Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение взаимосвязи свойств личности с самооценкой и мотивации достижения успеха.
Мотивация достижения успеха играет важную роль в формировании поведения человека. Изучение ее проблем является актуальным направлением в психологии, что обусловлено определенными тенденциями развития современного общества.

Содержание работы

Введение 3
1. Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения 6
1.1 Характер человека как система наиболее устойчивых черт личности 6
1.2 Понятие самооценки 14
1.3 Подходы к пониманию мотивации достижения и ее взаимосвязь с характером 19
2.1 Исследование взаимосвязи черт личности, мотивации успеха и уровня уверенности в себе 28
2.2 Программа исследования 29
2.3 Результаты исследования 34
Заключение 43
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

курсОВАЯ РАБОТА .docx

— 158.66 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

Проанализировав средний показатель результатов ОСТ у начальников отделов и продавцов мы сделали вывод:  в обеих группах у испытуемых имеется высокая потребность в освоении предметного мира, высокое стремление к физическому и умственному труду. У группы начальников отделов более развита коммуникативные навыки, потребность в социально производственном контакте, стремление к лидерству, чем у группы испытуемых продавцов. У подгруппы продавцов имеется общая склонность к монотонной работе, присутствуют консервативные виды деятельности, когда в подгруппе начальников отдела прослеживается стремление к разнообразию форм предметной деятельности, и легкое вступление в социальные вербальные контакты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица результатов продавцов отдела

Имя

результат

Александр Б.

15

Денис Г.

9

Сергей Г.

13

Дмитрий М.

16

Евгений И.

15

Артем М.

14

Антон М.

11

Среднее показатель

13



Таблица результатов начальников отдела

Имя

результат

Игорь А.

23

Алексей Б.

22

Андрей В.

20

Николай У.

21

Денис К.

22

Иван Б.

20

Сергей К.

22

Среднее показатель

21



Результаты диагностики личности на мотивацию успеха

 

 

 

 

 

Из результатов исследования видно что у начальников отделов проявляется умеренно высокий уровень мотивации, когда у продавцов отдела стойкое проявление имеет средний уровень мотивации. Люди занимающие в организации ответственные должности начальников отдела сильно ориентированные на успех предпочитают средний уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты к тесту на выявление уровня самооценки

Таблица результатов начальников отдела

Имя

результат

Игорь А.

40

Алексей Б.

38

Андрей В.

39

Николай У.

42

Денис К.

45

Иван Б.

40

Сергей К.

41

Среднее показатель

40




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица результатов продавцов отдела

Имя

результат

Александр Б.

36

Денис Г.

33

Сергей Г.

35

Дмитрий М.

32

Евгений И.

34

Артем М.

35

Антон М.

36

Среднее показатель

35




 

 

Обе группы показали высокий уровень самооценки.

 

 

 

 

Вывод по второй главе:

 

Степень выраженности мотива достижения успеха у испытуемых изучалась с помощью методики "Мотивация к успеху" Т. Элерса. В ходе проведения исследования с помощью данной методики были получены следующие результаты. Большинство испытуемых, из числа продавцов имеют средний и ниже среднего уровень мотивации к достижению успеха, а у испытуемых состоящих на должности начальников отдела выявлен высокий уровень мотивации к достижению успеха.

В дальнейшем особое внимание уделим  испытуемым, входящим в группу начальников отдела, которые проявили высокий уровень в достижении успеха. Проанализируем их результаты по тесту Русалова, особое внимание уделив шкалам 2,4,9.

Один из 10 испытуемых не прошел тест по шкале лжи. Из оставшихся девяти все показали высокий уровень социальной пластичности и социальной энергичности. (не менее 9 баллов). Показатели остальных шкал так же не противоречат результатам тестов. По шкале самооценки все испытуемые из числа тех, что продемонстрировали высокий уровень мотивации к успеху, также продемонстрировали высокий уровень самооценки. Что согласуется с остальными результатами.

Таким образом, можно сделать вывод, что к числу людей, состоящих на руководящих должностях начальников отдела (с высоким уровнем стремления к успеху) относятся в большинстве случаев люди с высоким или средним уровнем самооценки. При этом данные черты подчеркиваются и согласуются с соответствующими чертами характера.

 

Заключение

 

Проведя данное исследование, мы убедились в том, что существует связь между выраженным мотивом достижения успеха и личностными особенностями людей, их уровнем самооценки.

В наше время очень остро стоит проблема мотивации достижения успеха. Мотив - это одно из главных понятий, с помощью которого раскрывается природа человеческих действий, их сущность. Мотивы формируются в раннем детстве и значительное влияние на их формирование имеют школа, класс, общественная мысль коллектива и семья. Он выступает важным компонентом психологической структуры любой деятельности, ее движущей силой.

При индивидуальном действии мотив достижения и соответственно чувство успеха постепенно вступает в связь с естественным по генезису чувством самолюбия, больше того, чувство успеха подпитывает это ведущее отношение человека к самому себе, и оно становится ядром личности, центром его образа "Я".

Высокий уровень самооценки непременно развивает сильные стремления человека к превосходству, власти над человеком, к славе и непомерным материальным целям. В результате личность становится более успешной в рабочей сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Асеев В.Г. Мотивация поведения  и формирование личности, М., Изд. Мысль, 1976.

  1. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием, М., Изд. МГУ, 1991
  2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М., 1990
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2006
  4. Кондратьева М.В. Мотивация достижения успеха в структуре личности в современной психологии
  5. Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2006. – 440с.
  6. Захарова А.В. Психология формировани самооценки. - Минск, 1993.
  7. Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога», Воронеж,1999
  8. Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.
  9. Хорни К. Самосознание. М., 1996.
  10. Мерлин В.С. Структура личности – характер, способности, самосознание.- Пермь, 1990
  11. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.
  12. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. - С.122.
  13. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Н., 1996.
  14. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное

самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986.

  1. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности - М., 1974.
  2. Додонов Б.И Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: МГУ, 1988. - С.63.
  3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. – М., 1972.
  4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. - С.41-42.
  5. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. – М., 1973. -Вып. 2.
  6. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 1997. - № 4.
  7. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986.
  8. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после 16-ти., 1989.
  9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 1993.
  10. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М., 1992. – 376 с. Эмоции как ценность - М., 1978.
  11. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии, 1999. - № 2.
  12. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.
  13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч.пособие. - М., 1997.
  14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) — 9 вопросов. ОСТ содержит следующие шкалы:

  1. ПРЕДМЕТНАЯ ЭНЕРГИЧНОСТЬ - включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремление к умственному и физическому труду.

Высокие значения (ВЗ) (9—12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.

Низкие значения (НЗ) (3—4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание, умственного напряжения, низкую вовлечённость в процесс деятельности.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЧНОСТЬ - содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

ВЗ — коммуникативная энергичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

НЗ — незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

  1. ПЛАСТИЧНОСТЬ — содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

ВЗ — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ — широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления, в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

Информация о работе Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения успеха