Защитные механизмы подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и значимость исследования проблемы формирования психологических защит и копинг-механизмов связана и с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе, которые оказывают влияние на процесс развития личности и ее социализации. Особенно важно это влияние в переходный период развития. Социальные перемены в государстве и семье ведут к возрастанию эмоционального дискомфорта, внутренней напряженности у подростков, которые испытывают как собственные трудности, так и, отраженно, сложности близких взрослых.

Содержание работы

. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования психологических защит и копинг-поведения у детей подросткового возраста из неблагополучных семей
.1 Психологические защитные механизмы как психологический феномен
.2 Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами
.3 Влияние семьи на формирование защитных механизмов и копинг-поведения у детей подросткового возраста
.4 Психолого-педагогические средства формирования защитных механизмов и совладающего поведения у подростков
. Эмпирическое исследование психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей
.1 Организация исследования
.2 Анализ результатов исследования по методике Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»
.3 Анализ результатов исследования по методике способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана
.4 Анализ результатов исследования по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»
.5 Рекомендации по формированию эффективных психологических защитных механизмов и совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

Исследователи установили, что адаптивные возможности  копинг-поведения увеличиваются  под действием более сильных  стрессоров. Это означает, что чем  сильнее стрессор, тем более явно выражено совладающее поведение  у хорошо адаптирующихся людей и  семей. Российские семьи имеют, в основном, средний уровень совладания.

Однако в некоторых  случаях выраженность копинга существенно  увеличивается: у людей, переживших неожиданный развод; у мужчин-мужей, возвратившихся после участия в  боевых действиях к мирной, в том числе семейной жизни.

Итак, понятно, что  семьи могут по-разному реагировать  на стресс.

Способы (стратегии  и стили) функционального, или продуктивного, копинга семьи в стрессовой ситуации обычно включают:

)поиск информации, понимание стрессовой ситуации, события;

)поиск социальной  поддержки от близкого окружения,  родственников, друзей, соседей,  других людей, находящихся в  подобных ситуациях, и профессионалов;

)гибкость семейных  ролей;

)оптимизм, веру  в лучшее;

)улучшающееся  общение семьи, налаженную коммуникацию;

)включенность  всех членов семьи в разрешение  проблемы, трудности [21].

Продуктивный  копинг обычно имеет позитивные последствия  для семейного функционирования: разрешение проблемы, трудной ситуации, снижение уровня напряжения, тревоги, дискомфорта, душевный подъем и радость преодоления. Если ситуация не может быть разрешена прямо и в короткий срок, возникают новая оценка ситуации и новая оценка себя в ситуации, в основе которых лежит изменение отношения членов семьи к проблеме, позитивное истолкование происходящего («могло бы быть и хуже», «это урок всем нам, впредь будем умнее»). Важно отметить, что при этом не снижается мотивация достижения, сохраняются реалистичный подход к оценке события и способность семьи мобилизовать силы.

Непродуктивный  копинг связан с преобладанием эмоциональных реакций на ситуацию, своеобразным «застреванием» на них и проявляется в виде погружения в переживания, самообвинении, обвинении друг друга, вовлечении одним членом семьи других в свое непродуктивное состояние. Так иногда некоторые члены семьи непрестанно жалуются, сожалеют, обижаются на «несправедливость» жизни по отношению к ним, вместо того, чтобы действовать. Избегание как стиль совладания также может быть непродуктивным. Оно проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать о ее решении вообще, желании забыться во сне, «растворить» свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой, спрятаться за спиной компетентных людей, гарантирующих социальную поддержку и решение проблемы вместо самой семьи. Нередко это поведение характеризуется наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Эффективность копинга проявляется  в продолжительности позитивных последствий. Они могут быть либо кратковременными: обычно их измеряют по психофизиологическим и аффективным показателям, по тому, насколько быстро люди возвращаются к уровню дострессовой активности; либо долговременными, оказывающими влияние на психологическое благополучие семьи, улучшение ее социального функционирования (обычно их трудно учесть).

Вопрос об эффективности любого копинг-стиля является открытым. Дело в том, что те способы поведения, которые помогают в одних ситуациях, могут не работать в других. Например, известно, что восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсивно, если источник стресса неясен, и у человека нет знаний, умений или реальных возможностей уменьшить его. Использование проблемно ориентированного копинга в совершенно неподдающейся контролю ситуации также оказывается малопродуктивным, истощает ресурсы [21].

Уровень и качество преодоления  жизненных трудностей зависят от того, насколько успешно функционирует  семья, то есть от того, как она выполняет  свои главные функции. Функции семьи - это деятельность семьи, направленная наудовлетворение потребностей ее членов и общества в целом. Нормально функционирующая семья - это семья, которая обеспечивает необходимый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов. Дисфункциональная семья - та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявлений горизонтальных и вертикальных стрессоров.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения  в научной литературе. Употребляются  синонимы данного понятия: деструктивная семья; дисфункциональная семья; семьи группы риска; негармоничная семья [14].

Различают следующие типы неблагополучных семей: педагогически  некомпетентная; конфликтная; аморальная; асоциальная.

Рассмотрим совладеющее  со стрессом поведение в семьях с нормальным и нарушенным функционированием [21].

 

Таблица 1 - Совпадающее  поведение в семьях с нормальным и нарушенным функционированием

Семейные параметрыФункциональная  семьяДисфункциональная семьяИдентификация стрессораЧеткое, принятиеНечеткое, отрицаниеЛокус проблемыЭто общее делоЭто дело одного человекаПодход к проблемеРешениеОбвинение другихТерпимость друг к другуВысокаяНизкаяУчастие и заботаПрямые, явныеНепрямые, неявныеОбщениеОткрытостьУход в себя, закрытостьСплоченностьВысокаяНизкаяСемейные ролиГибкиеЖесткиеИспользование ресурсовПолное НеполноеНасилиеНетЕстьУпотребление алкоголя, наркотиковРедкоЧастоНаличие лидераОдин лидер либо равенствоОтсутствие лидера, «паралич решений»

Далеко не всегда испытывающая стресс семья прибегает  к копинг-поведению, предпочитая  поведение защитное. Под психологической  защитой понимают подсознательную систему моделей поведения, сформированную на основе жизненного опыта человека и ограждающую его от отрицательных эмоций страха, тревоги, возникающих на основе травмирующей информации из внешнего мира либо вследствие потенциально стрессогенных обстоятельств. Известные психотерапевты А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис описывают условия, при которых семья в трудных жизненных ситуациях склонна использовать, скорее, механизмы психологической защиты, чем сознательного совладания. Это наличие сильно мифологизированной семейной истории, плохо осознаваемые хронические конфликты, эмоциональная зависимость, непроясненные границы. Зачастую семья обладает в основном дисфункциональными стабилизаторами равновесия семейной системы [48]. По мнению А.Я. Варги, ими могут стать дети, болезни, нарушения поведения (например, цикличность супружеских измен и физического насилия). В некоторых семьях родители не ссорятся только тогда, когда ребенок болеет. Приступ астмы может возникать у ребенка, бессознательно усвоившего эту закономерность, при малейших признаках ссоры. Если он долгое время является стабилизатором семейной системы, отделение от родителей в подростковом возрасте происходит очень трудно и болезненно [10].

Существуют общезначимые факторы, стабилизирующие семейную систему и уменьшающие уязвимость семьи к стрессу. По данным зарубежных и отечественных авторов (Д. Брайт, Ф. Джонс, Д. Майерс, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис), к ним относятся: социальный и профессиональный статус, решение проблемы путем совладения, взаимная поддержка в семье и поддержка тех людей, с которыми связаны какой-либо деятельностью (супружеские пары без детей). В семьях с детьми-дошкольниками и школьниками важны религиозность (вера), поддержка окружения и приспособление к более широкой социальной группе, частью которой они себя ощущают. Семьи с подростками используют иные факторы: статус и доход, взаимная поддержка семьи и супруга (супруги), внутренняя сплоченность семьи, поддержка более широкой социальной группы. И наконец, семьи на стадии «пустого гнезда» подчеркивают защитную ценность совпадающих навыков, внутренней сплоченности семьи и поддержки окружения, с которым их связывает какая-либо деятельность [21].

Факторами устойчивости семьи к стрессу являются: общие задачи по воспитанию детей, наличие работы, удовлетворенность членов семьи своей деятельностью, совместные интересы и дела, разделение ценностей, в том числе духовных, любовь и верность друг другу, ответственность за семью, сексуальная гармония. Кроме того, большое значение имеют: умение членов семьи решать проблемы; налаженное общение; удовлетворенность взаимоотношениями и ролевой структурой в семье (наличие лидера лучше, чем ролевое равновесие в нашей культуре); социальная поддержка (чаще всего идущая «сверху вниз», в основном, от родителей к детям); хорошее здоровье; опора на себя и близких родственников.

В одном из исследований изучались семьи в ситуации совладания с трудными жизненными событиями. Оказалось, что для семьи не важно, являются ли они реально трудными, или только воспринимаются как трудные. В любом случае, они выступают как стрессоры и влияют на адаптивность функционирования каждого человека и семьи в целом. К нормативным стрессорам, или обычным ежедневным трудностям, исследуемые семьи отнесли трудности в следующих сферах (по значимости и частоте упоминания): материальное обеспечение; здоровье, воспитание детей; переездили смена жилья; межличностные отношения.

Успешность совладания семьи с трудностями связана со степенью удовлетворенности отношениями в семье и согласованности ценностных ориентации супругов. Это проверялось в исследовании 50 семей (в возрасте от 22 до 39 лет, со стажем семейной жизни от 3-х до 17-ти лет). Все они оценили свои межличностные отношения как в той или иной степени благоприятные при выраженной удовлетворенности браком. Измерение копинга проводилось при помощи опросника «Копинг-поведение в стрессовой ситуации» (Н. Эндлери, Д. Паркер, адаптация Т.Л. Крюковой). Зафиксировано значительное преобладание проблемно-ориентированного копинга по сравнению с эмоционально-ориентированным и копингом избегания во всех сферах осознаваемых семьей трудностей. Оказалось, что чем выше удовлетворенность взаимоотношениями в семье, тем больше выражен активный или ориентированный на решение проблем копинг. Однако у супругов со значительным сходством ценностных ориентации была установлена лишь тенденция к выбору сходных копинг-стратегий проблемно-ориентированной направленности. С возрастом супругов и стажем семейной жизни увеличивается выраженность эмоционально ориентированного копинга, а супруги в возрасте до 30 лет существенно чаще совладают с трудностями при помощи избегания (социального отвлечения, в частности). Интересным показался тот факт, что в семьях испытуемых выделились две яркие группы - это мужья, либо чрезвычайно успешно совпадающие с трудностями, либо вовсе не справляющиеся со стрессом. В то же самое время их жены совладают с жизненными трудностями во всех без исключения сферах на среднем уровне. Таким образом, половые и гендерные различия влияют на эффективность совладания и социально- психологической адаптации [21].

Довольно нелегко  обобщить влияние всех возможных  факторов риска, уязвимости к стрессу  и совладания с ним, выяснить, как они способствуют или препятствуют хорошей адаптации и благополучию семьи.

Назовем некоторые  демографические, социальные и социально  психологические общероссийские тенденции, неоднозначно влияющие на успешность / неуспешность совладающего со стрессом поведения семьи:

·уменьшение числа  детей, особенно у горожан;

·длительная и  сильная связь с родительской семьей, усиление зависимости родителей  от детей в позднем возрасте в  связи с недостаточно развитыми  социальными программами в обществе;

·полная занятость  обоих родителей, высокая занятость женщин матерей (работающая мать проводит с ребенком в среднем 1 час 24 минуты в сутки);

·изменение приоритетов  семьи и работы: в социалистическом обществе предполагалось, что главное  происходит не в семье (приоритет  работы), теперь значение семьи возрастает;

·семейное двоевластие: проблемы с лидерством в семье (формальное лидерство мужа и неформальное жены);

·распространение  «сознательного» родительства в  молодых семьях;

·более сильная  включенность молодых отцов в  жизнедеятельность семьи;

·возрождение  интереса к семейной истории, семейному  дереву не просто как генеалогическое  хобби, а как потребность в  восстановлении семейной культуры, традиций, как обращение к ресурсу.

Подростковый  возраст характеризуется особым всплеском конфликтов между родителями и детьми. При этом причины возникновения конфликтов подростков с родителями имеют определенную возрастную динамику: у младших подростков преобладают конфликты, связанные с учебой, у старших подростков наиболее распространенной причиной конфликтов с родителями становится «несовпадение взглядов на жизнь».

Трудность может  представлять обостряющаяся у подростка  потребность в независимости, которая  обычно ведет к некоторому конфликту  внутри семьи, а также необходимость  пересмотра родительского отношения и стиля воспитательных воздействий к подросшему ребенку, усиливающееся чувство беспокойства и тревоги за него.

Таким образом, в условиях стресса психологическая  адаптация человека происходит посредством  психологической защиты и копинг-механизмов. Совладающее с трудностями поведение, или копинг, - это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает семейный фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптивности. Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим семье осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса.

Далеко не всегда испытывающая стресс семья прибегает  к копинг-поведению, предпочитая  поведение защитное. Под психологической  защитой понимают подсознательную  систему моделей поведения, сформированную на основе жизненного опыта человека и ограждающую его от отрицательных эмоций страха, тревоги, возникающих на основе травмирующей информации из внешнего мира либо вследствие потенциально стрессогенных обстоятельств. Условия, при которых семья в трудных жизненных ситуациях склонна использовать, скорее, механизмы психологической защиты, чем сознательного совладания: наличие сильно мифологизированной семейной истории, плохо осознаваемые хронические конфликты, эмоциональная зависимость, не проясненные границы. Зачастую семья обладает в основном дисфункциональными стабилизаторами равновесия семейной системы.

Информация о работе Защитные механизмы подросткового возраста