Забывание и методы борьбы с ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Память представляет собой совокупность процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, припоминания, а также забывания. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Забывание в различных психологических теориях…………………………3
2. Забывание как нормальный и патологический процесс…………………....9
3. Преодоление забывания как результат развития памяти…………………16
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список……………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Забывание и методы борьбы с ним.docx

— 55.51 Кб (Скачать файл)

Тип забывания может определяться развитым типом памяти. П.П. Блонский классифицировал память на эмоциональную, двигательную, слуховую, зрительную, память на вкусы, запахи и т.п. Закономерность здесь такова: информация, поступившая  через неведущую систему быстрее забывается. Например, если человек опирается, в основном, на зрительную память, то, скорее всего, информация, поступившая по слуховому каналу, по большей части будет утрачена.

Забывание проявляется в двух основных формах а) невозможность припомнить или узнать, б) неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени  воспроизведения и узнавания. Некоторые  исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня: 1) воспроизводящая память; 2) опознающая память; 3) облегчающая память.

Например, если личность может точно  повторить выученное стихотворение, то ее память работает на воспроизводящем  уровне. Опознающая память проявляет  себя в узнавании. Например, если студент  не доучил материал к экзамену, а  только ознакомился с ним, то перелистывая книгу он будет узнавать, у него возникнет ощущение, что нечто  подобное он уже видел. Если же ученик не в состоянии самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворение, но при повторном заучивании ему  потребуется меньше времени для  полного воспроизведения, чем в  первый раз, - это облегчающий уровень. При этом характер проявления забывания  может быть различным. Забывание  может проявляться в схематизации материала, отбрасывании отдельных, иногда существенных, его частей, сведении новых представлений к привычным  старым представлениям. Все перечисленные  виды и формы забывания – признаки нормальной человеческой памяти. Иными  словами, забывают все и забыть можно  все, что угодно.

С точки зрения функций, забывание  можно рассматривать как:

1) защиту от перегрузки психики,  а организма от перенапряжения;

2) один из механизмов организации  деятельности;

3) облегчение построения новой  деятельности, когда старые знания  «уступают место» новым;

4) один из способов личностной  саморегуляции, когда эмоционально  неприятное событие забывается, вытесняется личностью;

5) деструктивная функция выражается  в разрушении деятельности.

Разрушающее действие забывания на личность, общение и деятельность сказывается в патологиях памяти. В теоретическом отношении особенно важны данные исследований патологии  памяти, так как они позволяют  определить те структуры, которые участвуют  в мнемической деятельности, и  лучше понять особенности функционирования памяти. Исследовательский материал, описания и интерпретации позволяют  выявить некоторые закономерности памяти, факторы и условия забывания, формы амнезий. Амнезия - это нарушения  памяти, возникающие при локальных  поражениях головного мозга различного происхождения. Первопричинами амнезий  могут выступать травмы, как физические, так и психические, и заболевания.

Расстройства памяти могут быть частными и общими, в первом случае затрагивается только одна из подструктур  памяти, например какая-либо категория  воспоминаний; во втором – память поражается во всех своих проявлениях.

Различают две основные формы амнезий  – ретроградную (забываются события, предшествующие заболеванию) и антероградную (забываются события, происходившие  после начала заболевания). Выделяются также формы, соответствующие функциональным нарушениям памяти, связанные не с  органическими поражениями мозгового  вещества, а с обратимыми изменениями  вследствие сбоев мнемической деятельности в результате экстремальных воздействий  внешней среды и пр.

Наиболее грубые формы амнезии  были впервые описаны русским  ученым С.С. Корсаковым и получили название корсаковский синдром. Это расстройство памяти наблюдается при множественном  неврите, т.е. одновременном воспалении и перерождении множества нервных волокон, причиной которого часто является злоупотребление алкоголем. Больные хорошо помнят то, что происходило с ними до болезни, но забывают все, что случилось с ними в самое недавнее время. Если прервать рассказ такого больного, то он тут же забывает, о чем говорил, и может начать снова повторять все, что уже было сказано. Кругозор таких больных, хотя и сужен, но рассуждения их правильны и логичны, хотя направление хода мыслей часто подчинено внешним влияниям. Этот синдром представляет собой типичный случай ретроградной амнезии, так как память ограничивается тем, что было до начала болезни, хотя могут сохраниться какие-то воспоминания о начале болезни. Корсаков заметил, что болезнь поражает память неравномерно, что становится особенно заметным в процессе выздоровления таких больных – одни подструктуры восстанавливаются скорее других. Он описал типичный случай восстановления памяти у больного с полной потерей памяти недавнего. Через год от начала болезни больной начинает понемногу запоминать, узнает в лицо врача, хотя почти не может читать, так как тотчас же забывает прочитанное. Иногда появляются воспоминания, касающиеся периода амнезии, но они всплывают независимо от воли больного, сами по себе, а стимулом служит какое-либо яркое схожее впечатление. Однако то, что вспомнилось, уже не забывается и больной может снова и снова вызывать это воспоминание. Глубоко поражается и потому долго не восстанавливается память умственных процессов. С течением времени память восстанавливается, хотя локализация воспоминаний во времени долго представляет собой проблему.

Французский психолог Т. Рибо выделяет следующие виды амнезий:

1) временные;

2) периодические;

3) прогрессирующие;

4) врожденные.

Временные амнезии начинаются и  заканчиваются неожиданно. Их продолжительность от нескольких минут до нескольких лет. Часто встречаются при эпилепсии, сопровождаются умственным расстройством и рядом действий, называемых умственным автоматизмом. В состоянии автоматизма человек совершает действия, о которых практически не сохраняется воспоминаний; может продолжать делать то, что делал до начала приступа, работать или разговаривать, совершать бессмысленные движения или даже преступления, о которых узнает впоследствии от третьих лиц. Факты подтверждают, что в периоды автоматизма сознание сохраняется, но в такой слабой форме, что за этим следует амнезия. Больной может отвечать на вопросы, ориентироваться на местности, однако его поведение напоминает поведение человека, находящегося в состоянии сонной грезы. Следовательно, амнезия эпилептиков может объясняться пониженным уровнем сознания в периоды умственного автоматизма.

Более тяжелые формы временной  амнезии могут привести к частичной  потере памяти. В приведенных примерах память остается сохранной после  окончания приступа, иногда память возвращается сама собой, но бывают случаи, когда эта потеря необратима. Т. Рибо приводит пример молодой женщины, которая  в результате продолжительного обморока в процессе тяжелых родов потеряла всякое воспоминание о своей супружеской  жизни. Она отказывалась признавать мужа и ребенка, и только доводы родителей  убедили ее вернуться в семью, хотя утраченное воспоминание так и  не вернулось. «Что касается психологического смысла этого явления, то здесь причиной амнезии можно считать как  разрушение остатков впечатлений, так  и невозможность воспроизведения  их».

К периодическим амнезиям относятся  факты появления так называемого  «двойного сознания». Т.Рибо описывается  случай «двойной жизни» женщины, имевшей  как бы два сознания. В «первом» состоянии это была серьезная  и трудолюбивая личность, затем этот период сменялся глубоким сном, после  которого больная просыпалась совершенно другой – веселой, шумной и кокетливой. Во «втором» состоянии она не помнила  ничего о периоде, предшествующем сну. Чем старше становилась больная, тем быстрее начали сменяться периоды, в один из которых больная обладала полной памятью, а в другом – частичной, т.е. помнила только то, что относилось к ее «второму» состоянию. Таким образом, Т. Рибо констатировал у больных с периодическими амнезиями наличие двух памятей. Иногда частичная чередуется с полной, а иногда обе памяти исключают друг друга, и в каждом состоянии имеется своя особая память на слова, письменные знаки и движения.

Типичным примером прогрессирующей  амнезии является корсаковский синдром, описанный выше. Клинические наблюдения позволяют сформулировать закон, согласно которому происходит потеря и восстановление памяти. Основные факты таковы раньше всего появляются расстройства в запоминании недавних событий, затем начинается разрушение и той основы памяти, на которой строятся умственные процессы. Аффективные способности исчезают гораздо медленнее, чем умственные, т.е. память на чувства оказывается более устойчивой, дольше всего сохраняются навыки и привычки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Преодоление забывания как результат развития памяти

Преодоление забывания имеет большое  практическое значение, так как большинство  людей, обладающих нормальной, невыдающейся памятью, считают забывание все  же негативным явлением, тормозящим эффективное  обучение, противодействующее организации  продуктивной деятельности.

Развитие памяти может идти несколькими  путями:

  1. создание благоприятных условий для запоминания, сохранения и воспроизведения материала;
  2. учет при запоминании фундаментальных закономерностей функционирования памяти;
  3. овладение мнемотехническими приемами, улучшающими запоминание;
  4. овладение мнемотехническими приемами, предотвращающими собственно забывание.

Процесс забывания может быть более  или менее глубоким. В соответствии с этим актуализация забытых образов  или мыслей в большей или меньшей  мере затрудняется либо становится вообще невозможной. Забывание оказывается  тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных  целей. Включенность памяти в деятельность человека, постоянное ее использование, по-видимому, является первым условием предотвращения забывания и, одновременного усиления, развития памяти. «При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности. Забывается конкретная, «фактическая» форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде». Если человек долго не использует информацию, хранящуюся в памяти, а по истечении лет вынужден к ней прибегнуть, то с некоторым усилием ему, скорее всего, удастся восстановить, казалось бы, утраченные навыки или знания. То, что, включаясь в деятельность личности, остается значимым для нее, не забывается. Включение в деятельность - надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием.амять

Одним из приемов такого включения  является систематическое повторение того, что должно быть сохранено, т.е. упражнение памяти на конкретном материале. Полезность повторения рассматривалась  и в когнитивных теориях памяти. Упражнение по мнению многих практиков  имеет решающее значение для развития памяти вообще, а не только для запоминания  конкретного материала. Например, В.Аткинсон, пропагандирует систему накопления позитивных изменений памяти при помощи постоянных упражнений. Ее основная мысль та, что память, подобно мускулам, должна развиваться постепенно, при помощи легких, постоянно повторяемых упражнений. В экспериментах П. И. Зинченко исследовалось влияние совершаемой деятельности на непроизвольное запоминание. Его испытуемые раскладывали группы карточек в зависимости от номеров, стоящих на них (в первой серии эксперимента) или в зависимости от изображения, которое испытуемый должен был отнести к определенному классу (во второй серии эксперимента). Оказалось, что испытуемые запоминали и воспроизводили, в основном, номера картинок, когда их деятельность заключалась в складывании карточек по порядку. И называли, в основном, изображения на картинках, когда их деятельность заключалась в классификации изображений. «Основное различие в условиях наших опытов заключалось в том, что в первом опыте предметом деятельности были картинки, а во втором числа. Это и обусловило высокую продуктивность их запоминания, хотя предмет деятельности в этих опытах и сама деятельность были разными. Отсутствие целенаправленной деятельности по отношению к этим же объектам там, где они выступали в опытах в роли только фоновых раздражителей, привело к резкому снижению их запоминания. Это различие обусловило резкое расхождение результатов запоминания. Значит, причиной высокой продуктивности запоминания картинок в первом опыте и чисел во втором является деятельность наших испытуемых по отношению к ним»6.

Менее устойчивое, а также временное  забывание может быть связано  с действием отрицательной факторов. Сильные посторонние раздражители во время заучивания могут либо затруднять образование новых временных  связей, снижая эффективность запоминания, либо ослаблять, как бы стирать следы  ранее выработанных связей и вызывать тем самым забывание. Характер такого забывания - ретроактивное и проактивное торможение, рассмотренное выше. Отсюда вытекают важные в практическом отношении выводы: 1) при переходе от одного материала к другому необходимо делать небольшой перерыв, отдыхать от умственной работы; 2) готовя домашние задания, надо по возможности учить менее сходные по содержанию предметы. Этим правилом надо руководствоваться и при составлении расписания занятий. Проактивное и ретроактивное торможение проявляется и в пределах какой-либо одной деятельности, в частности, в процессе заучивания заданного материала. Известно, что середина материала запоминается хуже, чем начало и конец: середина подвергается отрицательному влиянию и проактивного, и ретроактивного торможения, особенно если материал велик по объему. Поэтому середина материала требует большего числа повторений. Необходимо придерживаться размеренного, неторопливого темпа работы: надо дольше держать внимание на предмете, только тогда раздражения в мозгу закрепляются.

Информация о работе Забывание и методы борьбы с ним