Взаимовлияние деструктивных отношений и депрессивных состояний в супружеской диаде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:10, дипломная работа

Описание работы

Между тем предметом глубокого и специального философского рассмотрения, исследования с учетом принципа историзма семья является довольно редко. И в настоящее время в большей степени вопросы семьи изучаются демографами, психологами, социологами, отмечающими, например, влияние негативных трансформаций в семье на динамику народонаселения, на формирование деструктивных типов поведения, на нравственное состояние общества в целом

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕПРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В СУПРУЖЕСКОЙ ДИАДЕ…………………………….….....7
1.1 Понятие депрессий в отечественной и зарубежной психологии…….............7
1.2. Супружеские конфликты как компонент деструктивных супружеских отношений…………………………………………………………………………………….…19
1.3 Деструктивные супружеские отношения как условие проявления депрессий в супружеской диаде……………………………………………….........................54
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В СУПРУЖЕСКОЙ ДИАДЕ…………………………………………….……….66
2.1 Организация исследования…………………………………..…..…………………...66
2.2 Анализ и обсуждение результатов……………………………...….................69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………....78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....80
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..…84

Файлы: 1 файл

Диплом_на сайт.docx

— 249.76 Кб (Скачать файл)

-по содержанию самого  конфликта: несовпадение чувств  и реальных отношений супругов; несовпадающие подходы к воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства; вмешательство родителей каждого из супругов в семейную жизнь; неадекватная реакция родителей на отношение к детям в детских учреждениях (детский сад, школа, поликлиника и т.д.);

-по сфере проявления  конфликтов: конфликт в семейных  отношениях (личных или имущественных); в отношениях между родственниками; в отношениях членов семьи с членами коллективов различных государственных и общественных организаций.

Предложенная классификация  не является исчерпывающей, ибо другой исследователь может предложить свои критерии. Но в любом случае она будет полезной для уяснения сути семейного конфликта.

По утверждению Ю. Рюрикова, в быту распространены "три невежества": психологическая неграмотность супругов, половое невежество и педагогическая малограмотность. Они лежат в основе семейных конфликтов. Каждое из них рождает множество оснований для разлада. Одни причины связаны непосредственно с супругами; другие возникают во внутрисемейных отношениях; третьи обусловлены внешними факторами.

В период, когда юноша и  девушка встречаются, знакомятся друг с другом, чувство влюбленности, романтизма мешает им взглянуть на партнера с житейской позиции. Создавая собственную семью, молодые люди выходят из-под опеки родителей и начинают самостоятельную жизнь, не будучи к ней подготовленными. Их не приучили к самостоятельности, им не объяснили, что надо уживаться со своим избранником или избранницей, уступать, мириться с недостатками характера друг друга, быть внимательными и заботливыми.

Суммируя сказанное, эту  причину конфликтов в семье можно  обозначить как неподготовленность к браку. Она наиболее часто проявляется  в начале семейной жизни и нередко приводит к разводу. И.В. Дорно отмечает, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика и составляет до 30% от общего числа браков [15.С.125].

Причиной конфликта между  супругами может быть дисгармония  их интимных отношений, возникающая при утрате чувства любви, влечения друг к другу, утрате здоровья как следствии курения, злоупотребления алкоголем, незнании психогигиены брака, как, впрочем, и других сторон семейной жизни.

Таким образом, первая группа причин конфликтов связана с самими супругами, с их характером, неподготовленностью к браку, неналаженной половой жизнью.

Ко второй группе можно  отнести причины внутрисемейных конфликтов, в которые вовлечены  дети, представители старшего поколения  и т.д.

Любящие мужчина и женщина, объединяясь в семью, стремятся  к продолжению рода и воспитанию детей. Однако эта благородная идея семейного союза имеет свои негативные последствия, которые также порождают конфликты. С появлением в семье ребенка нагрузка по уходу за ним ложится, как правило, на жену. Она не работает и все свои силы отдает ребенку и дому. Первое время муж помогает, но затем его помощь становится все меньше и меньше то ли в силу нежелания и лености, то ли в силу неумения и неподготовленности к выполнению отцовской обязанности: отец не хочет лишний раз подняться ночью к плачущему ребенку, сходить на молочную кухню за детским питанием, постирать пеленки, выйти с ребенком на прогулку. Нагрузки жены возрастают, а к физической добавляется еще и моральная усталость, раздражительность. Между супругами возникают трения, в адрес друг друга раздаются упреки. В такой ситуации конфликт неизбежен.

Следовательно, чрезмерные перегрузки жены, ее монотонная, однообразная жизнь, особенно в первый год после появления ребенка, к тому же отсутствие помощников по дому - одна из главных причин внутрисемейных конфликтов между супругами.

Процесс воспитания детей  может также являться причиной разногласий, а нередко и конфликтов в семье. Каждый из родителей старается привнести  в воспитание ребенка то, что он сам получил от своих родителей, или то, что он считает целесообразным. Поэтому подчас разрешенное одним из родителей запрещается другим. Если же к воспитанию детей в той или иной степени привлекается старшее поколение (бабушки и дедушки, тети и дяди и т.д.), которое придерживается взглядов и принципов, не совпадающих со взглядами и принципами родителей ребенка, то в сферу возникшего конфликта втягивается большое число участников. В тех случаях, когда побеждает здравый смысл, конфликт разрешается "мирными" средствами и негативных последствий не имеет.

Довольно часто один из родителей, а то и оба пренебрегают своими обязанностями. Невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в проявлении недобросовестности по отношению к детям или в уклонении от своих прямых обязанностей по воспитанию детей.

Эмоциональная неустойчивость родителей или одного из них, нежелание  уделять достаточное время детям  ведет к отчуждению родителей  и детей, к ссорам между родителями. На фоне экономических, социальных и иных неурядиц в нашем государстве снижается материальное благосостояние многих семей. В итоге возрастает загруженность родителей, совмещающих несколько видов работ. У женщины к работе на производстве добавляется домашнее хозяйство, вместе с тем уменьшается свободное время, которое можно было бы посвятить детям. Со стороны отца семейства может обнаружиться нежелание участвовать в домашних делах, увлечение алкоголем, праздное времяпрепровождение на стороне. Все это накаляет атмосферу в семье. Ссоры и выяснения отношений между родителями становятся постоянными спутниками семейной жизни. В атмосфере вражды и зла дети страдают больше, чем взрослые, но конфликтующие родители меньше всего думают о тех психических травмах, которые они наносят своим поведением собственным детям.

Причиной внутрисемейных конфликтов могут быть несложившиеся взаимоотношения супругов с родителями. В современных условиях, когда жилищная проблема еще далека от разрешения, новобрачные вынуждены проживать с родителями одного из них. У старшего поколения имеются уже сложившийся образ жизни, устоявшиеся привычки, молодые же начинают свою жизнь с "чистого листа". Помимо трудностей "притирки" друг к другу они должны еще войти в мир родителей. Не всегда это проходит гладко, начинаются осложнения, ссоры. Стороны конфликта не стремятся к взаимопониманию, к устранению конфликтной ситуации. В итоге семья распадается. Такой же конец ожидает и те семьи, которые живут отдельно от родителей, но не могут противостоять влиянию старших, связаны с ними в силу материальной или иной зависимости.

Жизненные обстоятельства заставляют всех членов семьи вступать в те или иные отношения с различными организациями и лицами. Это и  детский сад, и поликлиника, и  школа, и предприятие, и учреждение, и т.д. Отношения с такими организациями  не всегда складываются гладко. Отсюда те межличностные конфликты, которые возникают вне семьи, но болезненно ею переживаются. Психологическая несовместимость между детьми в детских садах и школах, между детьми и воспитателями, учителями; между родителями и другими членами коллективов, в которых они работают; неумение управлять собой и своими чувствами, нежелание уступить в спорной ситуации являются теми основаниями, которые приводят к зарождению конфликта. Его устранение всецело зависит от воли сторон.

Таким образом, совокупность вышеизложенных теоретических построений дает нам основание рассматривать супружеские отношения как открытую совмещенную систему, полюсами которой будут являться два суверенных, автономных человека, образующие в результате взаимодействия совмещенный слой бытия. В качестве системоразрушающего фактора семейной системы мы можем выделить рассогласованность ценностей супругов, которая приводит к возникновению в процессе супружеских отношений конфликтных ситуаций и деструктивных отношений. Существующая нестабильность брачных уз обусловлена нестабильностью семьи как системы. Брачные отношения отражают общие тенденции к переменам и нестабильности.

 

1.3 Деструктивные супружеские  отношения как условие проявления  депрессий в супружеской диаде

 

Активность семьи  характеризует ориентацию на наращивание  и актуализацию ее ресурсов, т.е. степень самообеспечения и самопомощи. Выделяют три вида активности:

-собственно активность (ориентация  на свои силы, высокая мобильность,  развитие адаптационных способностей);

-ограниченная активность;

-пассивность (ориентация  на иждивенчество, низкая мобильность,  неразвитость адаптационных способностей).

Социально-психологическая  поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи  пассивные. Они имеют малый собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций. Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования). В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи - интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей:

1. Благополучные семьи.  Их проблемы, как правило, вызваны  внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

с чрезмерным стремлением  защитить друг друга, помочь другим членам семьи ("снисходительная, потворствующая гиперпротекция" и "чрезмерная опека");

с неадекватностью соотнесения  собственных представлений о  семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней  на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

2. Неблагополучные семьи  (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.[25.C.320-325].

Исследователи Ц.П. Короленко  и Т.А. Донских отмечают ведущую  роль семьи в формировании отклоняющегося поведения личности и его преодолении. Рассматривают семь типов нарушений поведения:

1. Аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности, изменение своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли. В современной психиатрии эта проблема начала занимать столь значительное место, что психологи находят целесообразным выделение специального раздела - психиатрия аддикции (Ц.П. Короленко).

2. Антисоциальное поведение - совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.

3. Суицидное поведение - повышенный риск совершить самоубийство.

4. Конформистское поведение - отсутствие самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество, некритичное следование указаниям лиц, обладающих властью.

5. Нарциссическое поведение - это концепция собственной грандиозности, которая проявляется в фантазиях и соответствующих им действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания.

6. Фанатическое поведение - слепая приверженность какой-либо идее, доктрине, нетерпимость к любым другим взглядам, может сопровождаться действиями насильственного, брутального характера. Нейтральные или дружеские поступки других людей часто оцениваются как враждебные или заслуживающие презрения.

7. Аутистическое поведение - затруднение социальных контактов, оторванность от действительности, погруженность в сферу мечтаний, фантазий.[34.С.167]

Психологи наблюдают определенное соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного поведения (отклоняющегося, девиантного поведения), причиняющего вред человеку и обществу. Исследования Ц.П. Короленко показывают типы воспитания, которые содержат в себе большой риск развития отклоняющегося поведения:

а) гиперопека. Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Детей лишают возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия. Это приводит к появлению у них чувства неуверенности в себе, развитию стойкого состояния, которое в психологии называется комплексом неполноценности и выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни. Этот комплекс тщательно скрывается и, как правило, вытесняется из сознания в подсознание, что усиливает его воздействие на настроение человека и определяет выбор психологической защиты. Способами такой защиты являются "мышление по желанию", фантазирование, употребление веществ с наркотическим эффектом, включая алкоголь. Это облегчает устранение комплекса неполноценности и его замену противоположным состоянием - комплексом "реактивной грандиозности" (реактивный - связанный с психической травмой; собственная грандиозность обусловлена разочарованиями, поражениями в реальной жизни). Состояния фантазирования, "реактивной грандиозности" сменяются сниженным настроением и подавленностью;

б) предъявление непомерных требований - порядок, дисциплина, четкое выполнение своих обязанностей. Отрицательные стороны такого воспитания очевидны: требования, предъявляемые к ребенку, чрезмерно высоки (делается ставка на лидерство), их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей - умственных или физических; направленность на достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие ребенка, формирование гуманистических ценностей.

Воспитание по типу предъявления непомерных требований может иметь  различные оттенки: во-первых, ребенок  рассматривается родителями как  один из атрибутов социального благосостояния, как символ успеха; во-вторых, они  могут освобождать себя от ряда обязанностей, передавая их ребенку (присмотр за младшими детьми, уборка квартиры, покупки и  др.). Родители в таких семьях придерживаются поверхностных систем ценностей, часто заимствованных из средств массовой информации. Наиболее существенный недостаток такого воспитания заключается в неспособности родителей выразить чувство любви к своим детям и друг к другу. Возможны постоянная ирония, высмеивание, наказание детей молчанием. Это приводит к задержке развития личности, формирует у детей экстремистские, полярно противоположные подходы: может развиться, например, психология раба (по отношению к людям, обладающим властью) или стремление к неограниченной власти над другими, деспотизму, жестокости (по отношению к подчиненным). Возможно возникновение комплекса вины перед родителями, знакомыми, школой, обществом.

Информация о работе Взаимовлияние деструктивных отношений и депрессивных состояний в супружеской диаде