Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать языковую личность ребенка в детской литературе (на материале рассказов В. Ю. Драгунского и Н.Н. Носова).
Методы и приемы исследования определяются его целями и задачами. Мы использовали метод наблюдения над текстом, метод сплошной выборки при сборе языкового материала, описательный метод.
Практическая значимость исследования представляет собой возможность использования материалов курсовой работы в курсе лекционных и практических занятий в высшем учебном заведении, при прочтении спецкурсов, на занятиях с углубленным изучением русского языка в гимназиях и лицеях, при подготовке детей к олимпиадам и викторинам по творчеству В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова, русскому языку.
Введение…………………………………………………..………………………3
Глава 1. Аспекты изучения языковой личности в современной
лингвистике………………………………………………………...………...…..5
1.1. Понятие «языковой личности»………………………..…………………......5
1.2. Структура языковой личности………………………………..……………..8
1.3. Типы языковой личности….……………………………...………………...12
1.4. Понятие «детской языковой личности»……...………………………...….17
1.5. Типы детской языковой личности…………………………………..……..21
Глава 2. Языковая личность ребёнка в художественной прозе для детей (на примере рассказов В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова)……………………..... 27
2.1. Особенности вербально - семантического уровня детской языковой личности (на примере героев В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова)…………....27
2.2. Речевые способности языковой личности героев В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова.……………………………………………………………………..34
3.3. Отражение мировоззрения на прагматическом уровне детской языковой личности…………………………………..………………………………..…….37
Заключение…………………………………………....………………………...45
Список использованной литературы………………………………………..48
Ищет способы уйти от неприятных разговор и Витя Малеев:
«Я вернулся домой и решил сделать так, как этот Митя Круглов: сел сразу на стул, свесил голову и скорчил унылую-преунылую физиономию. Мама это сразу заметила и спрашивает:
– Что с тобой? Двойку небось получил?
– Получил, – говорю.
Вот тут-то она и начала меня пробирать.
Но об этом рассказывать неинтересно» [Носов 2011: 61].
Герои входят в новую для них реальность, где приходится врать, что – то придумывать, лицемерить, и это не может не отразиться на формировании их языковой личности: «Потому я и совру им про Михаила Таля, пусть посмеются, а я пока попробую снова вырваться из стальных объятий моего нового знакомого! Куда там, видно, он поздоровее Юрия Власова. И сейчас он мне задаст еще один вопросик. Но по его тону я догадываюсь, что дело идет к концу. Это будет самый смешной вопрос, вроде бы на сладкое. Сейчас его лицо изобразит сверхъестественный испуг» [Драгунский 2008: 81].
«Я сел и написал обещание учиться лучше и никогда больше не получать двоек. Шишкин целиком списал у меня это обещание и еще от себя прибавил, что будет учиться не ниже чем на четверку.
– Это, – говорит, – чтоб внушительней было» [Носов 2011: 63].
Однако Дениска и Витя Малеев понимают, что до становления по-настоящему взрослым им еще далеко и пока порой бывает трудно разобраться в тех или иных поступках, объяснить поведение взрослых: « И тут я по своей наивности думаю, что это уже все, конец, и начну немного посмелее отодвигаться от него, потому что мне некогда, у меня еще уроки не приготовлены и вообще тысяча дел, но он заметит эту мою попытку освободиться и подавит ее в корне, он зажмет меня ногами и закогтит руками, то есть, попросту говоря, он применит физическую силу, и, когда я устану и перестану трепыхаться, он задаст мне главный вопрос» [Драгунский 2008: 78], но вырасти не торопиться.
Заключение
В
данной работе мы рассмотрели
языковую личность ребенка (на
примере рассказов В.
Также мы рассмотрели типы детской языковой личности, выяснив, что И.Н. Горелов и К.Ф. Седов выделяют типы детской языковой личности, связанные с периодами речевого развития ребенка, а отечественный лингвист Г. И. Богин по ее способности порождать и понимать тексты.
Во второй части нашего исследования мы проанализировали языковую личность ребенка в художественной прозе (на примере героев рассказов В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова).
Так, мы подчеркнули, что на вербально-семантическом уровне герои, несмотря на почти одинаковый возраст, достаточно разные. Так, Дениска использует в своем лексиконе много просторечных слов и, так называемых, слов-паразитов, часто нарушает нормативные правила словообразования, грамматики и произношения, герой Н.Н. Носова отличается же умением правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференциации, вариативности, функционально-стилистической ценности, обладает большим словарным запасом, использует в своей речи разнообразные синтаксические конструкции, на уровне морфологии часто прибегает к возвратным глаголам и различным формам местоимений.
Герой Драгунского по-настоящему открыт миру, удивляется всему новому и интересному, Вите Малееву тоже нравится открывать мир вокруг себя, однако он более осмотрителен в своих действиях и поступках, иногда пытается скрыть истинные эмоции и страхи.
Важное место для раскрытия особенностей языковой личности ребенка в рассказах В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова является их сравнение на мотивационно- прагматическом уровне, единицами которого являются цели, задачи, мотивы, намерения и установки, которые, по мнению Ю.Н. Караулова, проявляются в коммуникативно-деятельностных потребностях личности [Караулов 1987, с. 91]. Именно мотивированность говорящего служит наиболее существенным фактором, обусловливающим индивидуальные особенности языковой личности. Именно мотивационный уровень отвечает на вопрос, с какой целью писатель использует в своем тексте именно эти слова и когниции, какую мысль автор хочет выразить и передать в тексте.
Так, В. Ю. Драгунский и Н.Н. Носов, активно используя детское словотворчество, пытаются показать нам природную любопытность детей (часто непонятную лексему дети переделывают так, чтобы прояснить ее происхождение), зарождение и интенсивное развитие у героев наглядно-образного мышления, их стремление к подражанию взрослым (речь окружающих становится для ребенка объектом анализа, материалом, в котором он выявляет наиболее частотные способы словостроительства).
Таким образом, мы выяснили, что, несмотря на некоторые различия в богатстве лексикона героев, в их умении правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференциации, вариативности, функционально-стилистической ценности, их языковые личности очень похожи. Их объединяет общая мотивированность действий, стремление к познанию и творчеству, пусть даже пока словесному, речь постепенно становящаяся у них основным способом постижения мира.
Список использованной литературы