Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:43, курсовая работа
Исследование эмоционального интеллекта (Emotional Intelligence, EQ или EI) началось в психологии относительно недавно (по сравнению с исследованием некоторых других феноменов, например, восприятия, внимания, памяти). Начало изучению способностей человека к взаимодействию с другими людьми было положено приблизительно в 40-х годах XX века. В 80-х годах в своих исследованиях множественного интеллекта теме межличностных способностей уделил внимание Г. Гарднер.
Сам термин «эмоциональный интеллект» как способность человека осознавать и регулировать свои эмоции и понимать эмоции других был введен в психологию только в 1990-х годах – исследователями Дж. Мейером и П. Сэловеем.
ВВЕДЕНИЕ ………………………….…………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ.
1.1. Понятие и модели эмоционального интеллекта …………….…………...6
1.2. Проявление и распознавание лицевой экспрессии……………………………………………………………….……….14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ
2.1.Обоснование выбора методик исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии…………………………………………………………………….....20
2.2.Описание результатов исследования…..……..………………………….21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………….…..29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………….…………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ.
1.1. Понятие и модели эмоционального интеллекта …………….…………...6
1.2. Проявление и распознавание
лицевой экспрессии……………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ
2.1.Обоснование выбора
методик исследования
2.2.Описание результатов
исследования…..……..………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………31
ВВЕДЕНИЕ
Исследование эмоционального
интеллекта (Emotional Intelligence, EQ или EI) началось
в психологии относительно недавно
(по сравнению с исследованием
некоторых других феноменов, например,
восприятия, внимания, памяти). Начало
изучению способностей человека к взаимодействию
с другими людьми было положено приблизительно
в 40-х годах XX века. В 80-х годах
в своих исследованиях
Сам термин «эмоциональный интеллект» как способность человека осознавать и регулировать свои эмоции и понимать эмоции других был введен в психологию только в 1990-х годах – исследователями Дж. Мейером и П. Сэловеем.
В 1995 году была издана книга Дениэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект», где были обобщены основные результаты исследований эмоционального интеллекта. Согласно определению Гоулмана, эмоциональный интеллект – это комплекс навыков и способностей в области понимания, распознавания своих и чужих чувств/эмоций, а также в области контроля/управления своими чувствами и чувствами других людей.
Дж. Мейером и П. Сэловеем эмоциональный интеллект рассматривается как часть социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями.
Можно предположить, что люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта способны лучше распознавать эмоции и настроения как собственные, так и других людей.
Гипотеза исследования: существует прямая взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и способностью к распознаванию лицевой экспрессии.
Объект – эмоциональный интеллект.
Предмет – взаимосвязь эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии.
Задачи исследования:
1.Изучить эмоциональный интеллект;
2.Изучить особенности лицевой экспресии;
3.Дать качественную оценку взаимосвязи эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии.
Методологическая основа исследования: исследование опирается на работы Джона Мэйера, Питера Саловея и Дэниела Гоулмана, а также на модели эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, Р. Бар-Она, Д. Мэйера и П. Саловея. Основополагающими для исследования лицевой экспрессии были использованы работы У. Эко, Ч, Дарвина и экспериментальные данные К. Лэндиса.
Методы исследования представлены следующими группами:
1. теоретический анализ литературы по проблеме исследования с использованием категориального аппарата и основных принципов психологической науки;
2. эмпирические методы исследования: «Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн Д.В. Люсина», «Физиономический тест» Кунина, набор фотографий с людьми, испытывающими определенные эмоции
3. методы количественной и качественной обработки полученных данных с использованием методов математической статистики: критерий Пирсона.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ
Первоначально понятие "эмоциональный интеллект" было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Можно согласиться с мнением Д.В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два понятия могут быть представлены как пересекающиеся области [17].
Термин эмоциональный интеллект - пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по - прежнему не существует четкого определения этого понятия.
Впервые обозначение коэффициент эмоциональности, по аналoгии коэффициентом интеллекта - ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар - Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели пoнятие "эмоционального интеллекта". Вместе с Дэниелом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют "тройку лидеров" в исследованиях эмоционального интеллекта. Общее же количество ученых, занимающееся исследованиями в этой области, огромно. Как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный интеллект [1].
Существует большое количество
определений эмоционального интеллекта.
Рувен Бар - Он, автор аббревиатуры
"EQ", например, определяет эмоциональный
интеллект как набор
Освещая тему с прикладной точки зрения, имеет смысл говорить об эмоциональной компетентности, а не об эмоциональном интеллекте. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе. Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха.
Эмоциональная компетентность
связана с эмоциональным
Весь двадцатый век внимание в основном уделяли "обычному" интеллекту, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. [15].
Дэниел Гоулман в своей книге "Эмоциональный интеллект", представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25% [5].
В своей книге Гоулман убедительно доказывает, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице [5].
Необходимо отметить, что
тема эмоций далеко не нова в научном
мире. В двадцатом веке исследованию
эмоций было посвящено множество
различного рода исследований. О взаимосвязи
эмоциональной и когнитивной
сфер психики говорили Платон и Аристотель,
известны также высказывания Л.С. Выготского,
о единстве интеллекта и аффекта,
но по-настоящему активное внимание эта
тема привлекла в последнее
Это связано в первую очередь
с тем, что на основе традиционных
тестов интеллекта (IQ) оказалось, невозможно
предсказать успешность деятельности.
Эмоциональный интеллект
Д. Гоулман, в своей модели
эмоционального интеллекта выделяет такие
компоненты как: эмоциональное самосознание,
контроль, социальная чуткость, управление
отношениями. Д. Гоулман считает, что
люди с высоким эмоциональным
самосознанием прислушиваются к
своим внутренним ощущениям и
осознают воздействие своих чувств
на собственное психологическое
состояние и рабочие
Люди, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал. Так же важна точная самооценка. Человек с высокой самооценкой обычно знает свои сильные стороны и осознает пределы своих возможностей.[11].
В компоненте контроль Д. Гоулман выделяет такие показатели как уверенность в себе - это знание своих способностей позволяет человеку полноценно использовать свои сильные стороны. Человек обладающим таким качеством как обуздание эмоций, способен контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже использовать их на пользу делу.
Под открытостью автор понимает - искреннее выражение своих чувств и убеждений. Адаптивность, по мнению Д. Гоулмана, способность ловко расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии. Волю к победе автор рассматривает, как способность человека ориентироваться на высокие личные стандарты, заставляющие постоянно стремиться к совершенствованию - повышению качества собственной работы.
Инициативность - это способность использовать благоприятные возможности для достижения поставленных результатов. Под оптимизмом понимается способность найти выход из сложной ситуации, позитивно воспринимать других людей, ожидая от них самых лучших проявлений.
К социальной чуткости, Д. Гоулман
относит сопереживание - способность
прислушиваться к чужим переживаниям,
умение настроиться на широкий диапазон
эмоциональных сигналов. Это качество
позволяет понимать невысказанные
чувства, как отдельных людей, так
и целых групп, участливо относится
к окружающим и мысленно встать на
место другого человека. Благодаря
эмпатии человек прекрасно
К деловой осведомленности,
автор относит способность
К управлению отношениями, Д.
Гоулман относит воодушевление -
это способность вызвать у
других отклик и одновременно увлечь
их привлекательным образом
Помощь в самосовершенствовании - это способность, проявлять неподдельный интерес к тем, кому помогают совершенствоваться, видят их цели, достоинства и недостатки. Содействие изменениям, автор рассматривает, как способность разглядеть необходимость в изменениях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать новый. К урегулированию конфликтов относится способность понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения - идеал, который смогут разделить все. Командная работа и сотрудничество - это умение создать в организации атмосферу общности и подать пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Умение вовлекать остальных в активное стремление к общим идеалам [1, 2].
Эмоциональный интеллект
в трактовке Р. Бар-Она - это все
некогнитивные способности, знания
и компетентность, дающие человеку
возможность успешно
Р. Бар-Он выделяет следующие сферы эмоционального интеллекта: внутриличностная сфера, касается способности понимать себя и управлять собой.
Во внутриличностной сфере автор выделяет такие способности как самоанализ - способность распознавать, что человек чувствует и почему это чувствует. Ассертивность (самоутверждение) - способность открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения. Независимость - способность направлять и контролировать самого себя.
Самоуважение - способность признавать свои сильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о себе, несмотря на слабости. Самореализация - способность реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.
Межличностная сфера касается "общественных навыков", способности взаимодействовать и ладить с другими.