Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:10, дипломная работа
Между тем предметом глубокого и специального философского рассмотрения, исследования с учетом принципа историзма семья является довольно редко. И в настоящее время в большей степени вопросы семьи изучаются демографами, психологами, социологами, отмечающими, например, влияние негативных трансформаций в семье на динамику народонаселения, на формирование деструктивных типов поведения, на нравственное состояние общества в целом
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕПРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В СУПРУЖЕСКОЙ ДИАДЕ…………………………….….....7
1.1 Понятие депрессий в отечественной и зарубежной психологии…….............7
1.2. Супружеские конфликты как компонент деструктивных супружеских отношений…………………………………………………………………………………….…19
1.3 Деструктивные супружеские отношения как условие проявления депрессий в супружеской диаде……………………………………………….........................54
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В СУПРУЖЕСКОЙ ДИАДЕ…………………………………………….……….66
2.1 Организация исследования…………………………………..…..…………………...66
2.2 Анализ и обсуждение результатов……………………………...….................69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………....78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....80
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..…84
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД =
где - сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; - сумма цифр "обратных", зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, б, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказываний № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 - ставим сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 - ставим в сумму один балл и т.д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.
Методика дифференциальной диагностики
депрессивных состояний В.А. Жмурова.
Методика состоит из 44 групп показаний, испытуемому следует выбрать подходящий вариант ответа.
0 Мое настроение сейчас не более подавлено печально), чем обычно.
1 Пожалуй, оно более подавлено (печально), чем обычно.
2 Да, оно более подавлено (печально), чем обычно.
3 Мое настроение намного более подавлено (печально), чем обычно.
0 Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.
1 У меня иногда бывает такое настроение.
2 У меня часто бывает такое настроение.
3 Такое настроение бывает у меня постоянно.
0 Я не чувствую себя так, будто я остался (лась) без чего-то очень важного для меня.
1 У меня иногда бывает такое чувство.
2 У меня часто бывает такое чувство.
3 Я постоянно чувствую себя так, будто я остался (лась) без чего-то очень важного для меня.
0 У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.
1 У меня иногда бывает такое чувство.
2 У меня часто бывает такое чувство.
3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.
0 У меня не бывает чувства, будто я состарился (лась).
1 У меня иногда бывает такое чувство.
2 У меня часто бывает такое чувство.
3 Я постоянно чувствую, будто я состарился (лась).
0 У меня не бывает состояний, когда на душе очень тяжело.
1 У меня иногда бывает такое состояние.
2 У меня часто бывает такое состояние.
3 Я постоянно нахожусь в таком состоянии.
0 Я чувствую себя спокойно за свое будущее, как обычно.
1 Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.
2 Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.
3 Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.
0 В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.
1 В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.
2 В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.
3 В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.
0 Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно
1 Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.
2 Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.
3 Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.
0 Я боязлив (а) не более обычного.
1 Я боязлив (а) несколько более обычного.
2 Я боязлив (а) значительно более обычного.
3 Я боязлив (а) намного более обычного.
0 Хорошее меня радует, как и прежде.
1 Я чувствую, что оно радует
меня несколько меньше
2 Оно радует меня значительно меньше прежнего.
3 Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.
0 У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.
1 У меня иногда бывает такое чувство.
2 У меня часто бывает такое чувство.
3 Я постоянно чувствую себя
так, будто моя жизнь
0 Я обидчив (а) не больше, чем обычно.
1 Пожалуй, я несколько более обидчив (а), чем обычно.
2 Я обидчив (а) значительно больше, чем обычно.
3 Я обидчив (а) намного больше, чем обычно.
0 Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.
1 Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.
2 Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.
3 Я не получаю теперь
0 Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.
1 Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват (а).
2 Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват (а).
3 Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват (а).
0 Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.
1 Я виню себя за это несколько больше обычного.
2 Я виню себя за это значительно больше обычного.
3 Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.
0 Обычно у меня не бывает ненависти к себе.
1 Иногда бывает, что я ненавижу себя.
2 Часто бывает так, что я себя ненавижу.
3 Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.
0 У меня не бывает чувства, будто я погряз (ла) в грехах.
1 У меня иногда теперь бывает это чувство.
2 У меня часто бывает теперь это чувство.
3 Это чувство у меня теперь не проходит.
0 Я виню себя за проступки других не больше обычного.
1 Я виню себя за них несколько больше обычного.
2 Я виню себя за них значительно больше обычного.
3 За проступки других я виню себя намного больше обычного.
0 Состояния, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.
1 Иногда у меня бывает такое состояние.
2 У меня часто бывает теперь такое состояние.
3 Это состояние у меня теперь не проходит.
0 Чувства, что я заслужил (а) кару, у меня не бывает.
1 Теперь иногда бывает.
2 Оно часто бывает у меня.
3 Это чувство у меня теперь практически не проходит.
0 Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.
1 Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.
2 Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.
3 Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.
0 Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.
1 Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.
2 Я часто так думаю.
3 Я постоянно думаю, что
0 Желания умереть у меня не бывает.
1 Это желание у меня иногда бывает.
2 Это желание у меня бывает теперь часто.
3 Это теперь постоянное мое желание.
0 Я не плачу.
1 Я иногда плачу.
2 Я плачу часто.
3 Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.
0 Я не чувствую, что я раздражителен (на).
1 Я раздражителен (на) несколько больше обычного.
2 Я раздражителен (на) значительно больше обычного.
3 Я раздражителен (на) намного больше обычного.
0 У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.
1 Иногда у меня бывает такое состояние.
2 У меня часто бывает такое состояние.
3 Это состояние у меня теперь не проходит.
0 Моя умственная активность никак не изменилась
1 Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях.
2 Я чувствую теперь, что я сильно "отупел (а)", (в голове мало мыслей).
3 И совсем ни о чем теперь не думаю ("голова пустая").
0 Я не потерял (а) интерес к другим людям.
1 Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.
2 Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.
3 У меня совсем пропал интерес к людям ("я никого не хочу видеть").
0 Я принимаю решения, как и обычно.
1 Мне труднее принимать решения,
2 Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.
3 Я уже не могу сам (а) принять никаких решений.
0 Я не менее привлекателен (а), чем обычно.
1 Пожалуй, я несколько менее привлекателен (на), чем обычно.
2 Я значительно менее
3 Я чувствую, что я выгляжу теперь просто безобразно.
0 Я могу работать, как обычно.
1 Мне несколько труднее
2 Мне значительно труднее
3 Я совсем не могу теперь работать ("все валится из рук").
0 Я сплю не хуже, чем обычно.
1 Я сплю несколько хуже, чем обычно.
2 Я сплю значительно хуже, чем обычно.
3 Теперь я почти совсем не сплю.
0 Я устаю не больше, чем обычно.
1 Я устаю несколько больше, чем обычно.
2 Я устаю значительно больше, чем обычно.
3 У меня уже нет никаких сил что-то делать.
0 Мой аппетит не хуже обычного.
1 Мой аппетит несколько хуже обычного.
2 Мой аппетит значительно хуже обычного.
3 Аппетита у меня теперь совсем нет.
0 Мой вес остается неизменным.
1 Я немного похудел (а) в последнее время.
2 Я заметно похудел (а) в последнее время.
3 В последнее время я очень похудел (а).
0 Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.
1 Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.
2 Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.
3 Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.
0 Я интересуюсь сексом, как и прежде.
1 Я несколько меньше
2 Я интересуюсь сексом
3 Я полностью потерял (а)
0 Я не чувствую, что мое "Я" как-то изменилось.
1 Теперь я чувствую, что мое "Я" несколько изменилось.
2 Теперь я чувствую, что мое "Я" значительно изменилось.
3 Мое "Я" так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам (а).
0 Я чувствую боль, как и обычно.
1 Я чувствую боль сильнее, чем обычно.
2 Я чувствую боль слабее, чем обычно.
3 Я почти не чувствую теперь боли.
0 Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.
1 Эти расстройства бывают у меня несколько чаше обычного.
2 Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.
3 Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.
0 Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.
1 Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи,
2 Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.
3 Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.
0 У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).
1 Такое однажды со мной было.
2 Со мной такое было два или три раза.
3 Со мной было такое много раз.
0 Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.
1 Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.
2 Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.
3 Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.
Обработка данных
Определяется сумма отмеченных номеров ответов (они одновременно являются баллами).
Интерпретация данных:
1-9 - депрессия отсутствует, либо незначительна
10-24 - депрессия минимальна
25-44 - легкая депрессия
45-67 - умеренная депрессия
68-87 - выраженная депрессия
88 и более - глубокая депрессия
Методика
диагностики межличностных
Диагностическая цель: Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.
Опросник разработан Тимоти Лири в 1957 году и представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.
Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник составлен