Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 13:34, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность тревожности как психологического феномена.
2. Определить структуру индивидуального стиля и факторы, определяющие его формирование.
3. Выявить взаимосвязь индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.
ВВЕДЕНИЕ ..………………………………………………………..…………
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОМУ САДУ …………………………………………………………….
7
1.1 Адаптация как психологический феномен …..………….…
7
1.2 Особенности адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения ………………
10
1.3 Факторы, влияющие на адаптацию дошкольников к условиям детского сада ………………….……………..……….
20
1.4 Половая идентификация детей дошкольного возраста …...
23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………
25
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………
26
2.1 Организация и методы исследования …………………...…
26
2.2 Результаты исследования …………………………….……
29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………………………….
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …
В настоящее время особое значение придается изучению механизмов психофизиологического взаимодействия организмов матери и плода. По одним представлениям («клеточная теория») на химическом и молекулярном уровнях в клетках плода «фиксируются» переживания матери [3, с. 35]. Высказывается также предположение Андрэ Бертин о существовании своего рода информационного обмена между плодом и матерью. Таким образом, можно сделать вывод, что если мать в период беременности имела высокий уровень тревожности, то и ребенок может родиться с устойчивой чертой личности как тревожность.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления и запретах. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования [13, с. 204]. Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. У детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом – общении с взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности – отношение к будущему и проблемы, связанные с отношениями полов.
А.А. Реан отмечает, что исследования Я. Рейковского показали влияние тревожности, в том числе школьной, на формирование неадекватного уровня притязаний: побуждая к чрезмерной осторожности (снижение уровня притязаний) или затрудняя оценку ситуации и собственных возможностей [23, с. 69].
Следует также отметить, что имеет место возрастная специфика в проявлении тревожности у старших школьников, для которых характерны две ее основные формы: вербальная экспрессия боли и мышечная ригидность.
Таким образом, в отечественной психологии тревожность рассматривается как личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги. В контексте различных психологических подходов тревожность как психологический феномен трактуется по-разному: внутренний эмоциональный конфликт (психоанализ), неудачную заученную реакцию на угрожающие события (бихевиоризм), эмоциональная реакция на опасность (неофрейдизм). Причины возникновения тревожности делятся на внутренние (самооценка, локус-контроля) и внешние (стиль семейного воспитания, перинатальные факторы). Имеет место возрастная специфика, заключающаяся в ее источниках, содержании и формах проявления.
1.2 Виды тревожности
Ч.Д. Спилбергер выделил два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство [27, с. 37]. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем [27, с. 43]. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безразличие и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают [27, с. 39]. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
Таким образом, критерием этой классификации выступает наличие каких-либо внешних обстоятельств или внутренних состояний индивида, влияющих на уровень тревожности личности.
По степени охвата жизненных ситуаций выделяют частную (специфическую) и общую тревожность. Проявление частной тревожности связано с определенной областью жизненных ситуаций, которую может распознать сам субъект переживаний. В свою очередь, общая тревожность не связывается индивидом, испытывающим тревожное состояние, с определенными ситуациями
(Ч.Д. Спилбергер).
В психологической литературе рассматриваются различные виды частной тревожности: оценочная (экзаменационная) тревожность (В.А. Доскин, Х. Хекхаузен), межличностная тревожность (В.Р. Кисловская), компьютерная тревожность (О.В. Доронина, А.О. Прохоров), соревновательная тревожность (Ю.Л. Ханин), школьная тревожность (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. А.М. Прихожан, Б.Н. Филлипс). В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей тревожности.
Следует подробнее рассмотреть школьную тревожность.
Школьная тревожность – это форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений [10, с. 87].
Причинами школьной тревожности является:
1. Эмоциональное нежелание учиться. Если школьник плохо подготовили к школе, то всё, с чем он столкнётся в классе, включая учителя и одноклассников, будет казаться ему чужим и агрессивным.
2. Недостаток интеллектуальной базы наряду
с желанием учиться. В результате он не
усваивает материал, быстро устаёт, не
справляется с заданиями и испытывает
сильное беспокойство из-за отсутствия
успехов в учёбе.
3. Характерологические
особенности: впечатлительность, ранимость
и застенчивость. Серьёзные перемены в
жизни: окончание школы, подготовка к сдаче
выпускных экзаменов и поступление в учебное
заведение могут вызвать симптомы школьной
тревожности. Особенно если школьник входит
в недостаточно доброжелательный коллектив.
4. Семейные проблемы: потеря родного человека, развод родителей, тяжёлая болезнь родственника [10, с. 91].
Л.И. Божович выделяет адекватную и неадекватную тревожность [3, с. 165]. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступала ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она рассматривалась как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.
Ф.Б. Березин отметил, что состояние тревожности – это эмоциональное состояние, ряд эмоциональных состояний, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания, и выделил шесть уровней состояния тревожности:
1. Первый уровень – наименьшая интенсивность тревоги. Выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несет признака угрозы, а служит сигналом скорого наступления более выраженных проявлений тревоги. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение.
2. На втором уровне ощущение внутренней напряженности сменяют гиперостезические реакции или же они присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении – отрицательную эмоциональную окраску.
3. Третий уровень – собственно тревога. Проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности.
4. Четвертый уровень – страх. Возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объект, с которым связывается страх, не обязательно отражает реальную причину тревоги, действительную угрозу.
5. Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, которая возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать неопределенная, но очень сильная тревога.
6. Наиболее важный уровень – тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности вызывается тревогой, достигает при этом своего максимума [1, С. 132-134].
А.М. Прихожан выделяет две основных категории тревожности: открытая (сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги); и скрытая (проявляется в либо чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические способы поведения) [21, с. 39].
Внутри этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделим три формы открытой тревожности:
1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.
2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью.
Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.
3. Культивируемая тревожность – тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющая добиться многого. Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» от наличия тревожности и выражается через усиление симптомов. В некоторых случаях у одного испытуемого встречались одновременно два или даже все три варианта [21, С. 40-42].
Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм – «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний [20, с. 184]. У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности. Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и «неадекватное спокойствие» чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревог, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер.
Вторая форма скрытой тревожности – «уход из ситуации» – встречается достаточно редко [20, с. 185].
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий выделяют такой специфический вид тревожности, как «семейная тревога». Под «семейной тревогой» понимаются состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется сомнениями, страхами, опасениями, касающимися, прежде всего семьи. Это страхи в отношении здоровья членов семьи, их разлуки, поздних возвращений, в отношении конфликтов, возникающих в семье. Тревожность эта обычно не распространяется на внесемейные сферы, а именно производственную деятельность, родственные, межсоседские отношения. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни.
Это может быть неуверенность в чувствах других членов семьи, в родительской любви, неуверенность в себе; например, индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не соответствует его представлению о себе. Важными аспектами этого состояния являются также чувство беспомощности, ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужном направлении. Типичные высказывания индивидов с «семейной тревогой» ярче всего отражают как раз эту сторону данного состояния [16, с. 154].
Таким образом, по критерию наличия внешних обстоятельств или внутренних состояний индивида выделяют ситуативную и личностную тревожность, в зависимости от степени соответствия успешности реальному положению индивида в той или иной области тревожность делят на адекватную и неадекватную. Ф.Б. Березин выделил шесть уровней состояния тревожности по мере ее возрастания. А.М. Прихожан выделил два вида тревожности: открытая и скрытая. Тревожность делят на общую и частную, проявлением последней является школьная тревожность, представляющая собой негативное эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
1.3 Понятие об индивидуальном стиле учебной деятельности
Понятие «стиль» в словаре толкуется как «метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения» [17, с. 666].
Стиль деятельности – устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта [7, с. 363].
Существует достаточно большое количество разноплановых концептуальных подходов к определению стилей обучения, хотя, общей их отличительной чертой является понимание стиля обучения как модели специфического отношения к данному процессу. Различия в определении этой категории отражаются в предлагаемых понятиях: стили обучения рассматриваются как стабильные когнитивные стили (Стернберг); как стили, особые для каждой отдельной ситуации обучения (Дунн); как направления в обучении, напрямую зависящие от используемых педагогических методик (Энтвистль).
Информация о работе Взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности