Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:43, курсовая работа
Исследование эмоционального интеллекта (Emotional Intelligence, EQ или EI) началось в психологии относительно недавно (по сравнению с исследованием некоторых других феноменов, например, восприятия, внимания, памяти). Начало изучению способностей человека к взаимодействию с другими людьми было положено приблизительно в 40-х годах XX века. В 80-х годах в своих исследованиях множественного интеллекта теме межличностных способностей уделил внимание Г. Гарднер.
Сам термин «эмоциональный интеллект» как способность человека осознавать и регулировать свои эмоции и понимать эмоции других был введен в психологию только в 1990-х годах – исследователями Дж. Мейером и П. Сэловеем.
ВВЕДЕНИЕ ………………………….…………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ.
1.1. Понятие и модели эмоционального интеллекта …………….…………...6
1.2. Проявление и распознавание лицевой экспрессии……………………………………………………………….……….14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕСИИ
2.1.Обоснование выбора методик исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии…………………………………………………………………….....20
2.2.Описание результатов исследования…..……..………………………….21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………….…..29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………
Комплексный анализ: обобщив результаты, полученные по всем методикам и проведя корреляционный анализ, можно говорить о том, что уровень эмоционального интеллекта и способность к распознаванию лицевой экспрессии напрямую взаимосвязаны между собой. Таким образом, выдвинутая гипотеза о прямой взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии в ходе проведенного нами исследования подтвердилась. То есть человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, скорее всего, будет с большей точностью распознавать свои и чужие эмоции и с большей долей вероятностью сможет этими эмоциями управлять. И с другой стороны, обладатели низкого уровня эмоционального интеллекта будут испытывать затруднения при анализе и управлении эмоциями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциона́льный интелле́кт (EQ) — это способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. Понятие эмоционального интеллекта ввели Питер Сэловей и Джек Майер в 1990 году. В отличие от привычного всем понимания интеллекта (IQ), является cпособностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. В практическом понимании EQ - это "здравый смысл".
Лицевая экспрессия и пантомимика – это специфический код, который является одним из важнейших факторов коммуникации. Люди обычно обмениваются многими невербальными сигналами, используя интонацию голоса, лицевую экспрессию, контакты глазами, жесты. С помощью этих средств передается важная информация. Сходным образом обмениваются информацией с сородичами животные в стае, используя выразительные движения, особые звуки. Ч. Дарвин (1872) был первым, кто предположил, что лицевая экспрессия играет особенно важную роль в кооперации, объединении членов сообщества, так как позволяет сообщать об эмоциях и намерениях действовать. Наиболее важным каналом эмоционального, невербального общения является зрительный, через который принимается информация, содержащаяся в выразительных жестах и экспрессивных реакциях лица.
Проведя теоретический анализ
литературы по темам эмоциональный
интеллект и лицевая
Проведя эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и способности к распознаванию лицевой экспрессии, мы выявили, что уровень эмоционального интеллекта и способность к распознаванию лицевой экспрессии имеют между собой прямую положительную взаимосвязь на уровне значимости 1%. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась в ходе исследования. То есть мы можем сделать вывод о том, что люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, лучше распознают эмоции других людей и собственные и может их контролировать. Однако следует отметить, что постоянный высокий уровень эмоционального интеллекта может сыграть отрицательную роль: человек может стать слишком восприимчивым и ранимым. Оптимальным является средний уровень эмоционального интеллекта.
Поставленные нами задачи были успешно реализованы. Гипотеза подтверждена, цель курсовой работы достигнута.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК