Защитные механизмы подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и значимость исследования проблемы формирования психологических защит и копинг-механизмов связана и с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе, которые оказывают влияние на процесс развития личности и ее социализации. Особенно важно это влияние в переходный период развития. Социальные перемены в государстве и семье ведут к возрастанию эмоционального дискомфорта, внутренней напряженности у подростков, которые испытывают как собственные трудности, так и, отраженно, сложности близких взрослых.

Содержание работы

. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования психологических защит и копинг-поведения у детей подросткового возраста из неблагополучных семей
.1 Психологические защитные механизмы как психологический феномен
.2 Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами
.3 Влияние семьи на формирование защитных механизмов и копинг-поведения у детей подросткового возраста
.4 Психолого-педагогические средства формирования защитных механизмов и совладающего поведения у подростков
. Эмпирическое исследование психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей
.1 Организация исследования
.2 Анализ результатов исследования по методике Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»
.3 Анализ результатов исследования по методике способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана
.4 Анализ результатов исследования по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»
.5 Рекомендации по формированию эффективных психологических защитных механизмов и совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

Сублимация - направление  сексуальной энергии на несексуальную  деятельность, например, на художественное творчество, интеллектуальное исследование и другие социально значимые объекты.

К четвертой  группе могут быть отнесены механизмы  манипулятивного типа. При регрессии  происходит возвращение на более  ранние стадии личностного развития, проявляющееся в демонстрации беспомощности, зависимости, инфантильных чувствах, мыслях и действиях. Это - своеобразный уход от реальности, от проблем, которые вызывают тревогу.

Уход в фантазии - удовлетворение фрустрированной потребности  в области воображения, приукрашивания, переоценка своих возможностей с  целью придания значимости собственному Я.

Уход в болезнь - стремление отказываться от ответственности  и самостоятельности решения  проблем; механизм связан с феноменом  «вторичной выгоды». Принятие роли больного освобождает человека от необходимости  действовать, позволяет быть зависимым и нуждающимся в сочувствии и поддержке [48].

Г. Келлерман, Р. Плутчик выделяют восемь механизмов: отрицание, вытеснение, проекция, рационализация, замещение, регрессия, реактивные образования, компенсация [36].

Существуют и  другие защиты - всемогущий контроль, идеализация и обесценивание, расщепление и диссоциация и проч., которые выделяются в иных классификациях.

Современные исследования в этой области направлены на разграничение  «механизмов защиты Я», которые являются достаточно хорошо проработанными, и механизмов «Себя». В первом случае мы имеем дело с такой организацией, которая является частью субъекта, направленного на объект. Во втором случае субъект выступает объектом для самого себя (Ж. Бержере) [16].

Существуют большие  сложности в разграничении механизмов защиты и совладания (coping behavior). Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита характеризуется отказом индивида от конструктивного решения проблемы, а способы совладания подразумевают необходимость проявлять продуктивную активность, стремление справиться с трудностями. Можно сказать, что предметом психологии совладания является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями.

Многие авторы обращают свое внимание на особенности  проявления защитных механизмов у детей. К примеру, А. Фрейд полагала, что  каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретным инстинктивным поведением и связан, таким образом, с конкретной стадией детского развития. Она связывает фазы развития защитных механизмов с развитием Эго [46].

Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников отмечают, что с помощью  психологической защиты у детей стабилизируется так называемая «позитивная «Я»-концепция» и ослабляется эмоциональный конфликт, угрожающий ее стабильности. Определяющую роль в формировании защитных механизмов авторы отводят семье [39].

И.М. Никольская и Р.М Грановская считают, что у ребенка каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными, инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. Побудителем формирования защит, по мнению авторов, являются возникающие в онтогенезе различные виды тревоги, типичные для детей. Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального научения и развития. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка к родителям, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования [34].

Обострение социально-экономических  проблем, прежде всего, повлияло на наиболее уязвимые слои и группы населения, в первую очередь на детей. Они оказались наименее защищенной и наиболее страдающей группой населения. Упал уровень физического, психического и психологического здоровья детей. Существенно снижается их интеллектуально-образовательный потенциал, изменились культурно-нравственные ценности. Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся [16].

Данные проблемы наиболее остро проявляются в подростковом возрасте, в котором происходят фундаментальные изменения в сфере самосознания, уточнение построения Я-концепции. Содержание последней является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Она также способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения, определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважения являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения.

Подросток, утративший самоуважение, находится в постоянном конфликте с самим собой, сам  себя отвергает и сам с собой  не согласен, что очень быстро приводит либо к дезорганизованному поведению, либо к депрессии, которая делает невозможным любое поведение. Данные проблемы не могут не сказаться на здоровье подростка.

Я - концепция  способствует достижению внутренней согласованности  личности, является активным началом, важным фактором в интерпретации  опыта, и источником ожиданий - представлений о том, что должно произойти. Я-концепция - совокупность представлений человека о самом себе - является регулятором поведения [16].

Меняется и  развивается подростковая Я-концепция. Очевидно, что изменение представлений  о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего «наличного» Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Например, принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни.

Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит, направленных на сохранение этого образа, поэтому  стиль поведения - это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений о себе.

Подростку свойственна  тенденция экстраполировать даже внешнюю  дефектность собственного Я на свою личность в целом: если подросток  имеет какие-то недостатки (иногда только кажущиеся), то он начинает ощущать (или придумывать) негативные реакции окружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с окружающей средой.

Адекватная Я-концепция  и самооценка имеют значение в  формировании навыков межличностных  отношений и социальной адаптации. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным или Я-реальным и Я-зеркальным ставит подростка в такие условия, что он вынужден либо осознавать и принимать источник расхождения в оценках, делая, таким образом, выбор в сторону своего развития и сохраняя ядро своей личности, либо, накапливать напряжение, а затем искать «легкие» способы его снятия. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации ребенка [16].

Таким образом, плохая социальная адаптация, связанная  с расхождением в Я-концепции, ее негативной направленностью и низкой самооценкой приводят к нарушениям психологического здоровья. В этом случае единственным сохраняющим фактором выступает психологическая защита, которая искажает негативное воздействие, давая возможность индивиду приспособиться и не конфликтовать с самим собой и окружающими.

Защитные механизмы  выполняют функцию сохранения целостности  Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.

Теперь перейдем к рассмотрению особенностей психологической  защиты в подростковом возрасте на примерах.

Примерами юношеской  регрессии могут служить их склонность к идеализации знаменитостей; амбивалентность  поведения, его колебания от одной  крайности к другой.

Перенос. Одним  из видов переноса является уход, наиболее часто встречаемым вариантом  которого является фантазия. Защитная фантазия символически удовлетворяет блокируемое желание: «Можно сказать, что счастливый никогда не фантазирует, это делает только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания являются движущими силами фантазий, каждая фантазия - есть явление желания, корректура действительности, которая чем-то не удовлетворяет индивида» [17,с.45].

У подростка, которого обидели, как ему кажется, незаслуженно, обида переинтерпретирует ситуацию, где его как бы обидели окружающие. А затем в своих «дневных грёзах» он воображает как умирает, его хоронят и горюют. С его смертью все понимают, кого они обижали. Таким образом, в фантазии совершается акт самоподтверждения и строятся желаемые отношения, где объектом является сам подросток.

Следующим видом  переноса условно можно назвать «переживание из вторых рук»: если у человека в силу объективных и субъективных причин нет возможности реализовать свои желания и интересы «здесь и сейчас».

Подросток мечтает  о море, хочет стать моряком, капитаном  дальнего плавания. Но для исполнения мечты отсутствуют возможности: море далеко, нет денег, мал возрастом, надо много учиться, но не хочется. Тогда это желание реализуется на замещающих объектах: книги о море, фильмы о приключениях на море. Хотя удовлетворения полностью нет, оно сохраняется, может даже и длительное время, т.к. ситуация т.о. контролируется, да и безопаснее так.

Перенос может  осуществляться и во сне, если невозможен в состоянии бодрствования. Подростку  снятся эротические сцены, часто  они заканчиваются непроизвольным семяизвержением.

Перенос, осуществляемый в результате ошибочного обобщения  схожих ситуаций носит название трансфера. В основе лежит тенденция к  повторению закрепившегося раньше поведения  в ситуациях неравенства позиций.

Ученик переносит  на нового, ни в чем еще не повинного учителя, враждебные отношения с предыдущими педагогами. Новому учителю достается от ученика, он расплачивается за грехи своих коллег. Враждебные отношения переносятся учениками благодаря наработанному общему негативному отношению к школе - и в этом ошибочность обобщения в переносе - все учителя [16].

Рационализация  проявляется в размышлении над  вопросами «Зачем жить, если рано или  поздно умрешь?». Тогда они придумывают  и вносят в жизнь смысл, а некоторые  наоборот отказываются от размышления над данным вопросом.

Следующим видом  психологическая защита является ирония. Подросток в результате своей  двойственной позиции: не дитя, но еще  не взрослый, иронически относится  и к детскости и ко взрослым. Подросток иронизирует по поводу тех ролей, которые ему навязывают взрослые, и к ним самим с их старомодными представлениями о жизни. Тем самым он преодолевает империализм взрослых.

Если брать  защиту, используемую на уроках в школе, то Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте  считают, что эти механизмы имеют свои характеристики и словесное выражение. Они привели в пример характеристики защитных механизмов в ситуации, когда подросток обидно отчитал учитель за невыполненное задание (работа защиты идет с эмоцией гнева). В нашей работе мы приведем лишь несколько защитных механизмов.

Замещение - «нападай на что-нибудь, что представляет это». Реакция: «У нашего учителя на редкость противная дочь».

Проекция - «порицай это». Реакция: «Мой учитель просто ненавидит меня», «Мы все не в  восторге от нашего учителя».

Рационализация - «оправдай себя». Реакция: «Он так  сердится, потому что у него плохое настроение» [36,с.57].

Не возникает  сомнений в том, что защитные механизмы  обычно складываются у человека «неуверенно  себя чувствующего в жизни». Самодостаточная  личность наиболее успешно освобождается от негативного влияния психологических защит и менее «чувствительна» к их возникновению. Важнейший путь освобождения от патологического действия защитных механизмов - целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование адекватной возможностям жизненной перспективы.

Таким образом, описано около 20 видов механизмов психологической защиты. Основными  из них являются:

·вытеснение - устранение из сознания неприемлемых влечений и  переживаний;

·реактивное образование (инверсия) - трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное;

·регрессия - возврат  к более примитивным формам поведения  и мышления;

·идентификация - бессознательное уподобление угрожающем у объекту;

·рационализация - рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся ив иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях;

·сублимация - преобразование энергии сексуального влечения в  социально приемлемые формы активности;

·проекция - приписывание другим людям собственных вытесненных  мотивов, переживаний и черт характера;

·изоляция - блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональным  переживаниями и их источником

 

1.2 Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами

 

Информация о работе Защитные механизмы подросткового возраста