Взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность тревожности как психологического феномена.
2. Определить структуру индивидуального стиля и факторы, определяющие его формирование.
3. Выявить взаимосвязь индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ..………………………………………………………..…………
4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОМУ САДУ …………………………………………………………….


7
1.1 Адаптация как психологический феномен …..………….…
7
1.2 Особенности адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения ………………

10
1.3 Факторы, влияющие на адаптацию дошкольников к условиям детского сада ………………….……………..……….


20

1.4 Половая идентификация детей дошкольного возраста …...
23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………
25

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………


26
2.1 Организация и методы исследования …………………...…
26
2.2 Результаты исследования …………………………….……
29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………
36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………………………….
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …

Файлы: 1 файл

курсовая работа ПРИМЕР.doc

— 1.58 Мб (Скачать файл)

2. Способности (на старшеклассников с развитыми учебными способностями успешнее оказывается педагогическое воздействие, ими легче усваиваются знания, умения, навыки, что обуславливается успешной учебной деятельностью) [11, с. 53].

3. Характер. Важными характеристиками учащегося и как личности, и как субъекта учебной деятельности являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность. В связи с этим по стилю учебной деятельности можно выделить две полярные группы учащихся, которых условно можно назвать «автономными» и «зависимыми».

«Автономные» проявляют в учебной деятельности такие качества, как: настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы. Для «зависимых» же характерно то, что эти качества у них почти не обнаруживаются, а их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны педагога, с ориентацией на советы, подсказки [22, с. 229].

4. Стратегия педагогического взаимодействия. Очевидна связь между формированием у учащихся черт «зависимого» типа и широким использованием педагогом способов авторитарного руководства.

В результате проведенного исследования американскими психологами Карен Миллер, Мелвин Кон и Карми Скулер было установлено, что более самостоятельная, свободная от мелочной опеки учебная работа в большей степени способствует формированию у старших школьников гибкого, творческого стиля мышления, а также вырабатывает у них потребность в самостоятельности, уменьшает вероятность эмоциональных расстройств [23, с. 40].

5. Особенности личности (самооценка, уровень притязаний, самоэффективность, локус-контроля, уровень тревожности).

Успешная учебная деятельность характерна для личностей с адекватной самооценкой и адекватным уровнем притязаний, так как человек ставит реальные цели и достигает их. При заниженном уровне притязаний и при низкой самооценки человек выбирает слишком простые, легкие цели, так как он не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным». При завышенном уровне притязаний и при высокой самооценке человек ставит перед собой слишком сложные, не реальные цели и это объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям.

С позиции А. Бандуры, самоэффективность – это осознание человеком своей успешности и компетентности  в решении предстоящих задач. А компетентность, в свою очередь, – это способы мышления и навыки, необходимые для решения задач. Эти способы мышления и навыки входят в структуру индивидуального стиля учебной деятельности [29, с. 310].

6. Особенности познавательной сферы. Особенностью развития познавательной сферы в юношеском возрасте является то, что умственный рост старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности (стиля мышления). Н. Коган считает, что в познавательных процессах индивидуальный стиль деятельности выступает как стиль мышления, то есть устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации [23, с. 39].

Развитие познавательных процессов, и особенно интеллекта, в юношеском возрасте имеет две стороны – количественную (старший школьник решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает).

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности старшеклассника, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления [23, с. 41].

7. Сформированность компонентов учебной деятельности. Уровень развития «автономного» стиля учебной деятельности старшего школьника отражает степень сформированности у него основных компонентов учебной деятельности: необходимых учебных действий, умения и навыков, учебных потребностей, полноты знаний, приемов самоконтроля.

Недостаточная сформированность основных компонентов учебной деятельности негативно сказывается на успешности усвоения знаний в старших классов, где от школьника требуется значительная самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Трудности учения такого школьника выражается прежде всего в том, что он не умеет учиться, даже если этого хочет.

Отсутствие четко сформированных учебных действий часто приводит к тому, что знания усваиваются старшим школьником нерациональным способом. Они механически запоминаются без смысловой обработки. Соответственно теряется осознанное отношение к знаниям, которые превращаются в воспроизводимую информацию без возможности их применения в новых условиях [23, с. 194].

8. Тип нервной системы. Учебная деятельность включает также в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью [23, с. 198].

 Таким образом, на индивидуальный стиль учебной деятельности влияют следующие факторы: тип темперамента, способности, характер старшеклассника, стратегия педагогического взаимодействия, особенности личности (самооценка, уровень притязаний, самоэффективность, локус-контроля, уровень тревожности), особенности познавательной сферы, сформированность компонентов учебной деятельности, тип нервной системы.

 

    

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Понятие «тревожность» рассматривается как в отечественной психологии (Р.С. Немовым, А.М. Прихожан,  Е. Савиной, С.С. Степановой), так и в зарубежной (Дж. Уотсоном, Б. Скиннером, З. Фрейдом, К. Хорни). Причинами возникновения тревожности являются самооценка, локус-контроля (внутренние) и стиль семейного воспитания, перинатальные факторы (внешние).

2. Выделяют следующие виды тревожности: ситуативная и личностная, адекватная и неадекватная, открытая и скрытая; оценочная, межличностная, компьютерная и школьная; специфический вид – семейная.

3. Индивидуальный стиль учебной  деятельности – это индивидуально-своеобразный способ учебной деятельности, определяемый учебными действиями и обусловленный свойствами субъекта деятельности.

4.  На индивидуальный стиль  учебной деятельности влияют  следующие факторы: тип темперамента, способности, характер старшеклассника, стратегия педагогического взаимодействия, особенности личности (самооценка, уровень притязаний, самоэффективность, локус-контроля, уровень тревожности), особенности познавательной сферы, сформированность компонентов учебной деятельности, тип нервной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

2.1 Организация и методы  исследования 

Целью исследования было выявление взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

Исследование было направлено на проверку следующей гипотезы: чем выше уровень школьной тревожности, тем менее автономным является стиль учебной деятельности у старших школьников.

Базой для проведения исследования выступила гимназия № 2 г. Барановичи. Выборку исследования составили 30 человек раннего юношеского возраста (учащиеся 10 «Б» и 11 «Б» классов).

В процессе исследования нами были решены следующие задачи:

  1. Определен уровень школьной тревожности лиц раннего юношеского возраста.
  2. Установлен преобладающий стиль учебной деятельности старших школьников.
  3. Выявлена взаимосвязь уровня школьной тревожности и индивидуального стиля учебной деятельности в старшем школьном возрасте.

Для решения первой задачи нами было использовано тестирование («Тест школьной тревожности Филлипса») (приложение А). Для решения второй задачи применен метод теста (методика «Автономность-зависимость личности в учебной деятельности» Г.С. Прыгни) (приложение Б). Для решения третьей задачи был проведен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена.

Коэффициент корреляции рангов, предложенный К. Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого коэффициента не требуется никаких предположений о характере распределении признаков в генеральной совокупности. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляет собой ранги сравниваемых величин. Величина коэффициента линейной корреляции Спирмена лежит в интервале +1 и – 1. Он может быть положительным и отрицательным, характеризуя направленность связи между двумя признаками, измеренными в ранговой шкале [6, с. 212].   

 

 

2.2 Результаты исследования  взаимосвязи школьной тревожности и индивидуального стиля учебной деятельности старших школьников

Применение методики «Тест школьной тревожности Филлипса» показало, что для 60 %  испытуемых  характерен средний  уровень  школьной тревожности,  для 20 % – высокий уровень и для оставшихся 20 % испытуемых – низкий уровень тревожности (приложение В). Значит, большинство старшеклассников отличаются самостоятельностью в выборе методов обработки информации, степени активности на занятии и проявлении инициативы.


 

Рисунок 2.1 – Распределение старшеклассников по уровню школьной тревожности

Обратимся к рассмотрению результатов распределения старших школьников по уровню тревожности по следующим факторам: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Для 20 % старших школьников характерен высокий уровень тревожности по причине негативных эмоциональных переживаний ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей и негативного отношения и переживания тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

Для 60 % старших школьников характерен средний уровень тревожности, что связано со страхом самовыражения и страхом ситуации проверки знаний, а также с общим состоянием школьника, связанного с различными формами его включения в жизнь школы.

Для 20 % старших школьников характерен низкий уровень тревожности, что обусловлено переживанием социального стресса, а также страхом самовыражения и страхом ситуации проверки знаний.

Полученные результаты наглядно представлены на диаграмме (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Выраженность школьной тревожности по факторам

Выявление степени выраженности факторов школьной тревожности старших школьников показало, что для большинства испытуемых характерен высокий уровень переживания тревожности в ситуациях самовыражения, проверки знаний и в отношениях с учителями. Проставьте в скобках проценты


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 – Распределение факторов школьной тревожности по уровням

Высокий уровень тревожности характерен для старшеклассников по следующим факторам: страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Указать проценты

Рисунок 2.4 – Распределение факторов школьной тревожности по высокому уровню

Средний уровень тревожности характерен для старших школьников по следующим факторам: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха.

 

Рисунок 2.5 – Распределение факторов школьной тревожности по среднему уровню

Низкий уровень тревожности характерен при страхе не соответствовать ожиданиям окружающих.

 

Рисунок 2.6 – Распределение факторов школьной тревожности по низкому уровню

Выявление ведущего стиля учебной деятельности по методике  «Автономность-зависимость личности в учебной деятельности» (Г.С. Прыгни) свидетельствует о том, что для 56,7 % испытуемых характерен автономный стиль учебной деятельности. Данные старшеклассники проявляют в своей учебной деятельности следующие качества: настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы.

 Для 23,3 % характерен зависимый стиль учебной деятельности. Их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны педагога, с ориентацией на советы и подсказки.

В меньшей степени старшеклассники отличаются  неопределенным стилем учебной деятельности (20 %). У данных испытуемых в равной степени выражены особенности, свойственные как автономному, так и зависимому типу.

Информация о работе Взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности