Забывание и методы борьбы с ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Память представляет собой совокупность процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, припоминания, а также забывания. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Забывание в различных психологических теориях…………………………3
2. Забывание как нормальный и патологический процесс…………………....9
3. Преодоление забывания как результат развития памяти…………………16
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список……………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Забывание и методы борьбы с ним.docx

— 55.51 Кб (Скачать файл)

Временное забывание может быть вызвано и запредельным торможением, которое наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток. Этим объясняется резкое снижение запоминания  в утомленном состоянии. После возобновления  нормальной работы нервных клеток то, что забылось, может быть воспроизведено.

Возможность возникновения реминисценции  надо учитывать в учебной работе. Затруднения в воспроизведении материала могут усиливаться вследствие слишком сильного желания припомнить, что вызывает торможение. Когда со временем человек отвлекается чем-то другим и торможение снимается, тогда то, что надо припомнить, нередко как бы само всплывает в памяти.

Для длительного сохранения временных  нервных связей имеет значение прежде всего степень их прочности. Чем  меньше они закреплены, тем быстрее  угасают, и наоборот. Следовательно, нужно заучивать материал прочно с самого начала. То, что прочно закреплено, долго сохраняется и меньше забывается. Наличие интереса к закрепляемому  материалу также ведет к более  длительному его сохранению.

Забывание зависит от объема запоминаемого  материала. Процент сохранения заученного материала после определенного  отрезка времени находится в  обратно пропорциональном отношении  к объему этого материала при  условии количественно и качественно  одинаковой работы с ним. В связи  с этим очень важно дозировать материал, который дают учащимся для  запоминания.

Таким образом, главным средством  борьбы с забыванием знаний является использование приведённых примеров в дальнейшей деятельности, применение на практике. Это ведет не только к сохранению прошлых знаний, но и к более глубокому их усвоению.

Козаренко В.А. описывает в своей книге многочисленные мнемотехнические приемы, применяемые для улучшения запоминания и противостояния забыванию. Среди таких приемов он называет визуализацию, буквенно-числовое кодирование, упорядочивание материала по различным основаниям, ассоциирование с уже известным материалом и многое другое.

 

Заключение

По результатам исследованного умственного процесса забывание, можно сделать выводы:

  • забывание - это процесс памяти, противоположный сохранению;
  • многочисленные идеи относительно сохранения, воспроизведения и забывания впервые были ассоциированы в ассоциативной теории памяти;
  • ключевым принципом объяснения динамики процессов памяти стал принцип ассоциации;
  • теория мотивируемого забывания (З. Фрейд) утверждает ведущую роль цели и мотивации человека в процессах памяти, в том числе и в забывании;
  • когнитивная структурная теория утверждает, что потери информации (забывание) в кратковременной памяти вызвано самими ее функциями - сохранять информацию короткое время с целью передачи ее в долговременную память. Препятствует забыванию в этой структуре постоянное повторение. В долговременной памяти затухание информационных следов объясняется интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание;
  • забывание может быть признаком патологии памяти - амнезии, описанной в нескольких формах: ретроградной, антероградной, динамической;
  • для предотвращения забывания как негативного явления необходимо создание благоприятных условий для запоминания, сохранения и воспроизведения материала; учет при запоминании фундаментальных закономерностей функционирования памяти; овладение мнемотехническими приемами, улучшающими запоминание; овладение мнемотехническими приемами, предотвращающими собственно забывание.

 

 

 

Библиографический список

  1. Островский Э.В. Основы психологии: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011., стр. 268;
  2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность//Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под редакцией. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1979., стр. 271;
  3. Клацки Р. Забывание и естественный язык. Хрестоматия по психологии памяти. – Режим доступа: www. psychology Online. Net;
  4. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – Режим доступа: www. psychology.ru;
  5. Немов Р. С. Психология. В 3 кн., кн. 1, 2003., 4-е издание стр. 688;
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2002., стр. 720;
  7. З. Фрейд. Психология бессознательного». Сборник произведений. Сост. М. Г. Ярошевский. – СПб., изд. «Питер», (сер. «Мастера психологии»), 2007 г., стр. 433
  8. Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений //Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – М., 1979., стр. 271;
  9. Эббингауз Г.О памяти. //Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – М., 1979., стр. 271.

 

1 Эббингауз Г. О памяти. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова – М., 1979, с.9

2 З.Фрейд. Забывание впечатлений и намерений. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова – М., Из-во МГУ, 1979, с.107-108

3 Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб: Питер, 2007, с.186

4 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2001, с.285

5 Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – Режим доступа: www. psychology.ru

6 Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность//Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 216

 

 


Информация о работе Забывание и методы борьбы с ним