 |
Алексей Б. |
5 |
10 |
13 |
10 |
14 |
12 |
2 |
4 |
2 |
Андрей В. |
6 |
11 |
14 |
12 |
11 |
12 |
4 |
3 |
3 |
Николай У. |
5 |
12 |
13 |
10 |
13 |
11 |
3 |
5 |
1 |
Денис К. |
3 |
11 |
12 |
8 |
13 |
12 |
2 |
2 |
2 |
Иван Б. |
4 |
13 |
13 |
12 |
12 |
11 |
3 |
5 |
3 |
Сергей К. |
5 |
10 |
12 |
10 |
13 |
9 |
1 |
3 |
2 |
Средний показатель |
4.5 |
11 |
12 |
10 |
12 |
11 |
2.5 |
4 |
2 |
Таблица с результатами ОСТ продавцов отдела | |||||||||
Имя |
энергичность |
Социальная энергичность |
пластичность |
Социальная пластичность |
Темп |
Социальный темп |
Эмоциональность |
Социальная эмоциональность |
<k> |
Александр Б. |
3 |
9 |
10 |
9 |
11 |
9 |
3 |
4 |
1 |
Денис Г. |
4 |
8 |
11 |
9 |
10 |
11 |
2 |
3 |
2 |
Сергей Г. |
4 |
9 |
11 |
10 |
10 |
7 |
4 |
1 |
3 |
Дмитрий М. |
5 |
10 |
11 |
11 |
9 |
10 |
3 |
4 |
1 |
Евгений И. |
2 |
10 |
10 |
7 |
11 |
9 |
2 |
2 |
2 |
Артем М. |
3 |
11 |
11 |
9 |
10 |
10 |
2 |
4 |
2 |
Антон М. |
4 |
9 |
11 |
9 |
9.5 |
8 |
1 |
3 |
1 |
Средний показатель |
3.5 |
9.5 |
10 |
10 |
12 |
8 |
2.4 |
3 |
1.7 |
Информация о работе Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения успеха