Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:36, контрольная работа
Память представляет собой совокупность процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, припоминания, а также забывания. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Забывание в различных психологических теориях…………………………3
2. Забывание как нормальный и патологический процесс…………………....9
3. Преодоление забывания как результат развития памяти…………………16
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список……………………………………………………..21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..21
Введение
Память представляет собой совокупность процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, припоминания, а также забывания. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности.
Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перегрузки памяти. Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.
Без нормальной памяти немыслима человеческая деятельность. Ни привычная, относительно простая, ни сложная, какой является, например, профессиональная деятельность.
Существуют естественные законы забывания, проявляющие себя в забывании, с которыми человек не может «бороться». К таким законам относится ретроактивное торможение. Но уже само знание о подобных закономерностях памяти позволяет организовывать деятельность таким образом, чтобы свести к минимуму забывание существенной, жизненно важной информации.
В настоящее время пользуются популярностью несколько теорий забывания, хотя ни одна из них не может исчерпывающе ответить на вопрос, почему оно происходит.
Многочисленные идеи относительно сохранения, воспроизведения и забывания впервые были ассоциированы в ассоциативной теории памяти. Ключевым принципом объяснения динамики процессов памяти стал принцип ассоциации. Основное понятие учения, ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Забывание же объяснялось распадом ассоциаций. Наиболее значительный вклад в исследования забывания в рамках ассоциативной теории внес Г. Эббингауз. В своем классическом исследовании «О памяти» он вывел общее правило возникновения и распада ассоциаций: «Если какие-нибудь душевные образования, запечатленные в душе опытом жизни или намеренным заучиванием, предоставить на некоторое время самим себе и затем снова вызвать, насколько это еще возможно, в сознании, то оказывается, что за это время в них произошли двоякого рода изменения. Во-первых, некоторые отдельные члены запечатленных связей постепенно изменились; воспроизведенные представления не соответствуют вполне первоначальным переживаниям, место которых они тем не менее занимают. И во-вторых, образовавшиеся между ними ассоциативные связи ослабели; взаимное воспроизведение членов не происходит с прежней быстротой и уверенностью, а оно оказывается спутанным или совсем прекращается».1
Важнейшим фактором, влияющим на образование, сохранение и распад ассоциаций, является повторение. Чем чаще переживаются впечатления, образующие ассоциацию, тем с большей точностью и уверенностью они воспроизводятся и тем дольше сохраняются в памяти. Однако общее правило для оптимального количества повторений сформулировать крайне трудно: простые, но яркие события могут удерживаться много лет даже после однократного появления; события менее интересные и более сложные могут не остаться в памяти даже после многократного переживания. Кроме того, противоречит этому правилу явление реминисценции, обнаруженное ассоцианистами. Реминисценция представляет собой количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях без дополнительных упражнений и повторений заученного. «Реминисценция происходит под воздействием механизма, названного нами restitutio ad integrum (Восстановление до целого)» и не является собственно социальным видом памяти. Усилия для такого воспроизведения минимальны.
Кроме того, имеет значение принадлежность
элементов запоминаемого ряда к
единому целому. Если впечатления, образующие
ассоциативную связь, не организованы
посредством ритма или рифмы,
то они заучиваются медленнее
и сохраняются на более короткое
время, т.е. быстрее забываются. Также
на образование ассоциативной
Экспериментальные исследования Г. Эббингауза, посвященные изменению памяти во времени, стали и первыми исследованиями забывания. Именно Г. Эббингауз в результате экспериментальных исследований построил «кривую забывания». Материалом для исследования послужили специально изобретенные им бессмысленные слоги-сочетания двух согласных и гласной между ними, образованные так, чтобы они не вызывали смысловых ассоциаций. Г. Эббингауз придумал 2300 таких слогов, составлял из них ряды, которые затем заучивал сам или предлагал заучивать испытуемым. «Кривая забывания» отражает изменения, которые происходят в ассоциационной связи со временем, сначала она круто снижается, что соответствует быстрому забыванию заученного, затем ее падение замедляется и останавливается по истечении месяца на уровне 20% - сбереженный материал. Классическая «кривая забывания» представлена на рисунке
Главной целью Эббингауза было нахождение «чистых» законов памяти, которые не зависели бы от индивидуальных различий, установок испытуемых и экспериментаторов, т.е. носили бы всеобщий характер. В настоящее время закономерности забывания, установленные Г. Эббингузом учитываются при построении учебного процесса в учебных заведениях. Результаты, полученные Г. Эббингуазом, были уточнены, и даже, отчасти, опровергнуты А. Пьероном. Если кривая Эббингауза начинает снижаться сразу по окончании заучивания, то «кривая забывания» А. Пьерона имеет в начале стабильную площадку, соответствующую 100% сохранению материала в течение некоторого времени. В общем и целом кривая А. Пьерона снижается плавнее. Кроме того, Дженкинс и Далленбах обнаружили зависимость скорости забывания от повседневной деятельности. Повседневная деятельность ускоряет забывание, в то время как сон способствует лучшему сохранению материала.
Теория
мотивируемого забывания
З.Фрейду удалось показать, что забывание происходит не случайно, оно есть результат вытеснения в сферу бессознательного тех представлений, которые вступают в конфликт с цензурой, с Я или Сверх-Я, которые не могут находиться в сознании, так как являются травмирующими, мешающими, неприятными.
Когнитивные теории памяти, в частности структурная теория, утверждает, что память делится на несколько подструктур, которые отличаются по времени хранения информации, способу ее кодирования, объему удерживаемой информации. Забывание в кратковременной памяти вызвано самими ее функциями - сохранять информацию короткое время с целью передачи ее в долговременную память. Препятствует забыванию в этой структуре постоянное повторение. В долговременной памяти затухание информационных следов объясняется интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание. Существует два типа интерференции: ретроактивное торможение и проактивное торможение. В случае ретроактивного торможения на запоминание старого материала отрицательно влияет новый, а в случае проактивного торможения предшествующий материал отрицательно влияет на запоминание нового. Фактически, в экспериментальных группах происходило забывание выученного списка А под влиянием заучивания следующего за ним списка Б. Это объясняется структурной теорией памяти механизмом ретроактивного торможения. Забывание списка Б под влиянием заучивания предыдущего списка А названо проактивным торможением. С этими видами торможения связаны «эффекты края». Эти эффекты выявлены при исследовании процесса противоположного забыванию - воспроизведения. «Эффекты края» демонстрируют, что лучше всего воспроизводятся элементы из начала и конца ряда, а остальные, из середины, заметно хуже. Особый вид интерференции описан Р. Клацки - это влияние предыдущего опыта личности на запоминаемый ею материал. Она обнаружила, что человек немедленно забывает ту информацию, которая несовместима с его опытом и знаниями.
Долговременная память, «настроена» на сохранения смысла, следовательно, при воспроизведении, прежде всего, проявятся показатели забывания формы изложения, а не смысла.
С.Л. Рубинштейн исследовал запоминание и забывание в связи с речевой формой, что предполагало осмысленность запоминаемого материала. Его эксперимент был построен по типу эксперимента запоминания бессмысленных слогов Г. Эббингауза, с той разницей, что «мы решили предъявлять небольшие афоризмы (по размеру приблизительно равные количеству слогов, которые давал своим испытуемым Г. Эббингауз). Задача исследования заключалась в том, чтобы выяснить зависимость прочности запоминания как смыслового содержания, так и речевой формы»4. Результаты исследования С.Л. Рубинштейна показали, что текстуальное заучивание осмысленного материала дает кривую забывания, принципиально отличную от кривой Г. Эббингауза. Испытуемые в данном эксперименте разделились на две группы: в одной оказались люди с высоким процентом сохранения (даже спустя неделю после заучивания), в другой – испытуемые, которые тратили больше времени на доучивание, чем на заучивание. Они довольно точно воспроизводили смысл текста, но никак не могли соблюсти требование формулировать изложение в тех же формулировках, в которых текст был предъявлен. В итоге, С.Л. Рубинштейн обнаружил, что характер запоминания и ход забывания существенно зависят от того, что господствует у данного испытуемого: смысловое содержание и его речевое оформление в их единстве или преимущественно одно из них с недоучетом другого. Главный вывод из этого эксперимента следующий: чем менее осмыслен текст при запоминании, тем он быстрее забывается.
Иногда бывает необходимость организовать забывание как особую деятельность. Такой ярко выраженный случай был описан А.Р. Лурия в «маленькой книжке о большой памяти». Память мнемониста Шерешевского стала предметом его исследований на долгие годы. Когда Шерешевский стал зарабатывать на жизнь, демонстрируя свою особенную память, то главной задачей для него стало не запомнить, а забыть ряды цифр, так как предыдущие ряды мешали воспроизведению последующих. «Однажды, – это было 23 апреля – я выступал 3 раза за вечер. Я физически устал и стал думать, как мне провести четвертое выступление. Сейчас вспыхнут таблицы трех первых... Это был для меня ужасный вопрос... Сейчас я посмотрю, вспыхнет ли у меня первая таблица или нет... Я боюсь как бы этого не случилось. Я хочу – я не хочу... И я начинаю думать: доска ведь уже не появляется, – и это понятно почему: ведь я же не хочу! Ага!.. Следовательно, если я не хочу, значит, она не появляется... Значит, нужно было просто это осознать».5 Именно произвольность памяти как деятельности, возможность волевым образом регулировать собственные процессы, и обнаружил Шерешевский.
Забывание - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного и невозможности его воспроизвести.
Забывание - процесс, необходимый для успешной работы памяти. С его помощью человек избавляется от множества конкретных деталей и облегчает возможность обобщения. Процесс забывания, так же как и процессы запоминания и воспроизведения, носит избирательный характер: значимый для человека материал, конечно, забывается медленнее. На забывание влияет возраст, характер информации и степень ее использования. Забывание особенно интенсивно происходит сразу после получения информации. В процессе забывания полученный материал не только уменьшается в объеме, но и претерпевает качественные изменения. Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала, второстепенные детали забываются быстрее.
В связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем все более обобщенный, схематический характер. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к его более длительному сохранению. Материал, связанный с основными потребностями человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается никогда.
Многочисленные наблюдения показывают, что забывание далеко не всегда бывает абсолютным. Большое значение для предотвращения забывания имеет активное повторение и особенно организация материала, осуществляющаяся путем его включения в системы все более и более богатых смысловых связей.
Произвольное и непроизвольное забывание - это только одна из возможностей классифицировать забывание. К основным признакам произвольного забывания относятся, прежде всего, наличие у субъекта мотивации забывания. Чтобы забыть, ему нужно захотеть перестать помнить. Как и всякая психическая деятельность, произвольное забывание требует осознанного подхода. Это выражается в регулярном усилии по забыванию тех или иных событий, информации или навыков, т.е. в необходимости проявлять собственную активность. Непроизвольное же забывание происходит как бы само собой. У личности создается ощущение, что информация просто «выпала из памяти». При этом личность не чувствует себя хозяином собственного психического процесса, скорее, наоборот, непроизвольное забывание начинает влиять на поведение субъекта. Возможно выделение таких видов как стирание следов из долговременной, кратковременной и оперативной памяти. У них, как было отмечено выше, различная природа и проявления. Стирание следов из долговременной памяти происходит благодаря изменению деятельности, а значит и личностных смыслов. Перестать заниматься каким-либо видом деятельности означает перестать «посылать запросы» в долговременную память. Та информация, которая уже потеряла актуальность в связи со сменой деятельности как бы откладывается на дальнюю полку в хранилище памяти. Впрочем, из долговременной памяти при больших или меньших усилиях информацию можно извлечь почти всегда. Долговременная память будет предоставлять сведения тому, кто деятелен. Долговременную память можно рассматривать как произвольную. В кратковременной памяти удержание информации происходит за счет постоянного повторения, поэтому, как только повторения прекращаются информация немедленно стирается либо передается в долговременное хранилища, правила извлечения из которого уже будут другими, чем в случае кратковременной памяти. Отечественные исследователи соотносят кратковременную память с действиями в структуре деятельности. Сенсорная память сохраняет материал десятые доли секунды, обеспечивая в структуре деятельности реализацию психофизиологического уровня. Например, работая на клавиатуре компьютера, человек запоминает «кончиками пальцев». Как только нужная клавиша нажата, информация немедленно стирается из памяти.