Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:52, реферат
Актуальность изучения проблемы женской карьеры очевидна, т.к успешная профессиональная карьера в корне может изменить микроклимат семьи, поскольку возрастет авторитет женщины как матери и жены. Возникнут предпосылки для изменения самооценки мужем себя как мужчины, с которым связана судьба преуспевающей женщины, возможно, произойдет изменение взгляда и на распределение семейных обязанностей. Вместе с тем продвижение женщины по ступеням карьерной лестницы позволит ей увеличить материальное благосостояние семьи, повлияет на уровень и качество жизни последней.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Карьера в жизни женщины.............................................................................5
1.1 Деловые качества женщины......................................................................5
1.2 Психологический портрет деловой женщины.........................................8
1.3Самоуважение, как один из факторов построения успешной карьеры..9
1.4 Типология "карьеристов" и "карьеристок"............................................10
2. Выбор карьеры для женщины......................................................................12
2.1 Виды карьер..............................................................................................12
2.2. Этапы профессиональной деятельности...............................................14
2.3 Устройство на работу...............................................................................16
2.4 Карьерный рост или смена работы.........................................................20
3. Женщина - руководитель..............................................................................21
3.1 Карьерный взлет.......................................................................................21
3.2 Женщина и власть....................................................................................22
3.3 Особенности межличностного взаимодействия....................................23
3.4 Мужчины и женщины: сходства и различия в манере руководства...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................30
1.4 Типология "карьеристов" и "карьеристок"
В зависимости от соотношения
трех характеристик - самооценки, уровня
притязаний и "локуса контроля" -
выделяется несколько типов
"Скалолаз" обладает высокой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внутренним "локус-контролем", добивается профессиональной карьеры сознательно, с полной отдачей и самоконтролем, отличный специалист, пользуется заслуженным авторитетом у коллег и руководства, проходит последовательно все иерархические ступени в организации.
"Имитатор" обладает высокой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внешним "локус-контролем", стремится к карьерным высотам и уверен в своих возможностях, но склонен в большей степени использовать благоприятные внешние обстоятельства, мастер "пускать пыль в глаза", легко усваивает внешние признаки имиджа успешного человека и умеет их эксплуатировать, склонен общаться с нужными и успешными в карьерном смысле людьми, умело организует работу других, и может в лучшем свете представить даже незначительные успехи.
"Мастер" обладает высокой самооценкой, низким уровнем притязаний, внутренним "локус-контролем", интересуется новыми областями деятельности, нередко сопряженными с риском и необходимостью осваивать смежные профессии, решать нестандартные и сложные задачи; достигнув намеченного, часто теряет интерес к работе; продвижение по карьерной лестнице его мало интересует; для него главное - ощущение движения вперед, а не вверх, поэтому он может принимать неожиданные для окружающих решения о переходе на другое место работы или даже смене характера занятий.
"Муравей" обладает низкой самооценкой, низким уровнем притязаний, внешним "локус-контролем", работает строго в соответствии с заданием, которое должно быть четко сформулировано, отличается трудолюбием и работоспособностью, повышенной ответственностью, очень ценен как исполнитель, но нуждается в постоянной внешней поддержке со стороны руководства; для него важно не столько продвижение по иерархической лестнице, сколько признание его заслуг руководством и авторитетными для него людьми.
"Вечный студент" обладает низкой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внешним "локус-контролем", хочет достичь карьерных вершин, но испытывает постоянную неуверенность в себе, безынициативен, за новое берется с осторожностью, склонен к прохождению нескольких курсов повышения квалификации, получению дополнительного образования; при выработке карьерной стратегии в большей степени опирается на мнение руководителя или специалистов кадровой службы.
"Организатор" обладает низкой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внутренним "локус-контролем", в жизни надеется на себя, движется по карьерной лестнице, подгоняемый прежде всего самолюбием, а не стремлением реализовать себя профессионально; ему мешает недоверие к коллегам и склонность к самокопанию, он чувствует себя ответственным за все, что происходит в организации, успешно работает в стабильной ситуации, умеет принимать правильные управленческие решения, но доводить дело до конечного результата должны, по его мнению, другие; в близких к экстремальным условиях решения принимает спонтанно, хаотично, иногда ошибочно.
Женщинам, претендующим на успешную
профессиональную карьеру, важно обладать
не конкретным ограниченным набором
навыков, а такими умениями, как способность
адаптироваться к меняющимся организационным
условиям, постоянно оценивать
2. Выбор карьеры для женщины
2.1 Виды карьер
Выбор карьеры - очень сложный
и ответственный вопрос в жизни.
От его решения будет зависеть
не только наше финансовое благополучие,
но и личная жизнь. От того, какой
путь избирает человек, будет зависеть
и его окружение: друзья и враги,
союзники и идейные противники, вкусы
и предпочтения, ценности и интересы.
От выбора карьеры зависит и уровень
самооценки человека. Местожительство
часто также обусловлено
Виды карьеры зависят от сроков, времени и характера продвижения по служебной лестнице, при этом специалистами выделяются:
Типичная карьера предполагает постепенное продвижение человека к вершинам иерархии по мере роста профессионализма. Продолжительность такой карьеры, как правило, равна в среднем 35-40 годам, во время которых человек последовательно проходит от 8 до 12 должностных позиций.
Скоростная карьера предполагает стремительное, но все же последовательное продвижение человека по вертикали организационной структуры. По времени такая карьера в два-три раза короче, чем типичная. Если в первом случае средняя продолжительность пребывания в должности от трех до четырех лет, то при "скоростной карьере" - от года до двух лет.
Десантная карьера характеризуется тем, что ее приверженцы готовы занять любую должность, а замещение должности часто происходит спонтанно.
Атипичная карьера, когда должностное продвижение человека характеризуется стремительными взлетами или падениями, перескакиванием через одну, а то и две ступени иерархической лестницы.
Непрерывно-прогрессивная карьера связана с развитием по восходящей линии, когда каждая последующая стадия отличается от предыдущей более высоким уровнем применения способностей и расширением масштабов деятельности.
Прогрессивно-прерывистая карьера предполагает продвижение вверх по иерархической лестнице, происходящее в форме периодических подъемов и спадов.
Внутриорганизационная карьера предполагает последовательное прохождение работником всех стадий развития профессиональной деятельности внутри одной организации. Здесь он обучается, здесь же поступает на работу, получает профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, отсюда же уходит на пенсию. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Межорганизационная карьера предполагает последовательное прохождение работником всех стадий развития профессиональной деятельности в разных организациях. Эта карьера также может быть специализированной и неспециализированной.
Специализированная карьера предполагает последовательное прохождение работником всех стадий развития профессиональной деятельности как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется.
Неспециализированная карьера, особенно широко развитая в Японии, основана на убеждении, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.
Вертикальная карьера предполагает подъем на более высокую ступень структурной иерархии, повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда.
Горизонтальная карьера предполагает расширение или усложнение задач на прежней ступени с адекватным изменением вознаграждения.
Ступенчатая карьера совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры.
Скрытая карьера является наименее очевидной для окружающих и доступной лишь ограниченному кругу людей, имеющих обширные деловые связи вне организации.
Центростремительная карьера предполагает движение к руководству организации. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.
Замедленная карьера отличается пребыванием человека на отдельных должностях более 5-6 лет, при этом происходит "застревание", стагнация. Наступает застой - карьерная ситуация, при которой в течение длительного времени (пяти-восьми лет) не происходит существенных изменений.
2.2. Этапы профессиональной деятельности
Можно выделить четыре закономерных этапа профессиональной деятельности, которые, как правило, проходит человек, желающий построить карьеру.
Первый этап - поиск своего места в жизни, профессиональное самоопределение и получение соответствующего образования. Карьера выступает как эмоционально насыщенный, но слабо структурированный образ и нередко конкретизируется в значимом человеке, например, родителях, авторитетных знакомых или кумирах.
Второй этап - вхождение в должность и профессиональная адаптация - характеризуется формированием реального отношения человека к избранной сфере деятельности. Зарождаются потребности в принятии на себя новой роли и в осуществлении намерений или притязаний. Точность образа будущей карьеры нарастает в течение первых двух-трех лет работы и достигает предельных значений по их завершении.
Третий этап - становление в должности - характеризуется формированием соответствующих умений, приобретением навыков прогнозирования и конкретизации социальных ожиданий, связанных с данной профессиональной деятельностью. Расширяется круг интересов и изменяется система потребностей, актуализируются мотивы деятельности, возрастает потребность в самореализации и саморазвитии, повышается активность личности. Накапливается опыт, повышается квалификация и компетентность, развиваются умения и навыки, а также личностно-деловые, профессионально важные качества, осваиваются новые алгоритмы решения профессиональных задач. Повышается психологическая готовность к деятельности в различных, в том числе нестандартных, ситуациях.
Четвертый этап наступает тогда, когда человек оценивает свою профессиональную карьеру как личностно-значимый факт и удовлетворен результатами собственной активности.
На любом этапе карьеры
для достижения успеха необходимы,
самое главное, упорство и вера в
то, что все получится. В жизни
у множества людей самые
2.3 Устройство на работу
Найдя подходящее место работы, необходимо позаботиться о том, чтобы быть туда принятым. Все чаще в отечественных условиях для этого используются не только устные способы (собеседование), но и письменные (так называемые аппликационные письма и резюме).
Аппликационное письмо предполагает краткое сообщение, адресованное конкретному чиновнику, в котором содержится главная цель обращения претендента на вакантную должность. Фирма может разработать свой специальный бланк документа, заменяющего необходимость написания аппликационного письма. Однако если такой альтернативы нет, то следует учитывать несколько рекомендаций по его составлению:
-выяснить фамилию руководителя интересующего подразделения или фамилию менеджера по персоналу;
-избегать слов и выражений, свидетельствующих об отчаянии или чувстве безнадежности;
-избегать хвастливых и напыщенных слов о себе;
-не цитировать фрагменты письма из какого-нибудь учебника, поскольку письмо, написанное лично, будет более информативным;
-никогда не посылать ксерокопию письма;
-следовать принципу лаконичности и избегать многословия.
Резюме лучше всего составлять не торопясь, перебирая в памяти свой жизненный опыт и вспоминая свои достижения в определенных сферах деятельности. Это может быть любая работа, даже если она не входила в трудовые обязанности человека, в том числе учеба на курсах, членство в обществах или общественно-политическая деятельность. Просмотрев получившийся список, следует убедиться, что в нем содержатся все виды деятельности, которые могли бы иметь какое-то отношение к вакантной должности кандидата.
При оформлении данных и
иных документов о приеме на работу
чрезвычайно важно не допускать
орфографических, пунктуационных и
стилистических ошибок. Ведь шансы
человека на получение работы или
продвижение по службе в значительной
степени зависят от его умения
грамотно писать. Согласно проведенному
исследованию, 80% руководителей сообщили,
что в их практике были случаи, когда
они отказывали претенденту только
на том основании, что его резюме
и аппликационное письмо были написаны
с орфографическими, пунктуационными
или грамматическими ошибками. И
99% руководителей согласились с
тем, что неграмотность служит помехой
в продвижении человека по службе.
Дело в том, что ошибки в письме
часто оцениваются как